Галлактические поводыри ГЛОНАСС VS GPS
О ней нередко молвят сейчас с самых больших трибун, под нее выделяются колоссальные средства. ГЛОНАСС. Для чего она рядовому россиянину? На экскурсию по небесным сферам приглашает спец по спутниковой навигации Марина Рожкова.
Что такое ГЛОНАСС? Чем она лучше или хуже GPS?
ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) – русская система спутниковой навигации. Практически это группировка спутников специального предназначения. С околоземных орбит они передают сигналы, по которым навигационное устройство вычисляет свои координаты на местности. Потом они показываются в виде метки на карте.
Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.
Проект запустили еще в СССР: 1-ый спутник вывели на орбиту в 1982 году. Вначале систему планировали использовать для оборонных нужд – рядовым гражданам четкая навигация на местности была недосягаема. Нарушившего запрет могли просто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!).
На дисплее двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.
Известную и сравнительно издавна применяемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) сделало и финансирует министерство обороны США. Ее сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с ней, не поддается счету.
С точки зрения юзера, ГЛОНАСС совсем подобна GPS, русская система не лучше и не хуже американской, просто они разнятся по некоторым техническим характеристикам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сейчас сигнал GPS доступен в любой точке Земли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из 24 спутников, требуемых для полного локационного покрытия планетки, а полноценно работают только 17; не считая того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.
Для чего Рф своя система?
Сначала, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по сигналу американской системы навигации. А если в один «прекрасный» момент заморские партнеры возьмут да и нажмут (ну, захотелось!) кнопку «стоп» и сигнал пропадет? Вся русская военная техника мгновенно «ослепнет».
Нужна ли ГЛОНАСС кому-то еще?
Да, она может заинтриговать всякую страну, которая не хотела бы зависеть от навигационной монополии Штатов. Всем нужна кандидатура GPS. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и Индия. Если поспешить и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и главной кандидатурой GPS, что даст возможность, кроме предоставления услуг навигации, экПодвескаировать ее оборудование и технологии во многие страны.
Glospace SGK-70 – 1-ый российский навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не выдумали...
ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих удачно функционирующих несырьевых отраслей экономики Рф. Отсюда и мотив к инвестированию правительством Рф больших средств в развитие системы. Цель – окончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года.
Ориентация для экономики?
И на гражданке зависеть от кого-то – для себя в убыток. Допустим, у некой транПодвесканой компании есть 20 грузовых автомобилей и каждый раз в день простаивает в многокилометровых пробках либо делает крюки, тогда как вероятны другие, рациональные маршруты, пусть и объездные. Сколько убыточных км проходит любая машина в день? В неделю? За год? Сколько бензина спаливает впустую? А если подсчитать убытки транПодвесканых компаний большой страны... Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транПодвескаа – уменьшить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку продуктов. А экстренные службы – полиция, пожарные, скорая помощь – станут прибывать на вызовы в разы резвее, чем на данный момент.
Может, происки американцев – всего только страшилки?
«Лада-Приора» со интегрированным двухсистемным навигатором.
Догадки излишни – был прецедент. В 1999 году во время бомбардировок Югославии америкосы вырубили сигнал GPS для чужих на довольно большой части Европы... Но дело не только лишь в «рубильнике». Одновременное внедрение обеих спутниковых систем в ряде ситуаций возможно окажется спасительным для хоть какого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье либо в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями, сигнал к прибору не проходит. А «их» спутник чуток в сторонке и в зоне видимости. Вот поэтому-то большая часть приемников ГЛОНАСС вначале делают двухсистемными, то есть с поддержкой GPS – в этом случае и надежность, и точность определения координат несколько выше.
Мультимедийная система в автомобиле ТагАЗ-С100: внушительно? Либо не очень?
В реальной жизни рядового автомобилиста такая ситуация маловероятна, но, если возникнет (скажем, потерялся в отдаленном ущелье), он локти будет кусать и корить себя за то, что не воспользовался случаем расширить способности прибора. И сравните: что-то плохое со здоровьем также происходит очень изредка, однако же мы его страхуем.
Анонимность обеспечивается?
Естественно, в рамках навигационной системы связь односторонняя: навигатор, как телек, просто воспринимает сигнал. О ваших передвижениях никто, не считая вас, знать не будет, если только вы не используете навигацию, встроенную, к примеру, в сотовый телефон и вдобавок не «зарядили» его определенными программами-приложениями. Именно тогда можно отследить ваши перемещения.
Как это разорительно?
Спутниковый сигнал (как ГЛОНАСС, так и GPS) полностью бесплатен и доступен всем. Другое дело, какие-то платежи придется заносить за некоторые дополнительные сервисы, к примеру сообщения о пробках, передачу данных в охранное агентство. Если эти сервисы требуют подключения к Интернету, за трафик, очевидно, будете платить.
А если устареет?
Устаревает не столько сам прибор, сколько заложенная в него картографическая и попутная информация. Ее обновление не требует подмены самого навигатора, но каждый денек возникают приборы с новыми сервисными функциями, более комфортные и совершенные. То есть навигаторы, как и любая техника, подвержены моральному старению. Вы свободны в своем выборе – поменять весь прибор либо только обновлять карты.
Что дороже?
У нас в продаже, повторю, пока только один навигатор с поддержкой системы ГЛОНАСС – поточнее, двухсистемная модель Glospace SGK-70, которая работает и с нашими, и с американскими спутниками. Стоит она около 16 тысяч рублей, тогда как средненький навигатор с GPS – около 5 тысяч. Работает прибор не вполне накрепко да и функционально отстает от того, что может дать GPS-аналог. По габаритам тоже проигрывает. Так что рекомендуем подождать, пока российская либо китайско-японская индустрия освоят создание продвинутого оборудования с поддержкой русской навигационной системы. Вероятнее всего, это случится не раньше 2011 года. Пока же фактически все бытовое навигационное оборудование, доступное автомобилистам, работает только с GPS.
Трекер, в отличие от навигатора, докладывает удаленному юзеру свое местопребывание. Экран и кнопки ему не необходимы.
Несколько компаний в России уже разрабатывают интегрированные авто навигаторы. Один из таких проектов – создание российскей настоящей мультимедийной системы, объединяющей спутниковый навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, маршрутный компьютер, аудиовидеоцентр, противоугонную систему. Если итог будет удачным, сходу появятся сотки тыщ автомобилей с ГЛОНАСС (поточнее, с двухсистемной навигацией), которые к тому же получат русскую мультимедийную электронику на уровне той, что установлена в иномарках среднего и даже премиум-сегмента.
Средства слежения?
У спутниковой навигации повсевременно возникают все новые области внедрения. Взять, к примеру, так именуемые трекеры. Это маленькое устройство можно положить в портфель сына-школьника, в сумку бабушки-старушки, привязать к ошейнику возлюбленной собачки либо запихнуть в автомобильную аптечку. После чего на интернет-странице специального сервиса вы можете в любой момент узреть на карте, где находится трекер и, стало быть, сам объект, то есть не потеряются ни бабушка, ни сын, ни собака, ни машина. А можно задать зону, и при выходе трекера за ее пределы вас оповестит об этом SMS-сообщение.
На всякий случай устройство пичкают «тревожной» кнопкой. Одно нажатие попавшего в беду – и в эфир идет сигнал о ЧП. Тот, кто его получит, находит на карте, где конкретно случилось происшествие, – и вперед, на помощь! Очевидно, рядового потребителя полностью устроят и GPS-трекеры, а вот, к примеру, отслеживание места нахождения заключенных с помощью новомодных трекеров-браслетов отдавать на откуп зарубежной компании, согласитесь, не стоит.

Что такое ГЛОНАСС? Чем она лучше или хуже GPS?
ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) – русская система спутниковой навигации. Практически это группировка спутников специального предназначения. С околоземных орбит они передают сигналы, по которым навигационное устройство вычисляет свои координаты на местности. Потом они показываются в виде метки на карте.

Проект запустили еще в СССР: 1-ый спутник вывели на орбиту в 1982 году. Вначале систему планировали использовать для оборонных нужд – рядовым гражданам четкая навигация на местности была недосягаема. Нарушившего запрет могли просто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!).

Известную и сравнительно издавна применяемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) сделало и финансирует министерство обороны США. Ее сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с ней, не поддается счету.
С точки зрения юзера, ГЛОНАСС совсем подобна GPS, русская система не лучше и не хуже американской, просто они разнятся по некоторым техническим характеристикам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сейчас сигнал GPS доступен в любой точке Земли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из 24 спутников, требуемых для полного локационного покрытия планетки, а полноценно работают только 17; не считая того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.
Для чего Рф своя система?
Сначала, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по сигналу американской системы навигации. А если в один «прекрасный» момент заморские партнеры возьмут да и нажмут (ну, захотелось!) кнопку «стоп» и сигнал пропадет? Вся русская военная техника мгновенно «ослепнет».
Нужна ли ГЛОНАСС кому-то еще?
Да, она может заинтриговать всякую страну, которая не хотела бы зависеть от навигационной монополии Штатов. Всем нужна кандидатура GPS. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и Индия. Если поспешить и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и главной кандидатурой GPS, что даст возможность, кроме предоставления услуг навигации, экПодвескаировать ее оборудование и технологии во многие страны.

ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих удачно функционирующих несырьевых отраслей экономики Рф. Отсюда и мотив к инвестированию правительством Рф больших средств в развитие системы. Цель – окончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года.
Ориентация для экономики?
И на гражданке зависеть от кого-то – для себя в убыток. Допустим, у некой транПодвесканой компании есть 20 грузовых автомобилей и каждый раз в день простаивает в многокилометровых пробках либо делает крюки, тогда как вероятны другие, рациональные маршруты, пусть и объездные. Сколько убыточных км проходит любая машина в день? В неделю? За год? Сколько бензина спаливает впустую? А если подсчитать убытки транПодвесканых компаний большой страны... Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транПодвескаа – уменьшить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку продуктов. А экстренные службы – полиция, пожарные, скорая помощь – станут прибывать на вызовы в разы резвее, чем на данный момент.
Может, происки американцев – всего только страшилки?

Догадки излишни – был прецедент. В 1999 году во время бомбардировок Югославии америкосы вырубили сигнал GPS для чужих на довольно большой части Европы... Но дело не только лишь в «рубильнике». Одновременное внедрение обеих спутниковых систем в ряде ситуаций возможно окажется спасительным для хоть какого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье либо в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями, сигнал к прибору не проходит. А «их» спутник чуток в сторонке и в зоне видимости. Вот поэтому-то большая часть приемников ГЛОНАСС вначале делают двухсистемными, то есть с поддержкой GPS – в этом случае и надежность, и точность определения координат несколько выше.

В реальной жизни рядового автомобилиста такая ситуация маловероятна, но, если возникнет (скажем, потерялся в отдаленном ущелье), он локти будет кусать и корить себя за то, что не воспользовался случаем расширить способности прибора. И сравните: что-то плохое со здоровьем также происходит очень изредка, однако же мы его страхуем.
Анонимность обеспечивается?
Естественно, в рамках навигационной системы связь односторонняя: навигатор, как телек, просто воспринимает сигнал. О ваших передвижениях никто, не считая вас, знать не будет, если только вы не используете навигацию, встроенную, к примеру, в сотовый телефон и вдобавок не «зарядили» его определенными программами-приложениями. Именно тогда можно отследить ваши перемещения.
Как это разорительно?
Спутниковый сигнал (как ГЛОНАСС, так и GPS) полностью бесплатен и доступен всем. Другое дело, какие-то платежи придется заносить за некоторые дополнительные сервисы, к примеру сообщения о пробках, передачу данных в охранное агентство. Если эти сервисы требуют подключения к Интернету, за трафик, очевидно, будете платить.
А если устареет?
Устаревает не столько сам прибор, сколько заложенная в него картографическая и попутная информация. Ее обновление не требует подмены самого навигатора, но каждый денек возникают приборы с новыми сервисными функциями, более комфортные и совершенные. То есть навигаторы, как и любая техника, подвержены моральному старению. Вы свободны в своем выборе – поменять весь прибор либо только обновлять карты.
Что дороже?
У нас в продаже, повторю, пока только один навигатор с поддержкой системы ГЛОНАСС – поточнее, двухсистемная модель Glospace SGK-70, которая работает и с нашими, и с американскими спутниками. Стоит она около 16 тысяч рублей, тогда как средненький навигатор с GPS – около 5 тысяч. Работает прибор не вполне накрепко да и функционально отстает от того, что может дать GPS-аналог. По габаритам тоже проигрывает. Так что рекомендуем подождать, пока российская либо китайско-японская индустрия освоят создание продвинутого оборудования с поддержкой русской навигационной системы. Вероятнее всего, это случится не раньше 2011 года. Пока же фактически все бытовое навигационное оборудование, доступное автомобилистам, работает только с GPS.

Несколько компаний в России уже разрабатывают интегрированные авто навигаторы. Один из таких проектов – создание российскей настоящей мультимедийной системы, объединяющей спутниковый навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, маршрутный компьютер, аудиовидеоцентр, противоугонную систему. Если итог будет удачным, сходу появятся сотки тыщ автомобилей с ГЛОНАСС (поточнее, с двухсистемной навигацией), которые к тому же получат русскую мультимедийную электронику на уровне той, что установлена в иномарках среднего и даже премиум-сегмента.
Средства слежения?
У спутниковой навигации повсевременно возникают все новые области внедрения. Взять, к примеру, так именуемые трекеры. Это маленькое устройство можно положить в портфель сына-школьника, в сумку бабушки-старушки, привязать к ошейнику возлюбленной собачки либо запихнуть в автомобильную аптечку. После чего на интернет-странице специального сервиса вы можете в любой момент узреть на карте, где находится трекер и, стало быть, сам объект, то есть не потеряются ни бабушка, ни сын, ни собака, ни машина. А можно задать зону, и при выходе трекера за ее пределы вас оповестит об этом SMS-сообщение.
На всякий случай устройство пичкают «тревожной» кнопкой. Одно нажатие попавшего в беду – и в эфир идет сигнал о ЧП. Тот, кто его получит, находит на карте, где конкретно случилось происшествие, – и вперед, на помощь! Очевидно, рядового потребителя полностью устроят и GPS-трекеры, а вот, к примеру, отслеживание места нахождения заключенных с помощью новомодных трекеров-браслетов отдавать на откуп зарубежной компании, согласитесь, не стоит.