УСПЕХИ ГИБРИДИЗАЦИИ
УСПЕХИ ГИБРИДИЗАЦИИ
Но кто произнес, что для этого непременно необходимы генератор, электромотор и аккумуляторная батарея? Можно ведь, например, раскручивать при торможении тяжкий маховик, а потом подключать его к колесам. А ах так решает сделать «Форд» в новеньком поколении пикапа F-150. (Справедливости ради отметим – изобретение не ново, принадлежит компании «Итон» и уже прошло обкатку на грузовиках «Петербилт», армейской технике и концепте «Форд F-350 Тонка», показанном в Детройте в 2002 году.)
Пикап «Тонка» под классической «шкурой» скрывал очень необыкновенный гибридный агрегат. Схема дизель-гидравлического «гибрида» достаточно ординарна и уже обкатана на ряде американских грузовиков. Система Hydraulic Launch Assist (HLA), как надо из наименования, употребляет не электричество, а гидравлику. При торможении к валу, выходящему из коробки, подключают гидронасос, который перекачивает масло из так именуемого аккума низкого давления в аккумулятор высочайшего давления. Оба они – не что другое, как крепкие баллоны, часть объема которых заполнена азотом (аналогично газовым амортизаторам). При работе насоса масло сжимает газ до давления 350 атм – вот вам и эффект торможения. Позже, когда шофер начинает разгон, насос преобразуется в гидромотор и подкручивает карданный вал в помощь ДВС. В общем и целом гидроаккумулятор возвращает до 80% из запасенных 380 кДж энергии, которой хватает на 10–15 с насыщенного разгона. К примеру, грузовик массой 4,5 т может развить 50 км/ч вообщем без помощи дизеля. Экономия горючего – 25–35%, на столько же уменьшаются вредные выбросы, а тормозные колодки служат в два раза подольше. По оценкам, применение HLA в автомобилях массой 1700 кг (а это уже легковые) обеспечит им расход горючего, не превосходящий… 2,9 л/100 км.