ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД
ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД
Не так давно на Москву каверзно обвалился снегопад. А наутро, распекая недобросовестных коммунальщиков, ведущий программки "Время" пожаловался, что дороги столицы вновь обработали неведомыми реагентами. Мол, и природе они вредят, и тормозной путь автомобилей наращивают, а журнальчик "За рулем" провел их тесты на Дмитровском автополигоне, результаты которых... засекретил! Подивившись (ведь у нас от читателей нет секретов), мы решили во всем разобраться.
КАМЕНЬ ВО РТУ
Коллеги, работавшие в командировках на полигоне, подтвердили: всю зимнюю пору 2002 года в Дмитрове вправду шли тесты антигололедных реагентов. Работа велась с размахом, была отлично организована и щедро финансировалась. Стоило обменяться погоде, спецдорогу немедля поливали таинственными составами и выпускали автомобиль-лабораторию с прицепной тормозной телегой - замеряли коэффициент сцепления с дорожным полотном.
Ясно, что организаторов мероприятия заинтересовывало, как поменяется тормозной путь на обработанной поверхности. На вопросы журналистов работники полигона реагировали немногословно. Дескать, заказчика не знаем, наименования реагентов - тоже, они зашифрованы под номерами, а результаты - под грифом "для служебного использования". Осознать причину таковой секретности поможет история возникновения этих реагентов в Москве.
НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ
С гололедом на улицах столицы много лет боролись, используя смесь песка и технической соли (обыденное соотношение 92:8). До сего времени это непревзойденное по эффективности средство обширно употребляют на пригородных магистралях. Городку, но, смесь противопоказана - накопившийся за зиму песок засоряет каналы ливневой канализации. В поисках выхода правительство Москвы летом 1993 года воспринимает постановление "О переходе на новые противогололедные реагенты". Пришла зима - и проезжую часть стали посыпать незапятанной технической солью. В итоге концентрация рассола стремительно превысила все мыслимые нормы. Убытки от смерти зеленоватых насаждений и расходы на их восстановление через пару лет достигнули 20% от суммы городского бюджета! Не считая того, корродировали кузова автомобилей, разрушались дороги, выходила из строя контактная электросеть городского транПодвескаа, мучались домашние питомцы и обувь городских жителей. В конце концов (семь лет спустя!) перспектива экологической катастрофы стала тривиальной для всех. Тогда в 2000 году городские службы в первый раз использовали комбинированные хим препараты.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
"Антиснег-1" (раствор ацетата аммония), ХКМ (хлористый кальций измененный, ингибированный), "Биомаг-ХММ" (измененный хлористый магний, он же "Бишофит"), "Нордикс" (раствор ацетата калия), НКММ (реагент на базе нитрата кальция, магния и мочевины), ХК (хлористый кальций), ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), РКМ (реагент на базе нитрата кальция и мочевины) - вот далековато не полный перечень антигололедных реагентов, успевших пройти тесты на улицах городка за три зимы. Методика отбора была очень ординарна: сетуют горожане на удушливый запах уксусной кислоты и аммиака после внедрения "Антиснега-1" - на последующий год его не употребляют. Выясняется, что НКММ токсичен для зеленоватых насаждений - официально посылают в отставку. Есть данные, что "Нордикс" наращивает содержание фосфатов в водоемах, вызывая рост водных растений, - обещают впредь его не использовать. Были проблемы и от ХКМ - это он резко уменьшал коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием.
Устоять на "разъезжающихся" колесах удавалось не многим, из-за чего "денек жестянщика" растянулся на весь зимний квартал. Реагент срочно модернизировали, использовав новейшую добавку "Чистодор". Ею даже стали мыть улицы городка до зимнего сезона. Сейчас (зима 2003-2004 годов) доработанный ХКМ официально признан одним из главных средств борьбы с гололедом. Но опыты на этом не приостановили, полным ходом опробуют очередной продукт - "Ацедор" (ацетат калия и магния).
В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ
Понятно, что борьба с гололедом ведется во благо человека - как Генерального представителя среды (конкретно такое определение дано нам с вами в документах чиновников!). Но получить ответы на вопросы о правовой базе внедрения реагентов, правилах их использования, воздействии на здоровье людей и состояние среды и т. п. в столичном Департаменте жилищно-коммунального хозяйства не удалось. Письменный запрос редакции остался без ответа.
Аналогично реагировали на звонки и запрос в отделе нормирования и разрешений Департамента природопользования и охраны среды Правительства Москвы. Заметьте, 1-ая организация несет ответственность за применение антигололедных реагентов, 2-ая должна держать под контролем их воздействие на экологию и здоровье городских жителей. Зато от управляющего Департамента гос службы охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов г-на Амерханова А. М. мы узнали, что в 2003 году (!) при Министерстве природных ресурсов Рф наконец сотворена и начала работать комиссия Гос экологической экспертизы. В ее функции заходит "проведение комиссионной экспертной оценки воздействия противогололедных материалов на составляющие окружающей природной среды и определение списка применимых по составу противогололедных материалов, допустимых и рекомендуемых к применению на местности Рф". Поистине - лучше поздно, чем никогда.
Кое-что поведали и в РосдорНИИ. Заведующий лабораторией содержания авто дорог Ю. Розов сослался на основополагающие документы: ГОСТ 50597-93 "Авто дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и "Управление по борьбе с зимней скользкостью на авто дорогах", утвержденное в 2003 году Минтрансом РФ. Последний узаконил в прошедшем году к тому же "Требования к противоледным материалам" ОДН 218.2.027-2003. В их освещены вопросы контроля свойства противогололедных материалов, их внедрения и сертификации, общие требования и нормы к ним, также изложены порядок проведения торгов и ответственность лиц за внедрение низкокачественной продукции.
Отметим, все документы, не считая ГОСТа, датированы 2003 годом - вот и разъяснение завышенной секретности противогололедной темы. Бюрократы дали отмашку на применение реагентов, а с соответствующей документацией припозднились. К огорчению, ответить, как оказывают влияние новые реагенты на здоровье людей и состояние среды, на авто, Юрий Николаевич не сумел. Разумеется, итоги подведут, как и до этого, по окончании зимнего сезона. Уложатся ли они в свежесозданные нормативы?
Вот оно - секретное орудие хим войны. Стоимость вопроса - 385 рублей за 25 кг.
Первой в бой идет снегоуборочная техника. В согласовании с ГОСТ 50597-93 "Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки составляет 4-6 часов с момента обнаружения скользкости либо окончания снегопада до момента окончания работ".
Снеготаялка. До этого грузовики валили убранный с улиц снег совместно с мусором на лед Москвы-реки либо Яузы. Сейчас его очищают и растапливают. Талая вода по каналам ТЭЦ и городской канализации идет к очистным сооружениям. Если снег не успевают плавить, машины разгружают на спецплощадках.
Через 10-15 минут на очищенный асфальт наносят антигололедный реагент. Каждую ночь до 3-х, а то и до 5 часов утра дорожники спешат окончить свою работу. Позднее из-за хлынувших на улицы автомобилей массированный метод уборки неосуществим.
На маленьких улочках, где дорожникам мешают припаркованные авто, трудятся дворники.
ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ






Не так давно на Москву каверзно обвалился снегопад. А наутро, распекая недобросовестных коммунальщиков, ведущий программки "Время" пожаловался, что дороги столицы вновь обработали неведомыми реагентами. Мол, и природе они вредят, и тормозной путь автомобилей наращивают, а журнальчик "За рулем" провел их тесты на Дмитровском автополигоне, результаты которых... засекретил! Подивившись (ведь у нас от читателей нет секретов), мы решили во всем разобраться.
КАМЕНЬ ВО РТУ
Коллеги, работавшие в командировках на полигоне, подтвердили: всю зимнюю пору 2002 года в Дмитрове вправду шли тесты антигололедных реагентов. Работа велась с размахом, была отлично организована и щедро финансировалась. Стоило обменяться погоде, спецдорогу немедля поливали таинственными составами и выпускали автомобиль-лабораторию с прицепной тормозной телегой - замеряли коэффициент сцепления с дорожным полотном.
Ясно, что организаторов мероприятия заинтересовывало, как поменяется тормозной путь на обработанной поверхности. На вопросы журналистов работники полигона реагировали немногословно. Дескать, заказчика не знаем, наименования реагентов - тоже, они зашифрованы под номерами, а результаты - под грифом "для служебного использования". Осознать причину таковой секретности поможет история возникновения этих реагентов в Москве.
НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ
С гололедом на улицах столицы много лет боролись, используя смесь песка и технической соли (обыденное соотношение 92:8). До сего времени это непревзойденное по эффективности средство обширно употребляют на пригородных магистралях. Городку, но, смесь противопоказана - накопившийся за зиму песок засоряет каналы ливневой канализации. В поисках выхода правительство Москвы летом 1993 года воспринимает постановление "О переходе на новые противогололедные реагенты". Пришла зима - и проезжую часть стали посыпать незапятанной технической солью. В итоге концентрация рассола стремительно превысила все мыслимые нормы. Убытки от смерти зеленоватых насаждений и расходы на их восстановление через пару лет достигнули 20% от суммы городского бюджета! Не считая того, корродировали кузова автомобилей, разрушались дороги, выходила из строя контактная электросеть городского транПодвескаа, мучались домашние питомцы и обувь городских жителей. В конце концов (семь лет спустя!) перспектива экологической катастрофы стала тривиальной для всех. Тогда в 2000 году городские службы в первый раз использовали комбинированные хим препараты.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
"Антиснег-1" (раствор ацетата аммония), ХКМ (хлористый кальций измененный, ингибированный), "Биомаг-ХММ" (измененный хлористый магний, он же "Бишофит"), "Нордикс" (раствор ацетата калия), НКММ (реагент на базе нитрата кальция, магния и мочевины), ХК (хлористый кальций), ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), РКМ (реагент на базе нитрата кальция и мочевины) - вот далековато не полный перечень антигололедных реагентов, успевших пройти тесты на улицах городка за три зимы. Методика отбора была очень ординарна: сетуют горожане на удушливый запах уксусной кислоты и аммиака после внедрения "Антиснега-1" - на последующий год его не употребляют. Выясняется, что НКММ токсичен для зеленоватых насаждений - официально посылают в отставку. Есть данные, что "Нордикс" наращивает содержание фосфатов в водоемах, вызывая рост водных растений, - обещают впредь его не использовать. Были проблемы и от ХКМ - это он резко уменьшал коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием.
Устоять на "разъезжающихся" колесах удавалось не многим, из-за чего "денек жестянщика" растянулся на весь зимний квартал. Реагент срочно модернизировали, использовав новейшую добавку "Чистодор". Ею даже стали мыть улицы городка до зимнего сезона. Сейчас (зима 2003-2004 годов) доработанный ХКМ официально признан одним из главных средств борьбы с гололедом. Но опыты на этом не приостановили, полным ходом опробуют очередной продукт - "Ацедор" (ацетат калия и магния).
В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ
Понятно, что борьба с гололедом ведется во благо человека - как Генерального представителя среды (конкретно такое определение дано нам с вами в документах чиновников!). Но получить ответы на вопросы о правовой базе внедрения реагентов, правилах их использования, воздействии на здоровье людей и состояние среды и т. п. в столичном Департаменте жилищно-коммунального хозяйства не удалось. Письменный запрос редакции остался без ответа.
Аналогично реагировали на звонки и запрос в отделе нормирования и разрешений Департамента природопользования и охраны среды Правительства Москвы. Заметьте, 1-ая организация несет ответственность за применение антигололедных реагентов, 2-ая должна держать под контролем их воздействие на экологию и здоровье городских жителей. Зато от управляющего Департамента гос службы охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов г-на Амерханова А. М. мы узнали, что в 2003 году (!) при Министерстве природных ресурсов Рф наконец сотворена и начала работать комиссия Гос экологической экспертизы. В ее функции заходит "проведение комиссионной экспертной оценки воздействия противогололедных материалов на составляющие окружающей природной среды и определение списка применимых по составу противогололедных материалов, допустимых и рекомендуемых к применению на местности Рф". Поистине - лучше поздно, чем никогда.
Кое-что поведали и в РосдорНИИ. Заведующий лабораторией содержания авто дорог Ю. Розов сослался на основополагающие документы: ГОСТ 50597-93 "Авто дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и "Управление по борьбе с зимней скользкостью на авто дорогах", утвержденное в 2003 году Минтрансом РФ. Последний узаконил в прошедшем году к тому же "Требования к противоледным материалам" ОДН 218.2.027-2003. В их освещены вопросы контроля свойства противогололедных материалов, их внедрения и сертификации, общие требования и нормы к ним, также изложены порядок проведения торгов и ответственность лиц за внедрение низкокачественной продукции.
Отметим, все документы, не считая ГОСТа, датированы 2003 годом - вот и разъяснение завышенной секретности противогололедной темы. Бюрократы дали отмашку на применение реагентов, а с соответствующей документацией припозднились. К огорчению, ответить, как оказывают влияние новые реагенты на здоровье людей и состояние среды, на авто, Юрий Николаевич не сумел. Разумеется, итоги подведут, как и до этого, по окончании зимнего сезона. Уложатся ли они в свежесозданные нормативы?
Вот оно - секретное орудие хим войны. Стоимость вопроса - 385 рублей за 25 кг.
Первой в бой идет снегоуборочная техника. В согласовании с ГОСТ 50597-93 "Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки составляет 4-6 часов с момента обнаружения скользкости либо окончания снегопада до момента окончания работ".
Снеготаялка. До этого грузовики валили убранный с улиц снег совместно с мусором на лед Москвы-реки либо Яузы. Сейчас его очищают и растапливают. Талая вода по каналам ТЭЦ и городской канализации идет к очистным сооружениям. Если снег не успевают плавить, машины разгружают на спецплощадках.
Через 10-15 минут на очищенный асфальт наносят антигололедный реагент. Каждую ночь до 3-х, а то и до 5 часов утра дорожники спешат окончить свою работу. Позднее из-за хлынувших на улицы автомобилей массированный метод уборки неосуществим.
На маленьких улочках, где дорожникам мешают припаркованные авто, трудятся дворники.
ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ





