У Послушливого РУЛЯ
У Послушливого РУЛЯ
КЛУБ Автовладельцев
У Послушливого РУЛЯ
Чуть ли не самые небезопасные поломки в автомобиле - те, из-за которых он перестает подчиняться рулю. В отличие от трамвая неуправляемый автомобиль может пойти в любом направлении...
Анатолий БОГОМОЛОВ
Вам, естественно, знакомо понятие "послушливый руль". Но "послушливый" и "легкий" - далековато не одно и то же. В русском легковом автомобиле, где никак не приживется усилитель руля (недаром же поется в известной песне про прочные руки!), нежданно-негаданное его "облегчение" на ходу значит, что машина стала плохо управляема либо неуправляема совсем. К примеру, на покрытой сплошным льдом дороге можно почувствовать очень "легкий" руль из-за того, что сопротивление повороту колес самое маленькое. Да и маневренность машины тут малая! Если же вообразить суровую неисправность, вследствие которой руль в один момент освободился от власти колес, то тогда он, образно говоря, может крутиться и от сквозняка в салоне. Колеса же поведут себя так, как распорядится уравнение действующих на их сил. В безупречных критериях, - например, на соляном плато Бонневиль - ваша машина, если с углами установки колес у нее порядок, а ветерок слаб, вероятнее всего, пошла бы прямо: на то и наши возлюбленные углы - "сход, разрушение, кастор"... Но вы-то едете по "российскому автобану"...
Отказ управляющего управления всегда сопровождается стрессом, парализующим многих водителей как раз тогда, когда от их действий зависит и своя и чья-то еще жизнь. Ну и какие деяния сделать? Ведь этому не учат в автошколе, а на дороге уже некогда размышлять и пробовать. Ниже вы отыщите несколько обычных советов, которые, может быть, сберегут драгоценные секунды в критичной ситуации и позволят свести последствия к минимуму.
Если вдруг на сухом асфальте управляющее колесо стало не по привычке "легким", а реакция автомобиля - "вялой", вроде бы запаздывающей, вероятнее всего, оборвалась управляющая тяга. В сути, сейчас управляется только одно колесо, другое же "держит дорогу" за счет кастора - продольного наклона шкворня. Об обрыве тяги могут говорить удары и скрежет - если она цепляет дорожное полотно. Принципиально уяснить: в этой ситуации нельзя поворачивать руль на большой угол (даже для "проверки"!) - это может закончиться внезапным "скачком" автомобиля в сторону. Идеальнее всего просто плавненько затормозить. Не съезжайте на обочину - автомобиль может развернуть и выкинуть с дороги. Опасайтесь торможения "импульсами" - возникающие силы способны раскачать машину и развернуть свободное колесо. Если перед вами поворот - очень спрямляйте линию движения. Даже при тривиальной опасности столкновения с препятствием лучше погасить скорость перед ним, как это может быть, чем пробовать объехать его с риском утратить контроль над машиной. Тут можно сконструировать общую рекомендацию: даже при частичном отказе системы не рассчитывайте на нее, отыскиваете другие решения (другими словами при отказе тормозов сначала - маневр, при отказе управляющего управления - торможение).
Стопроцентно неуправляемым автомобиль может стать из-за блокирования управляющего вала противоугонным устройством либо разрушения связи в системе "управляющее колесо - управляющий редуктор (рейка)". Наверняка, тяжело отыскать водителя, который не знает, что вынимать ключ зажигания на ходу нельзя, но сколько водителей, лихо подруливая к тротуару (спешим!), еще не остановившись, уже глушат мотор и... Да-да, вспомнили? Как минимум, смятые диски и досада лишь на самого себя. Ужаснее, если руль блокируется на высочайшей скорости. Таковой "сюрприз" может преподнести собственному обладателю "Запорожец". Хотя он тотчас сам закладывает "мину медленного действия", возя в багажнике, к примеру, ведро и не закрыв кожухом энергопоглощающие "лепестки" управляющий колонки. Не раз бывало, что ведро, зацепившись ручкой за эти лепестки, становилось предпосылкой тяжеленной аварии.
Что все-таки делать при заблокированном управляющем колесе либо разъединившемся кардане управляющего вала? Единственное решение, как-то позволяющее понизить тяжесть последствий, - это торможение на юз до полной остановки. Почему конкретно на юз? Поэтому, что автомобиль сохраняет прямолинейное движение независимо от положения управляющих колес; в данном случае даже при ударе о препятствие очень отлично работают ремни, ну и меньше риск "перезнакомиться" со всеми машинами на шоссе. (Очевидно, речь тут идет об участке дороги с более либо наименее ровненьким покрытием: попади заблокированное колесо в выбоину - и траекторию перемещения автомобиля будет тяжело предвидеть. Остается возлагать на то, что вы - не участник ралли и снижаете скорость перед разбитыми участками дороги, да еще, может быть, на то, что когда-нибудь наши дороги закончат быть "источниками завышенной угрозы".) Ни при каких обстоятельствах нельзя отпускать педаль тормоза либо ослаблять нажим до полной остановки, по другому автомобиль скачком уйдет в ту сторону, в которую направлены управляющие колеса. При разъединении управляющего колеса и редуктора (рейки) это направление будет вообщем непредсказуемо. Произнесенное, естественно, подразумевает, что тормоза вашего автомобиля в полном порядке, по другому самого торможения "на юз", с полным блокированием колес - в особенности на сухом, жестком дорожном покрытии - может не получиться.
И очередное напоминание: если вы даже избежали аварии, не трогайтесь в путь, пока не убрите неисправность. Помните - движение с неисправным управляющим управлением - запрещено!
В ближайшее время на рынке "жигулевских" запчастей можно повстречать маятниковые рычаги на подшипниках. Производитель оборотился лицом к покупателю - появилась возможность подмены недолговечного (хотя в целом полностью надежного) узла на пластмассовых втулках более совершенным. Создателю непонятно, одобрены ли подобные изделия ВАЗом, но одна из конструкций (фото 1) вызвала сомнения в ее надежности. Подшипники запрессованы "напроход" и удерживаются в силуминовом корпусе только стопорным кольцом. Как высокопрочна посадка этого кольца в определенном изделии, ну и есть ли оно там вообщем, без разборки узла узнать нереально (а качество деталей, выпускаемых у нас сейчас, стало уже притчей во языцех). При отсутствии же (поломке, неверной установке) этого кольца ничто не мешает подшипникам выпрессоваться вниз совместно с осью и рычагом. Старенькый маятниковый рычаг и схожий ему "подшипниковый" (фото 2 и 3) лишены этих недочетов.
Конструкция, вызвавшая у нас вопросы.
"Традиционный" маятниковый рычаг.
Маятниковый рычаг на подшипниках, изготовленный по "традиционной" схеме.




КЛУБ Автовладельцев
У Послушливого РУЛЯ
Чуть ли не самые небезопасные поломки в автомобиле - те, из-за которых он перестает подчиняться рулю. В отличие от трамвая неуправляемый автомобиль может пойти в любом направлении...
Анатолий БОГОМОЛОВ
Вам, естественно, знакомо понятие "послушливый руль". Но "послушливый" и "легкий" - далековато не одно и то же. В русском легковом автомобиле, где никак не приживется усилитель руля (недаром же поется в известной песне про прочные руки!), нежданно-негаданное его "облегчение" на ходу значит, что машина стала плохо управляема либо неуправляема совсем. К примеру, на покрытой сплошным льдом дороге можно почувствовать очень "легкий" руль из-за того, что сопротивление повороту колес самое маленькое. Да и маневренность машины тут малая! Если же вообразить суровую неисправность, вследствие которой руль в один момент освободился от власти колес, то тогда он, образно говоря, может крутиться и от сквозняка в салоне. Колеса же поведут себя так, как распорядится уравнение действующих на их сил. В безупречных критериях, - например, на соляном плато Бонневиль - ваша машина, если с углами установки колес у нее порядок, а ветерок слаб, вероятнее всего, пошла бы прямо: на то и наши возлюбленные углы - "сход, разрушение, кастор"... Но вы-то едете по "российскому автобану"...
Отказ управляющего управления всегда сопровождается стрессом, парализующим многих водителей как раз тогда, когда от их действий зависит и своя и чья-то еще жизнь. Ну и какие деяния сделать? Ведь этому не учат в автошколе, а на дороге уже некогда размышлять и пробовать. Ниже вы отыщите несколько обычных советов, которые, может быть, сберегут драгоценные секунды в критичной ситуации и позволят свести последствия к минимуму.
Если вдруг на сухом асфальте управляющее колесо стало не по привычке "легким", а реакция автомобиля - "вялой", вроде бы запаздывающей, вероятнее всего, оборвалась управляющая тяга. В сути, сейчас управляется только одно колесо, другое же "держит дорогу" за счет кастора - продольного наклона шкворня. Об обрыве тяги могут говорить удары и скрежет - если она цепляет дорожное полотно. Принципиально уяснить: в этой ситуации нельзя поворачивать руль на большой угол (даже для "проверки"!) - это может закончиться внезапным "скачком" автомобиля в сторону. Идеальнее всего просто плавненько затормозить. Не съезжайте на обочину - автомобиль может развернуть и выкинуть с дороги. Опасайтесь торможения "импульсами" - возникающие силы способны раскачать машину и развернуть свободное колесо. Если перед вами поворот - очень спрямляйте линию движения. Даже при тривиальной опасности столкновения с препятствием лучше погасить скорость перед ним, как это может быть, чем пробовать объехать его с риском утратить контроль над машиной. Тут можно сконструировать общую рекомендацию: даже при частичном отказе системы не рассчитывайте на нее, отыскиваете другие решения (другими словами при отказе тормозов сначала - маневр, при отказе управляющего управления - торможение).
Стопроцентно неуправляемым автомобиль может стать из-за блокирования управляющего вала противоугонным устройством либо разрушения связи в системе "управляющее колесо - управляющий редуктор (рейка)". Наверняка, тяжело отыскать водителя, который не знает, что вынимать ключ зажигания на ходу нельзя, но сколько водителей, лихо подруливая к тротуару (спешим!), еще не остановившись, уже глушат мотор и... Да-да, вспомнили? Как минимум, смятые диски и досада лишь на самого себя. Ужаснее, если руль блокируется на высочайшей скорости. Таковой "сюрприз" может преподнести собственному обладателю "Запорожец". Хотя он тотчас сам закладывает "мину медленного действия", возя в багажнике, к примеру, ведро и не закрыв кожухом энергопоглощающие "лепестки" управляющий колонки. Не раз бывало, что ведро, зацепившись ручкой за эти лепестки, становилось предпосылкой тяжеленной аварии.
Что все-таки делать при заблокированном управляющем колесе либо разъединившемся кардане управляющего вала? Единственное решение, как-то позволяющее понизить тяжесть последствий, - это торможение на юз до полной остановки. Почему конкретно на юз? Поэтому, что автомобиль сохраняет прямолинейное движение независимо от положения управляющих колес; в данном случае даже при ударе о препятствие очень отлично работают ремни, ну и меньше риск "перезнакомиться" со всеми машинами на шоссе. (Очевидно, речь тут идет об участке дороги с более либо наименее ровненьким покрытием: попади заблокированное колесо в выбоину - и траекторию перемещения автомобиля будет тяжело предвидеть. Остается возлагать на то, что вы - не участник ралли и снижаете скорость перед разбитыми участками дороги, да еще, может быть, на то, что когда-нибудь наши дороги закончат быть "источниками завышенной угрозы".) Ни при каких обстоятельствах нельзя отпускать педаль тормоза либо ослаблять нажим до полной остановки, по другому автомобиль скачком уйдет в ту сторону, в которую направлены управляющие колеса. При разъединении управляющего колеса и редуктора (рейки) это направление будет вообщем непредсказуемо. Произнесенное, естественно, подразумевает, что тормоза вашего автомобиля в полном порядке, по другому самого торможения "на юз", с полным блокированием колес - в особенности на сухом, жестком дорожном покрытии - может не получиться.
И очередное напоминание: если вы даже избежали аварии, не трогайтесь в путь, пока не убрите неисправность. Помните - движение с неисправным управляющим управлением - запрещено!
В ближайшее время на рынке "жигулевских" запчастей можно повстречать маятниковые рычаги на подшипниках. Производитель оборотился лицом к покупателю - появилась возможность подмены недолговечного (хотя в целом полностью надежного) узла на пластмассовых втулках более совершенным. Создателю непонятно, одобрены ли подобные изделия ВАЗом, но одна из конструкций (фото 1) вызвала сомнения в ее надежности. Подшипники запрессованы "напроход" и удерживаются в силуминовом корпусе только стопорным кольцом. Как высокопрочна посадка этого кольца в определенном изделии, ну и есть ли оно там вообщем, без разборки узла узнать нереально (а качество деталей, выпускаемых у нас сейчас, стало уже притчей во языцех). При отсутствии же (поломке, неверной установке) этого кольца ничто не мешает подшипникам выпрессоваться вниз совместно с осью и рычагом. Старенькый маятниковый рычаг и схожий ему "подшипниковый" (фото 2 и 3) лишены этих недочетов.
Конструкция, вызвавшая у нас вопросы.
"Традиционный" маятниковый рычаг.
Маятниковый рычаг на подшипниках, изготовленный по "традиционной" схеме.



