Радар-детекторы Эсвэчебурашки
По поводу необходимости этих испытаний появился спор. Смущала не оценка на техническом уровне сложных изделий, в каких до этого нужно суметь разобраться. Неувязка – в плоскости морали: как ни крути, а радар-детектор – некоторое средство противодействия Закону.
Чебурашка устроился в ГИБДД. Звонит
ему Гена: «Кем служишь?». Чебурашка: «С мо-
ими ушами – радаром, естественно!»
В Финляндии владелец таковой игрушки нарвется на приличный штраф, в Люксембурге может и за решетку угодить. А вот немцы и америкосы считают, что подобные электрические штуки дисциплинируют водителей и содействуют понижению аварийности… Последний аргумент оказался решающим: Алексей Воробьев-Обухов и Миша Колодочкин испытали 24 радар-детектора. Съемку в режиме реального времени вел Константин Якубов.
ПРЕДМЕТ ЭКПодвескаА
Кто сумеет с ходу именовать российскее техническое изделие, которое приобретают у нас китайцы, и не поэтому, что за копейки, а оттого, что не в состоянии его передрать? Итак вот, это русские радары! Передовая СВЧ-техника восточным соседям пока не по зубам: слепое копирование не дает результата. Так что радары гибэдэдэшников, как и Чебурашка с его ушами-локаторами, – поистине русские. Зато посреди опробованных 24 радар-детекторов преобладают «иностранцы».
«Бинар» – новичок на наших дорогах. Но по талантам заткнет за пояс многих.
Пояснения относительно неких использованных в материале определений даны в Нашей справке.
ЧТО НАМ Источают?
Чтоб испытать радар-детекторы, необходимы заранее исправные радары и квалифицированные консультанты. С этим осложнений не появилось: питерское ООО «Симикон» практикуется как раз на производстве микроволновых систем, а именно – тех радаров и фоторадарных комплексов, с которыми хоть какой шофер знаком не понаслышке.
«КРИС»П – это вот таковой неприметный треножник. Стоит для себя на обочине либо около отбойника и «шпионит»
Для проведения испытаний нам выделили три прибора. «Радис» – отлично знакомый многим мобильный измеритель скорости, который употребляется дорожно-патрульной службой достаточно издавна. «Бинар» – новый видеоизмеритель с 2-мя (!) телекамерами, фиксирующими как большой, так и общий план дорожной ситуации, к тому же он записывает целый видео-сюжет о нарушении. А фоторадарный комплекс «КРИС»П – самый «вредный» в этой троице: обучен без помощи других передавать информацию о нарушителе на удаленный мобильный пост. Дальше эти сведения можно перенести на сервер УГИБДД с помощью флэш-накопителя. Дал в конце смены флэшку начальнику – нарушитель получит квитанцию по почте.
«Радис» знаком практически каждому, кто хоть в один прекрасный момент был пойман за превышение скорости.
Радары могут работать на разных частотах (см. Нашу справку), но в Рф употребляется в главном К-диапазон. Его «пожилой коллега» Х-диапазон, в общем-то, морально устарел, а новомодный инфракрасный La-диапазон, напротив, употребляется только в единичных моделях лазерных радаров. В любом случае, при выборе радар-детектора помните, что наибольшее число реально нужных диапазонов – три.
ПОМЕХА СПРАВА!
Помехоустойчивость радар-детекторов – тема отдельного доклада…
Производитель способен задрать их чувствительность до небес, но тогда окаянная электроника начнет ловить не только лишь нужный сигнал, да и все, что «плохо лежит», – помехи от светофоров, автоматических дверей, ЛЭП, шлагбаумов, радиотелефонов и т. д. и т. п. Пробы же сделать лучше помехозащищенность приводят к потере чувствительности. Вывод очевиден: радар-детекторов, полностью защищенных от помех, не существует. А часто встречающееся решение, позволяющее потребителю уживаться с этим противоречием, – тумблер режимов типа «город/трасса». В городке помех еще больше, потому жертвуем чувствительностью, за городом – напротив.
Населенный пункт кончился, а ваши приключения – начинаются. Приблизительно в километре «ниже по течению» водителю тщательно растолкуют, как не нужно ездить по «населенке».
На замену прячущимся в кустиках гаишникам пришли безразличные фоторадарные комплексы.
Разработчики радаров издавна знают слабенькие места «визави», а поэтому выбирают для собственных творений импульсный режим работы. Грубо говоря, радар выдает не неизменный сигнал, а недлинные посылки (с паузами), отличить которые от помех очень тяжело. А большая часть систем помехозащищенности, применяемых в радар-детекторах, основано... на фильтрации маленьких импульсов! Другими словами, такое изделие «видит» сигнал радара, но считает его помехой и никак не реагирует.
Напомним, что обычная работоспособность радар-детекторов почти во всем находится в зависимости от правильной установки. А именно, металлизированная тонировочная пленка на стекле убивает их чувствительность. То же самое способны сделать любые предметы, загораживающие обзор, к примеру щетки стеклоочистителей. Вот почему радар-детектор, который по аннотации следовало высадить на магнит, приклеенный к торпедо, сходу вызвал у нас недовольство: и салон уродовать неохота, и не видно ему ничего…
Испытаниям с радарами предшествовала многодневная городская и пригородная езда: любой из 24 участников преодолел приблизительно по 70 км по одному и тому же маршруту. Удобство использования, помехоустойчивость, индикация – старались оценить все. Но главное – это, конечно, поединок с «чебурашками». Кто кого?
УШАМИ Вспять!
Стрелок с различным «оружием» стоит в боевой готовности на обочине, а «жертва» поначалу удирает от него приблизительно на пару км, потом разворачивается и движется навстречу судьбе, прислушиваясь к пискам приборчика на ветровом стекле. И так – для каждого изделия. В общем, за денек намотали туда-сюда несколько сотен км.
Рабочий момент дежурства – экипаж ДПС на «мурманской дорожке» под Питером.
Вобщем, один заготовленный заблаговременно столбец пришлось-таки из таблицы выбросить. Если «Радис» достаточно просто ловился большинством изделий, а «Бинар» уверенно нашла только третья часть радар-детекторов, то чудище на треножнике по имени «КРИС»П вообщем отказалось с нами сотрудничать! 1-ый заезд, 2-ой, десятый – молчание… Так ловится КРИС радар-детекторами либо не ловится? И почему?
Мы экПодвескаируем не только лишь сырье, да и СВЧ-технику.
Ответ дали подсказку разработчики, и он просит осмысления. Дело в том, что существует рекомендация устанавливать такие комплексы не только лишь под углом к полосе, да и… по ходу движения: они должны «стрелять в спину», когда сбрасывать скорость уже поздно! (Хотя, формально говоря, измерения впереди ничем не ужаснее.) А заблаговременно изловить излучение радара, «стреляющего» в обратном от тебя направлении, достаточно тяжело. Вот почему отловить излучение КРИСа, установленного как следует, «к лесу задом, к Ивану передом», нам не удалось. Другое дело, что на дороге мы никогда не повстречали гаишный комплекс, направленный в спину. Но, думаем, перестроятся гаишники очень стремительно. И заместо фото фронтального номера будут присылать «вид сзади».
Подобные сценки скоро канут в Лету. Тот же «КРИС»П просто выполнит план за десяток экипажей – успевай только квитанции рассылать. Доход – государству!
Когда усвоют, что найти такового «чебурашку» куда труднее, чем обычного…
Жить стало лучше? Похоже, все вокруг довольны.
СТАТЬ ВЕЧНО УБЕГАЮЩИМ?
Наше мировоззрение: радар-детекторы исторически обречены. Но сейчас они в ходу, так что будем воспользоваться тем, чему они обучены. Понятное дело, если на дороге вы сообразили, что машину уже засекли, лупить по тормозам никчемно, но если получится изловить «чужой» либо отраженный сигнал, шанс избежать наказания есть. Суждения создателей относительно каждого из испытанных радар-детекторов приведены ниже, результаты замеров и экспертные оценки сведены в таблицу. В ней же промежные коэффициенты: в каждом испытании за наилучший итог полагается 5 баллов, за худший – 1 балл, другие оцениваются пропорционально показанному результату. Например, самый дешевенький, ценой в 510 руб., прибор получил в номинации «Затраты» оценку 5 баллов, самый дорогой, за 21 000 руб., – 1 балл, а тот, что стоит 4200 руб., – 4,28. У каждого параметра собственный «весовой» коэффициент, наибольший, 0,3, – за дальность обнаружения, малый, 0,1, – за эргономичность. Напоминаем: наше дело – привести конкретные оценки и высказать свое мировоззрение относительно каждого прибора. Несогласным предлагаем выстроить рейтинг сенсоров так, как дает подсказку их собственное разумение.
Самый дорогой из испытанных радар-детекторов стоит в 40 с излишним раз больше самого дешевенького! Но призываем водителей не посвящать жизнь тому, чтоб научиться половчее увиливать от радаров, – проще не давать поводов подлавливать себя на нарушениях высокоскоростного режима.
КОММЕНТАРИЙ Спеца
Илья БАРСКИЙ, к.т.н., генеральный директор ООО «Симикон»:
Если честно, сама мысль испытаний радар-детекторов сначала вызвала у меня неприятие: считаю, что эра схожих изделий близится к закату. Более того, я убежденный приверженец борьбы за порядок на наших дорогах. И если скорость движения ограничена законом, то не надо пробовать его обойти, пропагандируя технические новинки подобного профиля. Как специалист, я отлично понимаю, что противоборство дорожных радарных комплексов и радар-детекторов на техническом уровне уже выиграно первыми, а поэтому решил принять активное роль в испытаниях, чтоб еще раз подтвердить это.
Пробовать увернуться на дороге от фоторадарных комплексов типа «КРИС» сейчас никчемно. Они по аннотации инсталлируются под углом к проезжей части, а поэтому захватывают ограниченный участок места. Но главное состоит в том, что такие фоторадары передают информацию о нарушителе на удаленный пост (мобильный либо стационарный), и в этом смысле совсем индифферентно, впереди сфотографирован нарушитель либо сзади. Радару, естественно, все равно, он может измерить скорость и так, и этак, но измерения «в спину», как указывает опыт работы многих инспекторов, еще более эффективны. И номера задние обычно почище, ну и фары ночкой не мешают «видеть» телекамерам. Так что в официальную методичку по внедрению и использованию передвижных фоторадаров уже включена рекомендация использовать их для определения скорости в большей степени удаляющихся целей: возможность фиксации нарушения выше, с радардетекторами никаких сложностей. Другой вопрос, что еще не все сотрудники ДПС работают в согласовании с этой рекомендацией, но это дело поправимое. В целом же я убежден, что ЗР провел важную и увлекательную работу, наша компания с наслаждением приняла в ней роль.
НАША СПРАВКА: ИЗ ЖИЗНИ РАДАРОВ
• Как радар определяет скорость?
Радар испускает электрический сигнал и ловит его отражение от автомобиля. Если машина движется, то частоты излученного и отраженного сигналов не совпадают. По их разнице радар вычисляет скорость автомобиля.
• На каких частотах работают дорожные радары?
В мире наибольшее распространение получили четыре спектра: Х-диапазон (10,525 ГГц), К-диапазон (24,15 ГГц), Ка-диапазон (35,2 ГГц), La-диапазон, он же – лазерный (700–1000 нм). В Рф разрешены только Х-, К- и La-диапазоны.
• Какова дальность работы радаров?
Она находится в зависимости от рельефа дороги, погодных критерий, точности наведения и т. п. Наибольшая дальность при подходящих критериях превосходит 1 км, ГОСТ определяет дальность радара более чем в 300 м. Это гарантированный минимум. Понятно, что в реальных критериях измерения могут проводиться как на большем расстоянии, так и на наименьшем. Конструктивно радар устроен так, что или выдает достоверное значение измеряемой скорости, или не выдает никакого.
• Может быть ли измерение скорости в движении?
Да, может быть. Некие типы радаров вычисляют скорость патрульного автомобиля (по отраженному от дороги сигналу) и учитывают ее при определении скорости предполагаемого нарушителя, который может двигаться как в попутном, так и во встречном направлении. При всем этом на экран радара выводится только скорость нарушителя.
• Чем радар-детектор отличается от антирадара?
Различие принципно, хотя в обиходе нередко употребляют оба термина без разбора. Антирадар – это активный генератор помехи, нарушающий работу измерительного средства; его внедрение везде запрещено. Радар-детектор – это, на самом деле, пассивный радиоприемник, настроенный на нужные частоты. Да и он в ряде государств находится вне закона.
• В чем отличие механизма работы лазерного радара от обыденного?
Лазерный радар – это практически дальномер. Он пару раз попорядку определяет дальность, которая при движении объекта меняется, а позже высчитывает производную от дальности по времени – выходит скорость. Для Рф это пока экзотика.
Благодарим ООО «Симикон» (Санкт-Петербург) и фирму Star Dreams (Москва) за помощь в подготовке статьи.
Чебурашка устроился в ГИБДД. Звонит
ему Гена: «Кем служишь?». Чебурашка: «С мо-
ими ушами – радаром, естественно!»

В Финляндии владелец таковой игрушки нарвется на приличный штраф, в Люксембурге может и за решетку угодить. А вот немцы и америкосы считают, что подобные электрические штуки дисциплинируют водителей и содействуют понижению аварийности… Последний аргумент оказался решающим: Алексей Воробьев-Обухов и Миша Колодочкин испытали 24 радар-детектора. Съемку в режиме реального времени вел Константин Якубов.
ПРЕДМЕТ ЭКПодвескаА
Кто сумеет с ходу именовать российскее техническое изделие, которое приобретают у нас китайцы, и не поэтому, что за копейки, а оттого, что не в состоянии его передрать? Итак вот, это русские радары! Передовая СВЧ-техника восточным соседям пока не по зубам: слепое копирование не дает результата. Так что радары гибэдэдэшников, как и Чебурашка с его ушами-локаторами, – поистине русские. Зато посреди опробованных 24 радар-детекторов преобладают «иностранцы».

Пояснения относительно неких использованных в материале определений даны в Нашей справке.
ЧТО НАМ Источают?
Чтоб испытать радар-детекторы, необходимы заранее исправные радары и квалифицированные консультанты. С этим осложнений не появилось: питерское ООО «Симикон» практикуется как раз на производстве микроволновых систем, а именно – тех радаров и фоторадарных комплексов, с которыми хоть какой шофер знаком не понаслышке.

Для проведения испытаний нам выделили три прибора. «Радис» – отлично знакомый многим мобильный измеритель скорости, который употребляется дорожно-патрульной службой достаточно издавна. «Бинар» – новый видеоизмеритель с 2-мя (!) телекамерами, фиксирующими как большой, так и общий план дорожной ситуации, к тому же он записывает целый видео-сюжет о нарушении. А фоторадарный комплекс «КРИС»П – самый «вредный» в этой троице: обучен без помощи других передавать информацию о нарушителе на удаленный мобильный пост. Дальше эти сведения можно перенести на сервер УГИБДД с помощью флэш-накопителя. Дал в конце смены флэшку начальнику – нарушитель получит квитанцию по почте.

Радары могут работать на разных частотах (см. Нашу справку), но в Рф употребляется в главном К-диапазон. Его «пожилой коллега» Х-диапазон, в общем-то, морально устарел, а новомодный инфракрасный La-диапазон, напротив, употребляется только в единичных моделях лазерных радаров. В любом случае, при выборе радар-детектора помните, что наибольшее число реально нужных диапазонов – три.

ПОМЕХА СПРАВА!
Помехоустойчивость радар-детекторов – тема отдельного доклада…

Производитель способен задрать их чувствительность до небес, но тогда окаянная электроника начнет ловить не только лишь нужный сигнал, да и все, что «плохо лежит», – помехи от светофоров, автоматических дверей, ЛЭП, шлагбаумов, радиотелефонов и т. д. и т. п. Пробы же сделать лучше помехозащищенность приводят к потере чувствительности. Вывод очевиден: радар-детекторов, полностью защищенных от помех, не существует. А часто встречающееся решение, позволяющее потребителю уживаться с этим противоречием, – тумблер режимов типа «город/трасса». В городке помех еще больше, потому жертвуем чувствительностью, за городом – напротив.


Разработчики радаров издавна знают слабенькие места «визави», а поэтому выбирают для собственных творений импульсный режим работы. Грубо говоря, радар выдает не неизменный сигнал, а недлинные посылки (с паузами), отличить которые от помех очень тяжело. А большая часть систем помехозащищенности, применяемых в радар-детекторах, основано... на фильтрации маленьких импульсов! Другими словами, такое изделие «видит» сигнал радара, но считает его помехой и никак не реагирует.

Напомним, что обычная работоспособность радар-детекторов почти во всем находится в зависимости от правильной установки. А именно, металлизированная тонировочная пленка на стекле убивает их чувствительность. То же самое способны сделать любые предметы, загораживающие обзор, к примеру щетки стеклоочистителей. Вот почему радар-детектор, который по аннотации следовало высадить на магнит, приклеенный к торпедо, сходу вызвал у нас недовольство: и салон уродовать неохота, и не видно ему ничего…

Испытаниям с радарами предшествовала многодневная городская и пригородная езда: любой из 24 участников преодолел приблизительно по 70 км по одному и тому же маршруту. Удобство использования, помехоустойчивость, индикация – старались оценить все. Но главное – это, конечно, поединок с «чебурашками». Кто кого?

УШАМИ Вспять!
Стрелок с различным «оружием» стоит в боевой готовности на обочине, а «жертва» поначалу удирает от него приблизительно на пару км, потом разворачивается и движется навстречу судьбе, прислушиваясь к пискам приборчика на ветровом стекле. И так – для каждого изделия. В общем, за денек намотали туда-сюда несколько сотен км.

Вобщем, один заготовленный заблаговременно столбец пришлось-таки из таблицы выбросить. Если «Радис» достаточно просто ловился большинством изделий, а «Бинар» уверенно нашла только третья часть радар-детекторов, то чудище на треножнике по имени «КРИС»П вообщем отказалось с нами сотрудничать! 1-ый заезд, 2-ой, десятый – молчание… Так ловится КРИС радар-детекторами либо не ловится? И почему?

Ответ дали подсказку разработчики, и он просит осмысления. Дело в том, что существует рекомендация устанавливать такие комплексы не только лишь под углом к полосе, да и… по ходу движения: они должны «стрелять в спину», когда сбрасывать скорость уже поздно! (Хотя, формально говоря, измерения впереди ничем не ужаснее.) А заблаговременно изловить излучение радара, «стреляющего» в обратном от тебя направлении, достаточно тяжело. Вот почему отловить излучение КРИСа, установленного как следует, «к лесу задом, к Ивану передом», нам не удалось. Другое дело, что на дороге мы никогда не повстречали гаишный комплекс, направленный в спину. Но, думаем, перестроятся гаишники очень стремительно. И заместо фото фронтального номера будут присылать «вид сзади».

Когда усвоют, что найти такового «чебурашку» куда труднее, чем обычного…

СТАТЬ ВЕЧНО УБЕГАЮЩИМ?
Наше мировоззрение: радар-детекторы исторически обречены. Но сейчас они в ходу, так что будем воспользоваться тем, чему они обучены. Понятное дело, если на дороге вы сообразили, что машину уже засекли, лупить по тормозам никчемно, но если получится изловить «чужой» либо отраженный сигнал, шанс избежать наказания есть. Суждения создателей относительно каждого из испытанных радар-детекторов приведены ниже, результаты замеров и экспертные оценки сведены в таблицу. В ней же промежные коэффициенты: в каждом испытании за наилучший итог полагается 5 баллов, за худший – 1 балл, другие оцениваются пропорционально показанному результату. Например, самый дешевенький, ценой в 510 руб., прибор получил в номинации «Затраты» оценку 5 баллов, самый дорогой, за 21 000 руб., – 1 балл, а тот, что стоит 4200 руб., – 4,28. У каждого параметра собственный «весовой» коэффициент, наибольший, 0,3, – за дальность обнаружения, малый, 0,1, – за эргономичность. Напоминаем: наше дело – привести конкретные оценки и высказать свое мировоззрение относительно каждого прибора. Несогласным предлагаем выстроить рейтинг сенсоров так, как дает подсказку их собственное разумение.

КОММЕНТАРИЙ Спеца

Илья БАРСКИЙ, к.т.н., генеральный директор ООО «Симикон»:
Если честно, сама мысль испытаний радар-детекторов сначала вызвала у меня неприятие: считаю, что эра схожих изделий близится к закату. Более того, я убежденный приверженец борьбы за порядок на наших дорогах. И если скорость движения ограничена законом, то не надо пробовать его обойти, пропагандируя технические новинки подобного профиля. Как специалист, я отлично понимаю, что противоборство дорожных радарных комплексов и радар-детекторов на техническом уровне уже выиграно первыми, а поэтому решил принять активное роль в испытаниях, чтоб еще раз подтвердить это.
Пробовать увернуться на дороге от фоторадарных комплексов типа «КРИС» сейчас никчемно. Они по аннотации инсталлируются под углом к проезжей части, а поэтому захватывают ограниченный участок места. Но главное состоит в том, что такие фоторадары передают информацию о нарушителе на удаленный пост (мобильный либо стационарный), и в этом смысле совсем индифферентно, впереди сфотографирован нарушитель либо сзади. Радару, естественно, все равно, он может измерить скорость и так, и этак, но измерения «в спину», как указывает опыт работы многих инспекторов, еще более эффективны. И номера задние обычно почище, ну и фары ночкой не мешают «видеть» телекамерам. Так что в официальную методичку по внедрению и использованию передвижных фоторадаров уже включена рекомендация использовать их для определения скорости в большей степени удаляющихся целей: возможность фиксации нарушения выше, с радардетекторами никаких сложностей. Другой вопрос, что еще не все сотрудники ДПС работают в согласовании с этой рекомендацией, но это дело поправимое. В целом же я убежден, что ЗР провел важную и увлекательную работу, наша компания с наслаждением приняла в ней роль.

НАША СПРАВКА: ИЗ ЖИЗНИ РАДАРОВ
• Как радар определяет скорость?
Радар испускает электрический сигнал и ловит его отражение от автомобиля. Если машина движется, то частоты излученного и отраженного сигналов не совпадают. По их разнице радар вычисляет скорость автомобиля.
• На каких частотах работают дорожные радары?
В мире наибольшее распространение получили четыре спектра: Х-диапазон (10,525 ГГц), К-диапазон (24,15 ГГц), Ка-диапазон (35,2 ГГц), La-диапазон, он же – лазерный (700–1000 нм). В Рф разрешены только Х-, К- и La-диапазоны.
• Какова дальность работы радаров?
Она находится в зависимости от рельефа дороги, погодных критерий, точности наведения и т. п. Наибольшая дальность при подходящих критериях превосходит 1 км, ГОСТ определяет дальность радара более чем в 300 м. Это гарантированный минимум. Понятно, что в реальных критериях измерения могут проводиться как на большем расстоянии, так и на наименьшем. Конструктивно радар устроен так, что или выдает достоверное значение измеряемой скорости, или не выдает никакого.
• Может быть ли измерение скорости в движении?
Да, может быть. Некие типы радаров вычисляют скорость патрульного автомобиля (по отраженному от дороги сигналу) и учитывают ее при определении скорости предполагаемого нарушителя, который может двигаться как в попутном, так и во встречном направлении. При всем этом на экран радара выводится только скорость нарушителя.
• Чем радар-детектор отличается от антирадара?
Различие принципно, хотя в обиходе нередко употребляют оба термина без разбора. Антирадар – это активный генератор помехи, нарушающий работу измерительного средства; его внедрение везде запрещено. Радар-детектор – это, на самом деле, пассивный радиоприемник, настроенный на нужные частоты. Да и он в ряде государств находится вне закона.
• В чем отличие механизма работы лазерного радара от обыденного?
Лазерный радар – это практически дальномер. Он пару раз попорядку определяет дальность, которая при движении объекта меняется, а позже высчитывает производную от дальности по времени – выходит скорость. Для Рф это пока экзотика.
Благодарим ООО «Симикон» (Санкт-Петербург) и фирму Star Dreams (Москва) за помощь в подготовке статьи.