ПОСТУПЬ РЫЦАРЯ
ПОСТУПЬ "РЫЦАРЯ"
ТЕХНИКА
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
ПОСТУПЬ "РЫЦАРЯ"
К грядущей зиме финская компания "Нокия" подготовила новейшую зимнюю покрышку без шипов "Хакапелита Q" (Nokian Hakkapeliitta Q).
Вячеслав СУББОТИН
"Финский рыцарь" (так переводится заглавие шины) получил массивное орудие - необычную конструкцию покрышки. Уникален в ней протектор: шашки нарезаны не по плоскости, а спирально. Так еще никто не делал. В чем сила этого решения?
Зимняя покрышка должна ловко цепляться за укатанный снег, лед, уверенно грести по снежной каше либо целине. А еще не достаточно изнашиваться, даже когда выпадет ей катиться по чистому асфальту. Но сложнее всего удержать машину на льду. Обычные летние покрышки не в состоянии зацепиться - скользят для себя и скользят...
Но если посмотреть на лед через лупу, то заместо зеркальной глади узреешь скальную гряду. За такую можно цепляться, если сконструировать на шине много очень маленьких уступчиков, соизмеримых по высоте с шероховатостью льда. Тогда на машине хоть по катку можно будет раскатывать, как будто по асфальтовой площадке.
В сопоставлении с неровностями льда шашки протектора летних шин чрезвычайно значительны. Но если их мелко-мелко порезать, будет то, что нужно. Так и поступают с зимними покрышками.
Естественно, это главное, но далековато не все. Еще готовят мягенький состав резины, чтоб она не дубела на морозе, витиевато кроят плечевые зоны протектора, прочно задумываются над средней частью и рисунком в целом. Подбирают лучшую глубину протектора - она еще больше, чем у летних асфальтовых покрышек, делают другой профиль. Делают еще почти все, но так в мире устроено, если кое-где выигрываешь, непременно в чем либо проигрываешь.
Мягенький, высочайший, мелко нарезанный протектор легче подламывается при торможении, разгоне, в повороте. А означает, автомобиль недобирает в стойкости и динамических качествах.
В наименьшей степени этому подвержены машины с "колющимися" шинами, другими словами с шипами. Но шипы иногда бессильны - к примеру, в глубочайшем и рыхловатом снегу, на узком льду. И совсем вредоносны на сухом асфальте. К тому же не во всех странах их разрешают использовать. Потому "Нокия" сделала ставку на нешипованную покрышку и, похоже, не ошиблась.
Как я уже отметил, финны на "Хакапелите Q" нарубили все шашки протектора тонкими извилистыми ламелями, придав каждому куску форму спирали (см. рис. 1). Навитый таким макаром элемент протектора при иных равных критериях (составе резины, высоте) куда жестче противоборствует нагрузке (рис. 2, б), чем обыденный (рис. 2, а), нарезанный обычно - в плоскости. "Спиральный" протектор сложнее согнуть, а поэтому количество зубчиков, цепляющихся в пятне контакта за выпуклости льда, плотного снега, будет больше обыденного. Сейчас в покрышке с винтообразными элементами можно порезать больше ламелей (что и изготовлено) и тем прирастить сцепные характеристики.
Другими словами, все нововведения пошли лишь на пользу автомобилю. На "Хакапелите Q" устойчивость и динамика машины отменные.
Обычное, на 1-ый взор, решение пришло к конструкторам "Нокии" не сходу. Отрабатывали сотки вариантов, моделей. Использовали собственный и, очевидно, чужой опыт сотворения схожих покрышек. Кстати, у модели "Хакапелита" богатая и долгая история. Это имя присваивают различным поколениям покрышек вот уже 60 лет!
И еще. Финнам непременно помогала сама природа - ведь страна северная, часть ее лежит за Полярным кругом. Неподалеку от избушки Деда Мороза у "Нокии" собственный северный полигон. В таких-то критериях кому, как не финнам, создавать зимние покрышки наивысшего свойства!
Не считая спиралей, в протекторе "Хакапелиты Q" есть и другие изюминки. К примеру, двойной усиленный каркас, обеспечивающий крепкость боковины. Липнущий к снегу и льду и в то же время износоустойчивый состав резины. Укрепленный специальной лентой брекер - она призвана защитить покрышку от пробоев камнями и иными наточенными предметами. Все это, признались конструкторы "Нокии", делали в расчете на российские дороги и жарких (не финских) юношей. Ведь основную долю выпуска "Хакапелиты Q" планируют поставлять в Россию.
А пока предложили промчаться на автомобилях, обутых в новейшую "Нокию", по льду, снегу, асфальту и, как говорится, ощутить разницу с обыкновенными зимними и даже ошипованными покрышками.
На большом застывшем озере, расставив конуса по всем правилам, соорудили трассу с имитацией объезда препятствия, высокоскоростного прохождения поворота, огромного и малого слалома и даже раллийного участка. На объезде препятствия, в слаломе переднеприводный автомобиль был умопомрачительно послушен. На маленький скорости машина сходу направлялась туда, куда указывал ей руль. При увеличении скорости до критичной автомобиль плавненько, равномерно и предсказуемо уходил в снос. Предсказать траекторию перемещения уже после 2-ух попыток в таком режиме не составляло труда и новенькому. Но, пожалуй, не это главное. Принципиально, что машину просто стабилизировать даже при резком сбросе газа. Маленькая корректировка рулем - и вы вновь на курсе. Фантастика! Так ведут себя авто с неплохими шипованными покрышками. На заднеприводной машине эти фокусы делать труднее, нужен навык. Но, потренировавшись, убеждаешься - "Хакапелита Q" также уверенно держит машину.
Разгон и торможение достойны особенной похвалы. Ускоряясь, машина не рыскает, даже когда колеса вовсю буксуют. Если стартовать внатяг, чувствуещь насыщенный набор скорости - шина как будто вгрызается в лед. Замедление даже с заблокированными колесами тоже очень отлично. А машину совсем не кидает из стороны в сторону (испытатели молвят - "не крестит") - она движется ровно, как будто по струнке.
Когда я делился с коллегами-журналистами своими впечатлениями о "Хакапелите", большая часть согласилось с высочайшей оценкой шины. Был посреди их и известный сейчас шведский корреспондент, первым опрокинувший "Mercedes" А-класса. Судя по его заездам, малый отчаянный и "понимающий толк" в катастрофах. Но даже ему удавалось вытянуть машину из дурного заноса и не поставить ее "на уши". Полагаю, шведа вызволяла "Хакапелита Q" - достойно, по-рыцарски.
Рис. 1. Спирально нарезанные элементы протектора - главное достоинство новейшей "Нокии".
"Хакапелита Q": снег со льдом - любимое блюдо.
Рис. 2. Схема работы шашек протектора под нагрузкой: а - в обыкновенной шине элементы сгибаются и сцепление усугубляется; б - в "Хакапелите Q" напротив - любая грань рабочая.







ТЕХНИКА
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
ПОСТУПЬ "РЫЦАРЯ"
К грядущей зиме финская компания "Нокия" подготовила новейшую зимнюю покрышку без шипов "Хакапелита Q" (Nokian Hakkapeliitta Q).
Вячеслав СУББОТИН
"Финский рыцарь" (так переводится заглавие шины) получил массивное орудие - необычную конструкцию покрышки. Уникален в ней протектор: шашки нарезаны не по плоскости, а спирально. Так еще никто не делал. В чем сила этого решения?
Зимняя покрышка должна ловко цепляться за укатанный снег, лед, уверенно грести по снежной каше либо целине. А еще не достаточно изнашиваться, даже когда выпадет ей катиться по чистому асфальту. Но сложнее всего удержать машину на льду. Обычные летние покрышки не в состоянии зацепиться - скользят для себя и скользят...
Но если посмотреть на лед через лупу, то заместо зеркальной глади узреешь скальную гряду. За такую можно цепляться, если сконструировать на шине много очень маленьких уступчиков, соизмеримых по высоте с шероховатостью льда. Тогда на машине хоть по катку можно будет раскатывать, как будто по асфальтовой площадке.
В сопоставлении с неровностями льда шашки протектора летних шин чрезвычайно значительны. Но если их мелко-мелко порезать, будет то, что нужно. Так и поступают с зимними покрышками.
Естественно, это главное, но далековато не все. Еще готовят мягенький состав резины, чтоб она не дубела на морозе, витиевато кроят плечевые зоны протектора, прочно задумываются над средней частью и рисунком в целом. Подбирают лучшую глубину протектора - она еще больше, чем у летних асфальтовых покрышек, делают другой профиль. Делают еще почти все, но так в мире устроено, если кое-где выигрываешь, непременно в чем либо проигрываешь.
Мягенький, высочайший, мелко нарезанный протектор легче подламывается при торможении, разгоне, в повороте. А означает, автомобиль недобирает в стойкости и динамических качествах.
В наименьшей степени этому подвержены машины с "колющимися" шинами, другими словами с шипами. Но шипы иногда бессильны - к примеру, в глубочайшем и рыхловатом снегу, на узком льду. И совсем вредоносны на сухом асфальте. К тому же не во всех странах их разрешают использовать. Потому "Нокия" сделала ставку на нешипованную покрышку и, похоже, не ошиблась.
Как я уже отметил, финны на "Хакапелите Q" нарубили все шашки протектора тонкими извилистыми ламелями, придав каждому куску форму спирали (см. рис. 1). Навитый таким макаром элемент протектора при иных равных критериях (составе резины, высоте) куда жестче противоборствует нагрузке (рис. 2, б), чем обыденный (рис. 2, а), нарезанный обычно - в плоскости. "Спиральный" протектор сложнее согнуть, а поэтому количество зубчиков, цепляющихся в пятне контакта за выпуклости льда, плотного снега, будет больше обыденного. Сейчас в покрышке с винтообразными элементами можно порезать больше ламелей (что и изготовлено) и тем прирастить сцепные характеристики.
Другими словами, все нововведения пошли лишь на пользу автомобилю. На "Хакапелите Q" устойчивость и динамика машины отменные.
Обычное, на 1-ый взор, решение пришло к конструкторам "Нокии" не сходу. Отрабатывали сотки вариантов, моделей. Использовали собственный и, очевидно, чужой опыт сотворения схожих покрышек. Кстати, у модели "Хакапелита" богатая и долгая история. Это имя присваивают различным поколениям покрышек вот уже 60 лет!
И еще. Финнам непременно помогала сама природа - ведь страна северная, часть ее лежит за Полярным кругом. Неподалеку от избушки Деда Мороза у "Нокии" собственный северный полигон. В таких-то критериях кому, как не финнам, создавать зимние покрышки наивысшего свойства!
Не считая спиралей, в протекторе "Хакапелиты Q" есть и другие изюминки. К примеру, двойной усиленный каркас, обеспечивающий крепкость боковины. Липнущий к снегу и льду и в то же время износоустойчивый состав резины. Укрепленный специальной лентой брекер - она призвана защитить покрышку от пробоев камнями и иными наточенными предметами. Все это, признались конструкторы "Нокии", делали в расчете на российские дороги и жарких (не финских) юношей. Ведь основную долю выпуска "Хакапелиты Q" планируют поставлять в Россию.
А пока предложили промчаться на автомобилях, обутых в новейшую "Нокию", по льду, снегу, асфальту и, как говорится, ощутить разницу с обыкновенными зимними и даже ошипованными покрышками.
На большом застывшем озере, расставив конуса по всем правилам, соорудили трассу с имитацией объезда препятствия, высокоскоростного прохождения поворота, огромного и малого слалома и даже раллийного участка. На объезде препятствия, в слаломе переднеприводный автомобиль был умопомрачительно послушен. На маленький скорости машина сходу направлялась туда, куда указывал ей руль. При увеличении скорости до критичной автомобиль плавненько, равномерно и предсказуемо уходил в снос. Предсказать траекторию перемещения уже после 2-ух попыток в таком режиме не составляло труда и новенькому. Но, пожалуй, не это главное. Принципиально, что машину просто стабилизировать даже при резком сбросе газа. Маленькая корректировка рулем - и вы вновь на курсе. Фантастика! Так ведут себя авто с неплохими шипованными покрышками. На заднеприводной машине эти фокусы делать труднее, нужен навык. Но, потренировавшись, убеждаешься - "Хакапелита Q" также уверенно держит машину.
Разгон и торможение достойны особенной похвалы. Ускоряясь, машина не рыскает, даже когда колеса вовсю буксуют. Если стартовать внатяг, чувствуещь насыщенный набор скорости - шина как будто вгрызается в лед. Замедление даже с заблокированными колесами тоже очень отлично. А машину совсем не кидает из стороны в сторону (испытатели молвят - "не крестит") - она движется ровно, как будто по струнке.
Когда я делился с коллегами-журналистами своими впечатлениями о "Хакапелите", большая часть согласилось с высочайшей оценкой шины. Был посреди их и известный сейчас шведский корреспондент, первым опрокинувший "Mercedes" А-класса. Судя по его заездам, малый отчаянный и "понимающий толк" в катастрофах. Но даже ему удавалось вытянуть машину из дурного заноса и не поставить ее "на уши". Полагаю, шведа вызволяла "Хакапелита Q" - достойно, по-рыцарски.
Рис. 1. Спирально нарезанные элементы протектора - главное достоинство новейшей "Нокии".
"Хакапелита Q": снег со льдом - любимое блюдо.
Рис. 2. Схема работы шашек протектора под нагрузкой: а - в обыкновенной шине элементы сгибаются и сцепление усугубляется; б - в "Хакапелите Q" напротив - любая грань рабочая.






