ПОКА ЕСТЬ РЕСУРС
ПОКА ЕСТЬ РЕСУРС
АВТОКЛУБ
ВОССТАНАВЛИВАЕМ ДАТЧИК РАСХОДА ВОЗДУХА
ПОКА ЕСТЬ РЕСУРС
БОРИС ЕЗДАКОВ
За датчик массового расхода воздуха требуют большую стоимость, и по законам рынка это обязано иметь под собой основания. Все очень просто, но! В значимой мере это плата за нашу неосведомленность – мы не представляем для себя, как ДМРВ работает… и отчего перестает работать. Также – за навязанное нам рыночными дельцами мировоззрение: захандрил ДМРВ – покупай новый!
Роль ДМРВ тяжело переоценить. Чтоб контроллер безошибочно дирижировал работой форсунок и зажигания, он должен, как это может быть, точно знать фактический расход воздуха движком. Если ДМРВ начинает лгать, мотор теряет в мощности, вырастают расход горючего и токсичность выхлопа, усугубляется динамика разгона.
Одна из всераспространенных обстоятельств нарушения работы ДМРВ на «десятках» кроется в особенностях системы вентиляции картера мотора. В ней два контура – большой, работающий при открытом дросселе, и малый – для режима холостого хода, когда дроссель закрыт. В последнем случае картерные газы отсасываются в задроссельное место по каналу с поперечником отверстия 1,5 мм. Часть их проходит по магистрали холостого хода, через его регулятор, заодно соприкасаясь и с ласковым пленочным резистором ДМРВ. К тому же последний размещен в зоне деяния оборотных колебаний газов во впускном тракте. Отложения смол меняют свойства резистора – и датчик фальшивит. К этому времени и регулятор холостого хода начинает привередничать на собственный манер – заедает, подклинивает, в особенности при пуске мотора.
Обычно ДМРВ инспектируют диагностическим прибором (к примеру, ДСТ-6), мы же обойдемся цифровым мультиметром со шкалой до 2 В. Введем булавку меж резиновым уплотнителем и желтоватым проводом до упора в контакт (фото 1). Сейчас включим зажигание и измерим напряжение на этом контакте. В эталоне должно получиться 0,99 В. С учетом погрешностей замера – не больше 1,03 В. Если оно выше, кое-кто датчик здесь же подменяет новым. Мы же не станем спешить.
Отвернув пассатижами хитрые шурупы крепления измерительного элемента датчика, взамен подберем обыкновенные (4,9 х 20) для крестообразной отвертки. В дальнейшем это облегчит сервис машины. А со снятым элементом поработаем. Приготовим моечное приспособление – аэрозольный очиститель карбюратора, трубочку которого, нагрев в пламени спички, согнем под углом 90°. Потом отрежем так, чтоб струя выбивалась в сторону, а сама трубочка осталась прямой (фото 2). Введя ее на глубину 10 мм в верхний канал измерительного элемента ДМРВ, промоем резистор. Через несколько секунд – снова. Обычно, больше и не требуется. Учтите, что никакого силового воздействия резистор не допускает – о ватных тампонах, кисточках, сжатом воздухе забудьте.
Дав высохнуть следам очистителя, вставляем датчик в корпус и повторим измерения напряжения. Не поменялось? Видимо, ресурс ДМРВ и взаправду исчерпан. Обычно «десятке» необходимо для этого пройти тыщ 80–90, а то и больше. Если же напряжение снизилось до нормы – будем ездить. Естественно, после таковой промывки датчика некие свойства мотора могут поменяться. Будет нужно поновой проверить токсичность выхлопа, в неких случаях (если система позволяет) отрегулировать ее – и т.д..
Ну а можно ли облегчить условия работы ДМРВ и продлить срок его службы? Об этом побеседуем в другой раз.