ЕВРОРЕМОНТ
ЕВРОРЕМОНТ
ТЕХНИКА
/ДАЛЬНОБОЙ
ЕВРОРЕМОНТ
НОВЫЙ "АКТРОС" Делали С Ролью ВОДИТЕЛЕЙ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ
ФОТО / АНАТОЛИЙ СУХОВ
И "ДАЙМЛЕР-КРАЙСЛЕР"
У прошлогоднего "Актроса" (ЗР, 2002, № 4) появился преемник. Снаружи он практически таковой же, только поворотники спрятались в немного раскосые блок-фары, да по краям новейшей радиаторной решетки выросли "уши" - направляющие воздушных потоков. Но снутри это совершенно другая машина.
СВОЯ КАБИНА Поближе К ТЕЛУ
Германские дальнобойщики шутят: "У нас самая приятная работа - целый денек сидишь у собственной кровати и смотришь в окно". В этих словах - только толика драматичности. Комфорт - никак не дань моде: утомленный шофер - возможный "аварийщик", а вот бодренький да еще квалифицированный лишь на экономии горючего принесет работодателю несколько сотен баксов за месяц, не считая приза от страховой компании за безаварийную езду. Так что комфорт выгоден. Потому конструкторы основательно поработали над рабочим местом водителя. А консультантами пригласили самих дальнобойщиков.
Плавные извивы приборной панели - не изыск дизайнеров, а просчитанное решение - при любом освещении стекла устройств и жидкокристаллический экран не дают бликов. Во время испытаний вокруг кабины перемещали источник света, а водители различного роста и комплекции определяли: слепит - не слепит. Все, что впрямую не связано с управлением - магнитола, тахограф, мобильник, - переехало под козырек кабины.
Управляющее колесо наконец получило подушку безопасности - на бескапотном грузовике она совершенно не лишняя. На спицах разместились кнопки управления экраном и громкостью динамиков, как на легковом "Мерседесе", - комфортно.
Джойстик-переключатель передач в новеньком "Актросе" придвинулся к водителю: управлять коробкой можно движением кисти, расслабив руку на локотнике. А пол освободился от ненадобной сейчас "башенки".
Как и до этого, часть автомобилей комплектуют "автоматом": механической трансмиссией и сцеплением управляет электроника - жать на педаль и щелкать кнопкой джойстика не надо. Вобщем, при желании можно перейти на ручное управление либо просто в подходящий момент "подоткнуть" передачу: ведь какой подъем впереди, знает только шофер. Ранее педаль сцепления на таких автомобилях была "подвязана", как нога надуманного калеки; при отказе "автомата" шофер мог отстегнуть педаль и переключать передачи с выжимом сцепления. Напомним, что "ручное" переключение все таки предполагает внедрение электрической системы "Теллигент" - рычага в полу на этих автомобилях нет (ЗР, 1999, № 5). Сейчас же гидропривод сцепления уступил место пневмоприводу, а педаль пропала вообщем. Вобщем, нужды в ней не было и ранее - система вышла фактически неотказной. Но то - в Европе! Русские же водители, помня о разбитых дорогах и небогатом оборудовании грузовых сервисов, даже джойстик заместо обычной "кочерги" воспринимают недоверчиво, не говоря уж о полном "автомате".
А способности "Teллигента" последнего поколения впечатляют. Сейчас электроника управляет движком и сцеплением, беря во внимание не только лишь положение педалей газа либо тормоза, да и сопротивление качению автопоезда. Потому пропал и селектор выбора критерий движения. Совсем не сложно трогаться на подъеме. После того как шофер выдавил сцепление (если идет речь о "ручной" коробке), педаль тормоза можно (и необходимо) отпустить - состав не двинется вспять ни на мм. Прибавив газ, включаем сцепление - и автопоезд плавненько трогается: колеса растормаживаются точно в подходящий момент. Даже грустно (все так просто!), зато катастрофически комфортно, в особенности на оживленном городском перекрестке.
НА ПРИВАЛЕ
В новеньком "Актросе" для отдыха все есть условия. Умеренный по западным меркам спальник прежней модели уступил место полностью гостиничной кровати - 82х202 см, ровненькой, без вырезов под сидения. А верхняя откидная полка, похоже, способна поправить горбатого еще на этом свете - на это намекает грамота от ассоциации докторов "Ровная спина". Под матрасом заместо обычной жесткой базы - лепестковые пружины из пластика на поперечных штангах. Спится на таком ложе вправду здорово - инспектировал.
Часть автомобилей оснащают интегрированным в вентиляционную систему автономным подогревателем мощностью 16 кВт, работающим на дизтопливе. При ночной стоянке он врубается автоматом. Не считая того, чтоб снизить влажность, в кабину временами подается забортный воздух (в течение 3-х минут каждые полчаса).
Под нижней полкой предусмотрен выдвижной холодильник, еще ниже - дополнительный ящик для маленьких вещей, а кабины "мегаспейс" оборудуют даже кухней. Вобщем, более комфортно обустроят и обыденную кабину в одноместном варианте: дополнительное оборудование установят заместо пассажирского кресла и верхней полки.
ДОРОГИЕ ПРОЦЕНТЫ
Оставив прежними сборку и литраж движков, конструкторы прирастили твердость и крепкость головки цилиндров, доработали распылители форсунок, улучшили остывание поршней, подняли производительность турбокомпрессора. На 1-ый взор, надбавка невелика - 5-10 кВт (7-27 л. с.) зависимо от модели, что составляет около 5%. Но при сохранении норм токсичности Евро III выдавить дополнительные силы с такого же рабочего объема тяжело.
Убрали "жирок" - "Актрос" похудел на 90 кг: на столько легче стала новенькая задняя ось. На ней сейчас только два пневмобаллона заместо прежних 4. Но есть возможность прирастить полезную нагрузку сходу на 200 кг - за счет уникальных шин размером 495/45R22,5. О их поведаем подробнее.
ШИНА-МАТРЕШКА
Мысль поменять двойные колеса одинарными издавна витала в воздухе. Кроме основного достоинства - понижения неподрессоренной массы, есть и второстепенные - к примеру, не "выстрелит" застрявший меж колес камень. Но снять-поставить такое колесо, случись прокол, не каждому под силу. Делему решили кардинально: шины сдуваться не должны.
Для этого вовнутрь основной шины расположили страховочную. По заявлению инженеров, если основная - внешняя - шина спустила, внутренняя воспринимает эстафету, выдерживая груженый автопоезд. Правда, его скорость при всем этом не должна превосходить 65 км/ч, зато несколько 10-ов км до шиномонтажа ехать можно без опасения. О падении давления предупредит система контроля - ее датчик упрятан конкретно в колесе. Такая же следящая система может быть установлена и на фронтальных колесах. При накачке шин особый двойной клапан обеспечивает давление во внутренней шине на 0,5 бар выше, чем во наружной.
"Гвоздестойкие" шины позволили отрешиться от запаски. Освободившаяся ниша подойдет для дополнительного топливного бака, гидравлического либо компрессорного оборудования либо дополнительных частей системы выпуска, если того потребуют будущие экологические нормы.
Законодательство ПАССИВНАЯ... И ОЧЕНЬ АКТИВНАЯ
Часто при сильных ударах кабины грузовиков срываются с креплений и наносят увечья окружающим. В "Актросе" при переднем столкновении кабина уходит вспять и фиксируется на раме в данном положении, возможность ее отрыва фактически исключена. Предусмотрели инженеры и особые деформируемые зоны по обеим сторонам передка.
Вобщем, конструкторы обучили "Актрос" соблюдать неопасную дистанцию. Если в хвост пробки на скорости 50 км/ч врежется 40-тонный грузовик, водителей 7 последних легковых машин не выручат никакие эйрбэги и преднатяжители. Электроника же одномоментно отреагирует на опасное сближение и притормозит автопоезд.
В первый раз появилась на "актросах" и система слежения за полосой. Камера сканирует дорогу: стоит пересечь разметку, в динамиках звучит зуммер - не спи! При включенном указателе поворота сигнал молчит: перестраивайся хоть через две сплошные.
Фары тоже элемент безопасности. По заказу в их заместо ламп Н7 установят "ксенон". Кроме высочайшей светоотдачи, у него очередное принципиальное преимущество - фактически неограниченный срок службы ламп. Пневмоподвеска тягача обеспечивает правильное направление светового пучка фар независимо от загрузки, а омыватель - их чистоту. Кстати, германские нормы воспрещают установку "ксенона" в фары без омывателя - грязное стекло рассеивает свет во все стороны, в том числе и в глаза встречным водителям.
ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ
С каждым годом электрические устройства все теснее разговаривают меж собой. "Даймлер-Крайслер" разработал систему "Флитборд", позволяющую автоматом передавать данные о местоположении грузовика, его скорости, работе всех систем и т. д. собственному оператору и получать информацию для водителя. "Флитборд" употребляет сеть GPS для определения местоположения грузовика, местные мобильные сети для обмена данными, Веб.
"Флитборд" может передавать данные о работе всех систем автомобиля конкретно на 100. Там обусловят лучший срок обслуживания и его объем, закажут нужные запчасти, заблаговременно продиагностируют агрегаты. Таким макаром, обычный - а означает, и утраты прибыли - сокращаются до минимума.
Как и в прежнем "Актросе", интервалы обслуживания рассчитывает "Teллигент". Но приблизительные сроки внушают уверенность, что этот "Mercedes" в обслуживании хоть и дорогой, но не разорительный. Судите сами: масло в движке служит 100-120 тыс. км, в коробке - 300 тыс. минералка, 420 тыс. синтетика, в заднем мосту - 350 и 500 тыс. км соответственно.
На рынке грузовик появится сначала будущего года. До встречи в Рф!
Новенькая панель в стиле биодизайна не дает бликов, тумблер передач переехал под локотник, а стояночный тормоз - на панель устройств.
На части машин кабину придется подымать по старинке - вручную.
Загрузка провианта.
Широкая пружинная кровать - практически как дома!
СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ Мерседес-бенз ACTROS
(в скобках - данные для восьми-
цилиндровых движков)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: допустимая полная масса автопоезда - 40 000 кг; грузоподъемность - 28 000 кг; нагрузка на оси - 7100-11 500 кг; припас горючего - до 1300 л; размер шин - 295/80R22,5, 315/70R22,5 либо 315/70R22,5 впереди и 495/45R22,5 сзади. Движки: дизельные, с турбонаддувом, шести- и восьмицилиндровые, V-образные; рабочий объем - 12 л (16 л); мощность - от 235 кВт/320 л. с. до 335 кВт/456 л. с. (от 370 кВт/503 л. с. до 425 кВт/578 л. с.) при 1800 об/мин; вращающий момент - от 1650 до 2200 Н.м (от 2400 до 2700 Н.м). Коробка: сцепление - сухое, диафрагменное, однодисковое, с пневмоприводом; коробка - с электрическим управлением, 16 передач фронтального хода и 2 - заднего. ТОРМОЗА: электропневматические дисковые впереди и сзади; моторный тормоз - заслонка в системе выпуска, декомпрессионный клапан в цилиндре, гидродинамический тормоз-замедлитель. ОБОРУДОВАНИЕ: Abs, ПБС, системы стабилизации, контроля дистанции, полосы движения, круиз-контроль, автономный отопитель, кондюк, система "Флитборд" либо подготовка для нее.