Далекий КРУГ
Далекий КРУГ
Тесты
ТЕСТ "СЕВЕР"
Далекий КРУГ
"За рулем" в "10-ке" и "Волге" на краю Европы.
Вадим КРЮЧКОВ, Сергей КАНУННИКОВ.
Фото Вадима Крючкова
и Игоря Твердунова
АРКТИЧЕСКИЙ КРАЙ ЗЕМЛИ
Есть в Царстве Норвегия большущее плато Финнмарк: горы, фьорды, голубая вода моря и озер. В стране лопарей, где стада оленей бродят по просторам тундры, плотность населения - меньше 1-го обитателя на квадратный километр. Тут в поселке Гамвик - арктический край континентальной Европы, самые северные на земле музей и маяк. Дорога кончилась - впереди Северный Ледовитый океан.
К нему мы и решили отправиться на слетанной парочке - "Волге" и "10-ке" с шестнадцатиклапанными движками. "Все ли в порядке с вашими головами?" - допытывались скептики. Что они имели в виду, понятно - редчайшие даже на родине авто должны забраться туда, где на техно помощь рассчитывать нечего. Ну и вообщем - что делать русским машинам в этом позабытом Богом краю?
Мы, но, не считали себя авантюристами. Ведь многие автомобилисты из Мурманска, Никеля и окружностей пересекают границу Норвегии каждые выходные. Ну и туристы из других русских регионов в летний сезон не прочь потешить себя поездкой в соседнюю северную страну. Хотя, наверняка, не достаточно кто заезжал так далековато за Полярный круг.
Итак, возникновение новых российских моделей в Норвегии полностью оправданно, и наша парочка - только 1-ые ласточки. К тому же по пути масса способностей для испытаний: даже очень нашенские дороги Карелии и Мурманской области.
ОТ "ПОЛОВОДЬЯ"
ДО "СЕВЕРА"
С момента последнего совместного путешествия машин с шестнадцатиклапанными движками (тест "Половодье", ЗР, 1999, № 6) много воды утекло. "100 3-я" успела пройти более 15 тыс. км, "Волга" - ровно 10 тыщ. Преодолев вешний пробег без единой поломки, наша капризуля "10-ка" вошла в период относительно размеренной работы. Хотя не вышло без обидных мелочей. В горячую погоду в салоне появился острый запах бензина. После длительных поисков нашли его источник - трубка вентиляции бензобака была заправлена в левый задний лонжерон (см. "Прошу разъяснить" на с. 169 - ред.). Другие недостатки связаны, в главном, с электрическим оборудованием. На 28-й тыще отказали звуковой сигнал (а ведь он пережил всего одну зиму) и датчик уровня охлаждающей воды. Очередной сюрприз - вытаскивая из грузового отсека объемистую сумку, раскололи фонарь стоп-сигнала на крышке багажника. Он размещен очень безуспешно - будьте аккуратны, манипулируя крупногабаритными предметами. Что еще? На 20-й тыще установили доработанный чип управления системой впрыска. Сейчас у мотора появились "низы" и существенно уменьшилась склонность к детонации. Очередное испытание устроили злоумышленники. "10-ка" устояла - попытка вскрыть багажник сверткой не удалась. Пришлось, но, поменять все замки, ибо продаются они в комплекте. Самая большая неисправность за отчетный период - "кончина" 2-ух амортизаторов.
Подготовка ВАЗ-21103 к путешествию на север свелась в главном к регламентным работам: подмене масла, фильтров, фронтальных тормозных колодок, подтяжке ремней. Не считая того, поменяли чехол наконечника управляющий тяги, все четыре амортизатора и отрегулировали углы установки фронтальных колес.
"Волга" востребовала б'ольших трудозатрат. На 68-й тыще стопроцентно перебрали переднюю подвеску - люфты в шкворнях, резьбовых втулках и управляющий трапеции превысили все мыслимые пределы. Попутно поменяли помятые колеса и износившиеся шины, отрегулировали сход-развал. Два раза брали подушку мотора - резина отрывалась от металла с незавидной регулярностью. Остальные мелочи: вышли из строя реле и датчик вентилятора системы остывания, насос омывателя стекла, прогорела прокладка приемной трубы.
Перед пробегом поменяли масло и фильтры, подозрительно зашумевший бензонасос, свечки, ремень генератора. Прошприцевали подвеску, отрегулировали задние колодки, подтянули ручник, отбалансировали колеса.
В СЕВЕРНЫЕ ШИРОТЫ
Не будем хитрить: мы уже бывали в Карелии и отлично знаем обстановку на местных дорогах. Стоит миновать мост через Свирь в Лодейном Поле, как встреча с инспектором ГИБДД становится маловероятной. Означает, можно идти так, чтоб по максимуму нагрузить подвески и движки. Что, фактически, и планировали.
На дорогах северо-запада нет больших ям, а как следует, нет угрозы разбить подвеску, погнуть колесные диски либо пробить колесо. Казалось бы, покрытие шоссе фактически не ограничивает скорость. Но стоит перевалить за 100 км/ч, как начинается болтанка - автомобиль раскачивается на длинноватых пологих волнах, а на кузов передается вибрация от маленькой ряби лоскутного асфальта. Хороший тест для амортизаторов и узлов подвески.
О движках разговор особенный. Старый "402-й" мотор "Волги" не выдерживает длительной езды с высочайшими скоростями. Если повсевременно ехать "педаль в пол", уничтожить его нетрудно. Зато оба шестнадцатиклапанника, ВАЗ-2112 и ЗМЗ-4062.10, смертельные для "старичков" режимы переносят отлично: от Петрозаводска до Мурманска, практически тыщу км - за девять с половиной часов! Никаких тревожных симптомов - расход масла в норме, ни намека на перегрев.
Моторы стоят друг дружку. А вот шасси совершенно различные. "100 3-я" не без огрехов, но все таки современна. Естественно, по сопоставлению с "восьмеркой" она наименее острая, но на умеренных скоростях это навряд ли недочет. На высочайшей скорости штатные рессоры СААЗ срабатывают на пробой в безопасных, казалось бы, ситуациях. Машина раскачивается с носа на корму, пробует рыскать.
Мощнейший движок и престарелое 40-летнее шасси - такое сочетание не дает водителю "Волги" расслабляться. Подвеска не поспевает за мотором - машина рыскает и просит неизменного подруливания. Жесткие рессоры "Жеребцы" отчасти компенсируют этот недочет, но все-же не превращают "Волгу" в другой автомобиль. Конкретно конструктивные особенности ее ходовой части до поры до времени ограничивали скорость нашего дуэта.
Стоило бросить сзади щербатые российские "магистрали" и оказаться на норвежском "паркете", как ситуация поменялась - подвески обеих машин (даже "Волги"!) как будто отключились. Сейчас скорость ограничивали только правила дорожного движения и крутизна виражей на горных дорогах. При штурме перевалов и связок сложных поворотов неловкая заднеприводная "баржа" не отставала от юркой переднеприводной "10-ки". К тому же тяговитость мотора "Волги" разгрузила правую руку ее водителя: шуровать рычагом переключения передач приходилось еще пореже, чем на "10-ке".
Кстати, в Норвегии "отключились" не только лишь подвески: у машин пропал сварливый русский нрав! Диковинные пейзажи Заполярья, казалось, заворожили не только лишь водителей, да и авто. Вокруг живописные горы, разноцветный мох тундры, стада практически ручных оленей... А у машин - ни 1-го отказа. Играючи преодолев 900 забугорных км, из их 450 горных, "Волга" с "10-кой" побывали за 71-м градусом северной широты и возвратились на родину. Цель достигнута - российские машины добрались своим ходом на край земли в дальний и таинственный Гамвик.
Как там, на задворках Европы? Сказочно прекрасно, чисто и ухоженно. Жалко, очень жалко, что наша, более наряженная тундра местами выжжена нашими же металлургическими заводами. Вобщем, это лирика. Вернемся к технике.
ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ
Мы не напрасно поминали нравы машин. Как будто сговорившись, все противные сюрпризы они преподнесли на собственной местности - видно, страшились выезжать за границу. Неподалеку от Петрозаводска встала "Волга": движок захлебывался и дергался на холостом ходу. Недуг одолели, отключив датчик расхода воздуха. Причина отказа оказалась ординарна. Бумажка с "выходными данными" элемента воздушного фильтра, оторвавшись, разрушила сетку датчика и застряла на его спирали. Совет всем обладателям "волг" с "406-м": меняя фильтр, оторвите приклеенную к нему бумаженцию. Сегодня в Москве российский датчик стоит 1,5 тыс. руб., ввезенный - 5 тыщ!
С работающим по обходной программке компом ставший приблизительно на 10% прожорливее автомобиль проехал более 4,5 тыс. км. Исходя из убеждений покупки запчастей к "406-му" северо-запад Рф и норвежский Финнмарк оказались идиентично пустынны.
Чуток позднее под проливным дождиком близ селения Лоухи встала, а поточнее, чуть ли не легла на крышу "10-ка": открутилась гайка на штоке заднего амортизатора. При ходе отбоя шток провалился, а пружина выскочила из чашечки и стала молотить по колесной нише. Автомобиль охромел и накренился - приостановить его на обочине стоило большого труда. К счастью, все Ремонт и эксплуатация уцелели, подвеску удалось собрать. На немного замятую резьбу штока заместо штатного крепежного элемента поставили гайку и контргайку.
"Волге", сдается, очень приглянулись норвежские дороги: сейчас она упрямо отрешалась ворачиваться домой. Чуть пересекли границу, как лопнула вилка сцепления, практически сразу заклинил фронтальный амортизатор, после этого разлетелась планка его нижнего крепления и деформировалась нижняя чашечка. С грехом напополам добрались до Мурманска, где без усилий приобрели запчасти в таксопарке.
Последующую каверзу изделие ГАЗа подбросило в Карелии. Поначалу движок затроил, позже задвоил. Вышла из строя одна из катушек зажигания. Пользовались мини-складом из багажника - поменяли катушку, а заодно свечки. Самый противный результат пробега - очень и неравномерно изношенная левая передняя покрышка. В управляющем механизме и подвеске всего через 13 тыщ после основательного ремонта и регулировки углов установки колес вновь появились люфты. Для слывущего крепким автомобиля чертовски рано!
По сопоставлению с "Волгой" "100 3-я" привередничала несильно. Периодически пропадал контакт в левом стоп-сигнале, да песочек с родных дорог доконал "бошевскую" щетку стеклоочистителя. Ее поменяли запасной - российскей.
Итак, практически за 6 тыщ км пробега нам только раз пришлось брать запчасти. В других случаях обошлись своими бедными припасами.
ПРАВДА БЕЗ ПРИКРАС
Различное приобретают новые модели не для того, чтоб они стояли в гараже, ждя обилия запчастей. Как на их ездить? "100 3-я" - полностью надежный и резвый аппарат, радующий низким расходом горючего на огромных скоростях, как будто сотворен для далеких поездок. Единственное ограничение - загрузка: четыре взрослых и забитый доверху багажник не для нее, на первом же приметном ухабе задние колеса заскребут по нишам. "Волгу" сможете нагружать смело. С новым мотором машина не опасается длительной резвой езды, относительно экономна и как и раньше ремонтопригодна. Но, повторимся, мощнейший движок провоцирует ездить в режимах, неприемлемых для устаревшей подвески.
Что касается дефектов - победить их можно. Случись неважно какая из вышеперечисленных в Норвегии, мы и оттуда добрались бы до Рф своим ходом. Ведь наша парочка - не пижоны, свою репутацию они заработали добросовестным трудом.
Редакция благодарит
фирму "Юрфо-Тур" за помощь в подготовке пробега.







































Тесты
ТЕСТ "СЕВЕР"
Далекий КРУГ
"За рулем" в "10-ке" и "Волге" на краю Европы.
Вадим КРЮЧКОВ, Сергей КАНУННИКОВ.
Фото Вадима Крючкова
и Игоря Твердунова
АРКТИЧЕСКИЙ КРАЙ ЗЕМЛИ
Есть в Царстве Норвегия большущее плато Финнмарк: горы, фьорды, голубая вода моря и озер. В стране лопарей, где стада оленей бродят по просторам тундры, плотность населения - меньше 1-го обитателя на квадратный километр. Тут в поселке Гамвик - арктический край континентальной Европы, самые северные на земле музей и маяк. Дорога кончилась - впереди Северный Ледовитый океан.
К нему мы и решили отправиться на слетанной парочке - "Волге" и "10-ке" с шестнадцатиклапанными движками. "Все ли в порядке с вашими головами?" - допытывались скептики. Что они имели в виду, понятно - редчайшие даже на родине авто должны забраться туда, где на техно помощь рассчитывать нечего. Ну и вообщем - что делать русским машинам в этом позабытом Богом краю?
Мы, но, не считали себя авантюристами. Ведь многие автомобилисты из Мурманска, Никеля и окружностей пересекают границу Норвегии каждые выходные. Ну и туристы из других русских регионов в летний сезон не прочь потешить себя поездкой в соседнюю северную страну. Хотя, наверняка, не достаточно кто заезжал так далековато за Полярный круг.
Итак, возникновение новых российских моделей в Норвегии полностью оправданно, и наша парочка - только 1-ые ласточки. К тому же по пути масса способностей для испытаний: даже очень нашенские дороги Карелии и Мурманской области.
ОТ "ПОЛОВОДЬЯ"
ДО "СЕВЕРА"
С момента последнего совместного путешествия машин с шестнадцатиклапанными движками (тест "Половодье", ЗР, 1999, № 6) много воды утекло. "100 3-я" успела пройти более 15 тыс. км, "Волга" - ровно 10 тыщ. Преодолев вешний пробег без единой поломки, наша капризуля "10-ка" вошла в период относительно размеренной работы. Хотя не вышло без обидных мелочей. В горячую погоду в салоне появился острый запах бензина. После длительных поисков нашли его источник - трубка вентиляции бензобака была заправлена в левый задний лонжерон (см. "Прошу разъяснить" на с. 169 - ред.). Другие недостатки связаны, в главном, с электрическим оборудованием. На 28-й тыще отказали звуковой сигнал (а ведь он пережил всего одну зиму) и датчик уровня охлаждающей воды. Очередной сюрприз - вытаскивая из грузового отсека объемистую сумку, раскололи фонарь стоп-сигнала на крышке багажника. Он размещен очень безуспешно - будьте аккуратны, манипулируя крупногабаритными предметами. Что еще? На 20-й тыще установили доработанный чип управления системой впрыска. Сейчас у мотора появились "низы" и существенно уменьшилась склонность к детонации. Очередное испытание устроили злоумышленники. "10-ка" устояла - попытка вскрыть багажник сверткой не удалась. Пришлось, но, поменять все замки, ибо продаются они в комплекте. Самая большая неисправность за отчетный период - "кончина" 2-ух амортизаторов.
Подготовка ВАЗ-21103 к путешествию на север свелась в главном к регламентным работам: подмене масла, фильтров, фронтальных тормозных колодок, подтяжке ремней. Не считая того, поменяли чехол наконечника управляющий тяги, все четыре амортизатора и отрегулировали углы установки фронтальных колес.
"Волга" востребовала б'ольших трудозатрат. На 68-й тыще стопроцентно перебрали переднюю подвеску - люфты в шкворнях, резьбовых втулках и управляющий трапеции превысили все мыслимые пределы. Попутно поменяли помятые колеса и износившиеся шины, отрегулировали сход-развал. Два раза брали подушку мотора - резина отрывалась от металла с незавидной регулярностью. Остальные мелочи: вышли из строя реле и датчик вентилятора системы остывания, насос омывателя стекла, прогорела прокладка приемной трубы.
Перед пробегом поменяли масло и фильтры, подозрительно зашумевший бензонасос, свечки, ремень генератора. Прошприцевали подвеску, отрегулировали задние колодки, подтянули ручник, отбалансировали колеса.
В СЕВЕРНЫЕ ШИРОТЫ
Не будем хитрить: мы уже бывали в Карелии и отлично знаем обстановку на местных дорогах. Стоит миновать мост через Свирь в Лодейном Поле, как встреча с инспектором ГИБДД становится маловероятной. Означает, можно идти так, чтоб по максимуму нагрузить подвески и движки. Что, фактически, и планировали.
На дорогах северо-запада нет больших ям, а как следует, нет угрозы разбить подвеску, погнуть колесные диски либо пробить колесо. Казалось бы, покрытие шоссе фактически не ограничивает скорость. Но стоит перевалить за 100 км/ч, как начинается болтанка - автомобиль раскачивается на длинноватых пологих волнах, а на кузов передается вибрация от маленькой ряби лоскутного асфальта. Хороший тест для амортизаторов и узлов подвески.
О движках разговор особенный. Старый "402-й" мотор "Волги" не выдерживает длительной езды с высочайшими скоростями. Если повсевременно ехать "педаль в пол", уничтожить его нетрудно. Зато оба шестнадцатиклапанника, ВАЗ-2112 и ЗМЗ-4062.10, смертельные для "старичков" режимы переносят отлично: от Петрозаводска до Мурманска, практически тыщу км - за девять с половиной часов! Никаких тревожных симптомов - расход масла в норме, ни намека на перегрев.
Моторы стоят друг дружку. А вот шасси совершенно различные. "100 3-я" не без огрехов, но все таки современна. Естественно, по сопоставлению с "восьмеркой" она наименее острая, но на умеренных скоростях это навряд ли недочет. На высочайшей скорости штатные рессоры СААЗ срабатывают на пробой в безопасных, казалось бы, ситуациях. Машина раскачивается с носа на корму, пробует рыскать.
Мощнейший движок и престарелое 40-летнее шасси - такое сочетание не дает водителю "Волги" расслабляться. Подвеска не поспевает за мотором - машина рыскает и просит неизменного подруливания. Жесткие рессоры "Жеребцы" отчасти компенсируют этот недочет, но все-же не превращают "Волгу" в другой автомобиль. Конкретно конструктивные особенности ее ходовой части до поры до времени ограничивали скорость нашего дуэта.
Стоило бросить сзади щербатые российские "магистрали" и оказаться на норвежском "паркете", как ситуация поменялась - подвески обеих машин (даже "Волги"!) как будто отключились. Сейчас скорость ограничивали только правила дорожного движения и крутизна виражей на горных дорогах. При штурме перевалов и связок сложных поворотов неловкая заднеприводная "баржа" не отставала от юркой переднеприводной "10-ки". К тому же тяговитость мотора "Волги" разгрузила правую руку ее водителя: шуровать рычагом переключения передач приходилось еще пореже, чем на "10-ке".
Кстати, в Норвегии "отключились" не только лишь подвески: у машин пропал сварливый русский нрав! Диковинные пейзажи Заполярья, казалось, заворожили не только лишь водителей, да и авто. Вокруг живописные горы, разноцветный мох тундры, стада практически ручных оленей... А у машин - ни 1-го отказа. Играючи преодолев 900 забугорных км, из их 450 горных, "Волга" с "10-кой" побывали за 71-м градусом северной широты и возвратились на родину. Цель достигнута - российские машины добрались своим ходом на край земли в дальний и таинственный Гамвик.
Как там, на задворках Европы? Сказочно прекрасно, чисто и ухоженно. Жалко, очень жалко, что наша, более наряженная тундра местами выжжена нашими же металлургическими заводами. Вобщем, это лирика. Вернемся к технике.
ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ
Мы не напрасно поминали нравы машин. Как будто сговорившись, все противные сюрпризы они преподнесли на собственной местности - видно, страшились выезжать за границу. Неподалеку от Петрозаводска встала "Волга": движок захлебывался и дергался на холостом ходу. Недуг одолели, отключив датчик расхода воздуха. Причина отказа оказалась ординарна. Бумажка с "выходными данными" элемента воздушного фильтра, оторвавшись, разрушила сетку датчика и застряла на его спирали. Совет всем обладателям "волг" с "406-м": меняя фильтр, оторвите приклеенную к нему бумаженцию. Сегодня в Москве российский датчик стоит 1,5 тыс. руб., ввезенный - 5 тыщ!
С работающим по обходной программке компом ставший приблизительно на 10% прожорливее автомобиль проехал более 4,5 тыс. км. Исходя из убеждений покупки запчастей к "406-му" северо-запад Рф и норвежский Финнмарк оказались идиентично пустынны.
Чуток позднее под проливным дождиком близ селения Лоухи встала, а поточнее, чуть ли не легла на крышу "10-ка": открутилась гайка на штоке заднего амортизатора. При ходе отбоя шток провалился, а пружина выскочила из чашечки и стала молотить по колесной нише. Автомобиль охромел и накренился - приостановить его на обочине стоило большого труда. К счастью, все Ремонт и эксплуатация уцелели, подвеску удалось собрать. На немного замятую резьбу штока заместо штатного крепежного элемента поставили гайку и контргайку.
"Волге", сдается, очень приглянулись норвежские дороги: сейчас она упрямо отрешалась ворачиваться домой. Чуть пересекли границу, как лопнула вилка сцепления, практически сразу заклинил фронтальный амортизатор, после этого разлетелась планка его нижнего крепления и деформировалась нижняя чашечка. С грехом напополам добрались до Мурманска, где без усилий приобрели запчасти в таксопарке.
Последующую каверзу изделие ГАЗа подбросило в Карелии. Поначалу движок затроил, позже задвоил. Вышла из строя одна из катушек зажигания. Пользовались мини-складом из багажника - поменяли катушку, а заодно свечки. Самый противный результат пробега - очень и неравномерно изношенная левая передняя покрышка. В управляющем механизме и подвеске всего через 13 тыщ после основательного ремонта и регулировки углов установки колес вновь появились люфты. Для слывущего крепким автомобиля чертовски рано!
По сопоставлению с "Волгой" "100 3-я" привередничала несильно. Периодически пропадал контакт в левом стоп-сигнале, да песочек с родных дорог доконал "бошевскую" щетку стеклоочистителя. Ее поменяли запасной - российскей.
Итак, практически за 6 тыщ км пробега нам только раз пришлось брать запчасти. В других случаях обошлись своими бедными припасами.
ПРАВДА БЕЗ ПРИКРАС
Различное приобретают новые модели не для того, чтоб они стояли в гараже, ждя обилия запчастей. Как на их ездить? "100 3-я" - полностью надежный и резвый аппарат, радующий низким расходом горючего на огромных скоростях, как будто сотворен для далеких поездок. Единственное ограничение - загрузка: четыре взрослых и забитый доверху багажник не для нее, на первом же приметном ухабе задние колеса заскребут по нишам. "Волгу" сможете нагружать смело. С новым мотором машина не опасается длительной резвой езды, относительно экономна и как и раньше ремонтопригодна. Но, повторимся, мощнейший движок провоцирует ездить в режимах, неприемлемых для устаревшей подвески.
Что касается дефектов - победить их можно. Случись неважно какая из вышеперечисленных в Норвегии, мы и оттуда добрались бы до Рф своим ходом. Ведь наша парочка - не пижоны, свою репутацию они заработали добросовестным трудом.
Редакция благодарит
фирму "Юрфо-Тур" за помощь в подготовке пробега.






































