ПРИБОР ПО-ФРАНЦУЗСКИ
ПРИБОР ПО-ФРАНЦУЗСКИ
КЛУБ Автовладельцев
Автоэлектроника
ПРИБОР ПО-ФРАНЦУЗСКИ
Не достаточно кто знает, что применяемые у нас диагностические приборы, оборудование, запасные части с маркой "Сажем" (Sagem) - продукты оборонного французского предприятия.
Анатолий СУХОВ
На юго-западе Парижа, около парка имени Андре Ситроена, раскинулся необычный лабиринт стеклянных башен. Не сходу догадаешься, что посреди таковой красы разместилось консульство сурового оборонного комплекса.
Вход в здание охраняет автоматический швейцар: двери раскроются только предъявителю электрической карточки. Похоже, секретность тут - "пунктик". Что поделаешь: вместе с мобильными телефонами, факсами и цифровыми декодерами (а конкретно они приносят компании огромную часть прибыли - за прошедший год около 2-ух млрд баксов!), тут создают приборы навигации и наблюдения для военной техники, системы управления для вертолетов, занимаются автоматической идентификацией по отпечаткам пальцев, оптоэлектроникой, оптоволоконной техникой и т. д.
Комплектующие для автомобиля - на 3-ем месте по объему продаж, да и тут "Сажем" не разменивается по мелочам, а сосредоточен на профильном направлении: электронике (системы бортового контроля и навигации, блоки управления, датчики, оборудование электромобилей, диагностическая аппаратура) и четкой механике (форсунки, ТНВД). Познакомимся с продукцией мирной французской "оборонки".
Пожалуй, самая приятная ее часть - диагностические приборы. Портативный "Евродиаг" - новая разработка компании - соединил внутри себя функции тестера для впрысковых движков (считывание и стирание кодов дефектов, управление актюаторами) и стандартного мультиметра (измерение тока, напряжения, сопротивления), при этом на плоском экране высочайшего разрешения можно сымитировать обычную шкалу со стрелкой. Не считая того, тестер работает и как осциллограф: ему по плечу проверка системы зажигания, генератора. Нужен четкий манометр - тоже не неувязка, "Евродиаг" и с этим управится (естественно, для большинства дополнительных измерений требуются особые наборы). Разработчики заложили в прибор и возможность переобучения - программку диагностики (так именуемую прошивку) можно обновлять с компакт-диска либо через Веб (новенькая версия выходит каждые полгода).
Газоанализаторы серии "Ультима 600" - тоже "многостаночники". Самая "крутая" модель не только лишь определяет концентрацию каждого из 5 газов (окись углерода, углекислый газ, окислы азота, углеводороды и кислород), да и диагностирует состояние системы зажигания, лямбда-зонда, катализатора, также считывает коды дефектов мотора, переводя их на "обычный" язык. Набор для работы с дизельными движками включает дымомер. А инфракрасный пульт управления позволит механику переключать режимы диагностики, не выходя из автомобиля (либо, может быть, не вставая с возлюбленного кресла). "Ультима", как и "Евродиаг", старается идти в ногу с течением времени - программное обеспечение часто обновляется.
Вместе с универсальным оборудованием, французы выпускают и особые диагностические комплексы для собственных автомобилей: "Клип" для "Рено" и "Проксию" для "Ситроена". "Клип" - на базе ноутбука (микропроцессор Pentium-266), с набором для измерения физических величин и газоанализатором "Оптима". Все уложено в осторожные пластмассовые чемоданчики. "Проксия" - стопроцентно уникальная разработка. Мозг комплекса - переносной диагностический блок в ударопрочном корпусе с монохромным либо - на заказ - цветным экраном. Для загрузки программного обеспечения либо обмена данными довольно легко воткнуть блок в консоль (провода не необходимы), где находятся устройства для чтения компакт-дисков, дискет и смарт-карт. Кстати, "Клип" уже много лет продается в Рф - им оснащают фирменные станции "Рено". Подписан договор о поставках тестеров "Евродиаг" и газоанализаторов "Ультима".
Панель устройств - лицо автомобиля. И "Сажем" старается в грязь лицом не стукнуть: его панели идут на сборочный поток ведущих автозаводов мира. Проходят те времена, когда под "торпедо" можно было практически свободно просунуть руку, чтоб открутить трос спидометра либо на ощупь поменять подходящую лампочку. В современном автомобиле свободного места там практически нет, и конструкторы предъявляют все более жесткие требования к габаритам устройств: они должны стать компактнее, тоньше. Ну и разъемы необходимы другие, под шины данных (32-битные микропроцессоры в автомобиле - уже полностью рядовое явление). Долой лампочки - да здравствуют малогабаритные и надежные светодиоды, пусть стрелками управляют шаговые электродвигатели, заместо электромеханических реле - электрические, единый цветной экран для радио, кондюка, телефона и системы навигации! Сейчас все это выпускают на "Сажеме". Более того, с автомобилем сейчас можно просто поболтать. Интегрированный синтезатор голоса скажет о пробках на маршруте, о погоде, даст подсказку подходящий поворот. Благодаря программке определения речи компьютер осознает команды водителя, а выход в Веб по каналам GSM/GPRS и совсем превращает автомобиль в подобие Интернет-кафе. Только кто будет смотреть за дорогой?
Кроме "лица" французы занимаются и "потрохами": это форсунки, в том числе нового типа - существенно более малогабаритные, чем применяемые до сего времени; это свечки зажигания, рассчитанные более чем на 120 тыс. км пробега, притом - совершенно маленькие с поперечником резьбы 10 мм; это датчики системы впрыска, клапаны, электрические блоки управления - всего не перечислишь.
И естественно, "Сажем" не мог пройти минуя идеи возрождения электромобиля. В сотрудничестве с группой "Пежо-Ситроен" инженеры "Сажема" разработали блок управления и контроля для легкового электромобиля (он также рекуперирует электроэнергию при торможении, держит под контролем заряд батарей и выдает 12 В для стандартного электрического оборудования). Не запамятовали и про "заправочные" станции, при этом сделали их очень универсальными: напряжение - от 45 до 430 вольт, мощность - 35 кВт. Такая "розетка" подойдет и легковым автомобилям, и легким грузовикам, и автобусам. Кстати, 1-ые маршруты "электробусов" появились в Париже уже в этом году.
"Евродиаг" для диагностики впрыска - последняя разработка "Сажема". На жидкокристаллическом мониторе можно сымитировать и обыденную шкалу, со стрелкой.
"Клип" - спец прибор для моторов "Рено".
Фото Анатолия СУХОВА и компании "Сажем"