РЕЙД. СПАС-НА-ТРАССЕ
РЕЙД. СПАС-НА-ТРАССЕ
…С самого ранешнего утра мы с фотокорреспондентом сидим в небольшом домике неподалеку от телевизионной вышки в Пензе. Совместно с нами в комнате – женщина-диспетчер службы «АвтоСпас» (точнее, мы с ней, ведь она – на дежурстве). Другие члены дежурной смены отдыхают в примыкающей комнате. Временами динамики оживают, но все какая-то мелочь: кое-где «Жигули» не заводятся, у жд вокзала мелкое ДТП (нужно же – в 7 утра друг дружку отыскали!)... Это все не к нам, здесь управятся сами водители и гаишники. Но вот звучит сигнал: требуется помощь «АвтоСпаса». На заезде в Пензу «Газель» улетела с дороги в кювет. Экипаж (и мы совместно с ним) стремительно загружается в «таблетку» – так спасатели называют специально оснащенный «уазик». За рулем – сам управляющий службы Андрей Бычков. На месте происшествия мы уже через 25 минут. Вот и «Газель» торчит из кювета. Причина аварии понятна – край дороги покрыт ледком, машину развернуло – и все. Трос подцеплен, лебедка потихоньку начинает растягивать «Газель» на дорогу. Тем временем у нас в машине опять забурчало радио. Это диспетчер вызывает «таблетку» – нужна помощь…
Чтобы НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕВ 1994 году Андрей Бычков, уволившись из рядов Вооруженных сил по выслуге лет (служил в ВДВ, меж иным!), купил «Газель» и занялся перевозками грузов. Значительно поколесил по родной Пензенской и примыкающим областям. Равномерно бизнес расширился, но даже став директором, Андрей часто садился за руль и тянул лямку вровень со всеми. На далеких маршрутах пришел он к обычному выводу: случись что на дороге, выворачиваться придется самому. Нет, шоферское братство не умерло, но бывают такие случаи… В один прекрасный момент поздней осенью Андрей Бычков увидел, как гигантскую 20-тонную фуру стащило по гололеду в кювет. Это как будто подвело результат размышлениям: нужна особая служба «автоспасения».
По книжкам, передачам и газетным публикациям он представлял, как работают подобные службы за границей. К примеру, именитая германская ADAC. У их на вооружении могучие тягачи-эвакуаторы, мобильные мед отряды, эскадрильи вертолетов, критическая связь. У Андрея же была только мысль, с которой он пришел в местное отделение МЧС, где его поддержали (бывает и такое в Рф!). Одобрили идею Бычкова и в Минтрансе (там, меж иным, существует федеральная мотивированная программка, но многие ли об этом знают?). Но пришлось обойти много кабинетов, чтоб собрать все разрешительные документы. Так в 1997 году родилась компания «АвтоСпас».
…Один из спасателей стремительно осматривает машину: оказывается, просто кончился бензин! Съездить с канистрой на заправку – дело 5 минут. Заливаем горючее, а прибор указывает, что уровень на нуле – понятно, не работает! «Я об этом знала, но как-то забыла», – оправдывается женщина…
Собрались было двинуть на обед, но диспетчер по рации докладывает: «В 40 километрах от городка на трассе сломался тягач МАЗ, может появиться пробка». Возвращаемся на базу, пересаживаемся из «таблетки» в эмчеэсовский КамАЗ и двигаем к месту происшествия.
ТЯНИ-ТОЛКАЙПомня про фуру в кювете, Андрей начал свою службу спасения с эвакуaторов. Роль технички отвели армейскому «уазику», установив на него съемную сильную лебедку. В перечне оборудования сначала был только прицеп для транПодвескаировки автомобиля (сейчас есть два «настоящих» эвакуатора – ИВЕКО и «Бычок»). Открыли центральный диспетчерский пост, где дежурный круглые сутки воспринимал сигналы «SOS» – по телефону либо радио на частоте 27 МГц. «АвтоСпас» заключил договоры с несколькими 100 и охраняемыми стоянками – и пошла работа!
…Большой заглохший МАЗ быстрее припоминает уставшее вьючное животное, загнанное до полусмерти. КамАЗ берет его на жесткую сцепку – и вперед, до Пензы. «Голову» (так дальнобойщики именуют тягач) – в ремонт, фуру – на охраняемую стоянку. Интересуюсь у водителя МАЗа, откуда он вызнал про службу «автоспасения». «У меня радиостанция работает повсевременно, мы вместе информацией делимся: где на трассе можно поесть повкуснее, где ночлег обычный, ну и эвакуатор либо техпомощь откуда вызвать... Жалко, до Саратова совершенно чуть не дотянул», – сокрушается Александр.
Как досадно бы это не звучало, кажется, сейчас нам желанного борща не видать – «АвтоСпас» ожидают в городе Нижний Ломов. Суровое ДТП – обед отменяется. Приезжаем: у «десятки» начисто отсутствует передок! Пошел шофер на обгон да, видимо, что-то не высчитал либо способностей водительских не хватило. Отлично живой остался, хотя пару ребер точно сломал. Эвакуатор вызвал дорожный мастер, который лицезрел катастрофу. Водителя «скорая» увезла в местную поликлинику, а о машине позаботимся мы, отвезем в Пензу (адресок обладатель оставил)…
ДОБРОДЕТЕЛЬ И КОММЕРЦИЯПоначалу сотрудники «АвтоСпаса» оказывали только помощь на дорогах Пензенской области, но скоро сигналы от дальнобойщиков стали поступать из Ульяновска, Саратова, даже из-под Челябинска. Так вышла некоторая цепочка филиалов «АвтоСпаса» в Москве, Рязани, Шацке, Пензе и Саратове. На этом отрезке федеральной трассы М5 уже работают 15 постов, но ведутся переговоры с Тамбовом, Саранском, Самарой, Ульяновском и Челябинском. При поломках в дороге (либо, не дай боже, аварии) довольно позвонить по телефону (либо рации), обратиться к гаишникам либо на АЗС – они подскажут, как вызвать спасателей.
Помощь придет из наиблежайшего филиала. Пока сломавшийся автомобиль тянут к цивилизации, оператор «Авто-Спаса» предложит варианты ремонта, цен на запчасти, ночлег и т. д. Так что пострадавший сходу ясно представляет, что, где, когда и почем.
Централизация заказов и подбор вариантов эвакуации и ремонта – главные козыри компании. При всем этом «АвтоСпас» – не благотворительная, а полностью коммерческая компания. Так, километр пробега (в оба конца) для эвакуатора стоит 10 рублей. Эвакуация, скажем, грузовика от Пензы до Ульяновска обойдется приблизительно в 6 тыс. руб. (хотя можно сберечь, организовав ремонт в самой Пензе). Дорого! Но сколько шансов, оставив сломанную машину на дороге, через несколько часов застать ее в том же виде? Кстати, в неких ситуациях спасатели могут получить Энциклопедия грузовых автомобилей задним числом (это предвидено правилами). В любом случае, по словам Андрея Бычкова, высокодоходным и выгодным предприятием «АвтоСпас» считать не стоит (Энциклопедия грузовых автомобилей он, по-прежнему, зарабатывает на перевозках грузов). Но ведь не прибыли ради затевалось это дело, а чтоб посодействовать на трассе таким же, как и он, водителям… Если нет единой гос системы помощи на дороге – нужно кому-то это дело начинать. В конце концов, и германский ADAC когда-то начинался с группы энтузиастов!
…Все сотрудники «АвтоСпаса» помнят случай, когда вечерком 31 декабря под тяжеленной фурой упал просвет старенького моста. Грузовик встал свечкой в воде параллельно опоре, кабина торчала над оставшимся просветом метра на два, полуприцеп лежал в воде и крошеве льда... Работать пришлось совместно с Пензенским управлением МЧС. В общем, и тогда Андрей, и управляющий областного МЧС повстречали Новый год на рабочем месте. Есть уже у «АвтоСпаса» и неизменные клиенты. Посреди людей суровых (в главном из числа дальнобойщиков) домом – некоторый пензенский предприниматель. Осенью, зимой и весной он напористо испытывает внедорожные свойства собственного «джипа», всякий раз закапывая его по самые ступицы в близлежащих лесах. А позже звонит в службу: «Вытащите меня отсюда…» Почему бы и не посодействовать? Такая ведь работа