КОЖА Заместо МАСЛА
КОЖА Заместо МАСЛА
КЛУБ Автовладельцев
/Страница ИСТОРИИ
КОЖА Заместо МАСЛА
Праотцы СОВРЕМЕННЫХ АМОРТИЗАТОРОВ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Подвески первых автомобилей, схожих конным экипажам, не имели амортизаторов. Пока скорости моторных повозок не превосходили лошадиных аллюров, машинам полностью хватало рессор. Но уже сначала прошедшего века стало ясно: нужны приспособления, способные гасить колебания кузова.
Одну из первых конструкций амортизаторов (тогда их называли поглощатели - см. рис.) предложил французский изобретатель Трюффо. Его патент использовали многие европейские компании.
На раме была закреплена железная чашечка с отверстием в центре. В нее вставляли кожаную шайбу, потом рычаг, в углублении которого помещали еще одну шайбу. На ось надевали обжимную муфту - она позволяла рычагу крутиться. От рычага к площадке, закрепленной на рессоре ее стремянками, шла тяга.
Благодаря трению металла о кожу нехитрые поглощатели Трюффо на относительно маленьких скоростях легких автомобилей работали довольно отлично. Ремонт сводился к поиску доброкачественной кожи и изготовлению из нее шайб. Принцип Трюффо использовали и в более поздних конструкциях: заместо кожи ставили несколько железных пластинок. Сжимая их специальной гайкой, регулировали твердость поглощателей.
Вобщем, достаточно скоро появились гидравлические рессоры. Конструкторы равномерно улучшали гидравлику, но рычажную схему, выдуманную Трюффо, сохраняли еще несколько десятилетий. Телескопические рессоры стали обычными исключительно в 50-е годы прошедшего века.
Одна из первых конструкций амортизаторов: 1- рама; 2 - тяга; 3 - рычаг; 4 - муфта; 5 - чашечка; 6 - кожаные шайбы; 7 - железная шайба.