Галлактические поводыри ГЛОНАСС VS GPS
О ней нередко молвят сейчас с самых больших трибун, под нее выделяются колоссальные средства. ГЛОНАСС. Для чего она рядовому россиянину? На экскурсию по небесным сферам приглашает спец по спутниковой навигации Марина Рожкова.
1
Что такое ГЛОНАСС? Чем она лучше или хуже GPS?
ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) – русская система спутниковой навигации. Практически это группировка спутников специального предназначения. С околоземных орбит они передают сигналы, по которым навигационное устройство вычисляет свои координаты на местности. Потом они показываются в виде метки на карте.
Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.
Проект запустили еще в СССР: 1-ый спутник вывели на орбиту в 1982 году. Вначале систему планировали использовать для оборонных нужд – рядовым гражданам четкая навигация на местности была недосягаема. Нарушившего запрет могли просто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!).
На дисплее двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.На дисплее двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.
Известную и сравнительно издавна применяемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) сделало и финансирует министерство обороны США. Ее сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с ней, не поддается счету.
С точки зрения юзера, ГЛОНАСС совсем подобна GPS, русская система не лучше и не хуже американской, просто они разнятся по некоторым техническим характеристикам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сейчас сигнал GPS доступен в любой точке Земли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из 24 спутников, требуемых для полного локационного покрытия планетки, а полноценно работают только 17; не считая того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.
Для чего Рф своя система?
Сначала, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по сигналу американской системы навигации. А если в один «прекрасный» момент заморские партнеры возьмут да и нажмут (ну, захотелось!) кнопку «стоп» и сигнал пропадет? Вся русская военная техника мгновенно «ослепнет».
Нужна ли ГЛОНАСС кому-то еще?
Да, она может заинтриговать всякую страну, которая не хотела бы зависеть от навигационной монополии Штатов. Всем нужна кандидатура GPS. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и Индия. Если поспешить и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и главной кандидатурой GPS, что даст возможность, кроме предоставления услуг навигации, экПодвескаировать ее оборудование и технологии во многие страны.
Glospace SGK-70 – 1-ый российский навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не выдумали...Glospace SGK-70 – 1-ый российский навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не выдумали...
ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих удачно функционирующих несырьевых отраслей экономики Рф. Отсюда и мотив к инвестированию правительством Рф больших средств в развитие системы. Цель – окончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года.
Ориентация для экономики?
И на гражданке зависеть от кого-то – для себя в убыток. Допустим, у некой транПодвесканой компании есть 20 грузовых автомобилей и каждый раз в день простаивает в многокилометровых пробках либо делает крюки, тогда как вероятны другие, рациональные маршруты, пусть и объездные. Сколько убыточных км проходит любая машина в день? В неделю? За год? Сколько бензина спаливает впустую? А если подсчитать убытки транПодвесканых компаний большой страны... Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транПодвескаа – уменьшить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку продуктов. А экстренные службы – полиция, пожарные, скорая помощь – станут прибывать на вызовы в разы резвее, чем на данный момент.
Может, происки американцев – всего только страшилки?
«Лада-Приора» со интегрированным двухсистемным навигатором.«Лада-Приора» со интегрированным двухсистемным навигатором.
Догадки излишни – был прецедент. В 1999 году во время бомбардировок Югославии америкосы вырубили сигнал GPS для чужих на довольно большой части Европы... Но дело не только лишь в «рубильнике». Одновременное внедрение обеих спутниковых систем в ряде ситуаций возможно окажется спасительным для хоть какого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье либо в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями, сигнал к прибору не проходит. А «их» спутник чуток в сторонке и в зоне видимости. Вот поэтому-то большая часть приемников ГЛОНАСС вначале делают двухсистемными, то есть с поддержкой GPS – в этом случае и надежность, и точность определения координат несколько выше.
Мультимедийная система в автомобиле ТагАЗ-С100: внушительно? Либо не очень?Мультимедийная система в автомобиле ТагАЗ-С100: внушительно? Либо не очень?
В реальной жизни рядового автомобилиста такая ситуация маловероятна, но, если возникнет (скажем, потерялся в отдаленном ущелье), он локти будет кусать и корить себя за то, что не воспользовался случаем расширить способности прибора. И сравните: что-то плохое со здоровьем также происходит очень изредка, однако же мы его страхуем.
Анонимность обеспечивается?
Естественно, в рамках навигационной системы связь односторонняя: навигатор, как телек, просто воспринимает сигнал. О ваших передвижениях никто, не считая вас, знать не будет, если только вы не используете навигацию, встроенную, к примеру, в сотовый телефон и вдобавок не «зарядили» его определенными программами-приложениями. Именно тогда можно отследить ваши перемещения.
Как это разорительно?
Спутниковый сигнал (как ГЛОНАСС, так и GPS) полностью бесплатен и доступен всем. Другое дело, какие-то платежи придется заносить за некоторые дополнительные сервисы, к примеру сообщения о пробках, передачу данных в охранное агентство. Если эти сервисы требуют подключения к Интернету, за трафик, очевидно, будете платить.
А если устареет?
Устаревает не столько сам прибор, сколько заложенная в него картографическая и попутная информация. Ее обновление не требует подмены самого навигатора, но каждый денек возникают приборы с новыми сервисными функциями, более комфортные и совершенные. То есть навигаторы, как и любая техника, подвержены моральному старению. Вы свободны в своем выборе – поменять весь прибор либо только обновлять карты.
Что дороже?
У нас в продаже, повторю, пока только один навигатор с поддержкой системы ГЛОНАСС – поточнее, двухсистемная модель Glospace SGK-70, которая работает и с нашими, и с американскими спутниками. Стоит она около 16 тысяч рублей, тогда как средненький навигатор с GPS – около 5 тысяч. Работает прибор не вполне накрепко да и функционально отстает от того, что может дать GPS-аналог. По габаритам тоже проигрывает. Так что рекомендуем подождать, пока российская либо китайско-японская индустрия освоят создание продвинутого оборудования с поддержкой русской навигационной системы. Вероятнее всего, это случится не раньше 2011 года. Пока же фактически все бытовое навигационное оборудование, доступное автомобилистам, работает только с GPS.
Трекер, в отличие от навигатора, докладывает удаленному юзеру свое местопребывание. Экран и кнопки ему не необходимы.Трекер, в отличие от навигатора, докладывает удаленному юзеру свое местопребывание. Экран и кнопки ему не необходимы.
Несколько компаний в России уже разрабатывают интегрированные авто навигаторы. Один из таких проектов – создание российскей настоящей мультимедийной системы, объединяющей спутниковый навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, маршрутный компьютер, аудиовидеоцентр, противоугонную систему. Если итог будет удачным, сходу появятся сотки тыщ автомобилей с ГЛОНАСС (поточнее, с двухсистемной навигацией), которые к тому же получат русскую мультимедийную электронику на уровне той, что установлена в иномарках среднего и даже премиум-сегмента.
Средства слежения?
У спутниковой навигации повсевременно возникают все новые области внедрения. Взять, к примеру, так именуемые трекеры. Это маленькое устройство можно положить в портфель сына-школьника, в сумку бабушки-старушки, привязать к ошейнику возлюбленной собачки либо запихнуть в автомобильную аптечку. После чего на интернет-странице специального сервиса вы можете в любой момент узреть на карте, где находится трекер и, стало быть, сам объект, то есть не потеряются ни бабушка, ни сын, ни собака, ни машина. А можно задать зону, и при выходе трекера за ее пределы вас оповестит об этом SMS-сообщение.
На всякий случай устройство пичкают «тревожной» кнопкой. Одно нажатие попавшего в беду – и в эфир идет сигнал о ЧП. Тот, кто его получит, находит на карте, где конкретно случилось происшествие, – и вперед, на помощь! Очевидно, рядового потребителя полностью устроят и GPS-трекеры, а вот, к примеру, отслеживание места нахождения заключенных с помощью новомодных трекеров-браслетов отдавать на откуп зарубежной компании, согласитесь, не стоит.