ВЫБОР ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
ВЫБОР ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
/ЮБИЛЕЙ
ВЫБОР ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
ВЛАДИМИРУ КАДАННИКОВУ - 60
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
КРУТОЙ ПОВОРОТ
Отец не успел даже выяснить о его рождении - умер на фронте летом 41-го. Рос у бабушки: ее пенсия четыре рубля 50 копеек, да его пенсия за отца 17 с полтиной - не разгуляешься! Как подрос, пошел в слесари - на Горьковский авто, естественно. Жили-то в Автозаводском районе, где знали одну дорогу - на ГАЗ. Позже - в политехнический, тоже "по течению". Окончив, попросился мастером: все-же оклад на третья часть выше, чем у начинающего ИТР. И оказался на участке бензобаков в прессовом цехе... 28-м по счету мастером за год! Тяжкий, запущенный участок.
А в 25 лет жизнь круто оборотилась. Сосед, с которым вечерами встречались, укорил: что проку торчать здесь, в Горьком? Вон, уже семья, дочке 3-ий год пошел, а даже жилища собственного нет. А вот в Тольятти завод строят, и там... Сосед знал, что гласил: друг у него был - Владимир Михайлович Ушаков, директор прессового производства строящегося Волжского автозавода. Он-то и организовал вызов. Но Каданникова с ГАЗа... не отпустили. И здесь "юный спец" показал нрав: отправился в Москву, пришел на прием в министерство, к самому Полякову, генеральному директору ВАЗа, и достигнул приказа о переводе!
С июня 1967-го и до настоящего времени, вот уже больше 30 лет, его судьба неотделима от судьбы этого завода.
...На месте грядущего гиганта промышленности - поле пшеницы, он - заместитель начальника цеха большой штамповки (без начальника и, естественно, без самого цеха), семья въехала в двухкомнатную квартиру (отдельную!), куплена тахта... без одной ножки. Жизнь начиналась с незапятнанного листа. И для 26-летнего Каданникова, и для ВАЗа.
- Мы знали, что наш завод будет лучше, чем фабрика в Мирафиори, построенная после войны, - ведает Владимир Васильевич. - Обучались в Италии, получали совсем новейшую для нас, тогдашних, идеологию производства.
Чего стоило, к примеру, отрешиться от рационализации и перевыполнения планов: они же, на самом деле, нарушают технологию, а означает, вредят качеству. ФИАТ настаивал на разработке сети техобслуживания автомобилей и торговли запчастями - в то время и это было нововведением. А еще не просто сервис - гарантийные обязательства завода! Внове была западная культура производства, масштабы экПодвескаа - 300-340 тыщ автомобилей раз в год! Меньше чем через 5 лет после запуска окупился и сам автогигант, и строительство городка рядом с ним.
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
Это здорово, когда жизнь дает возможность выбора. Главное - не ошибиться. Но одно дело - решать за себя и совершенно другое - за многих. С 1988 года, когда избрали генеральным директором, и до нынешнего денька Владимир Каданников несет ответственность за 100 с излишним тыщ человек, а если посчитать еще их семьи...
Хорошенькое время ему досталось! Перестройка, приватизация, рынок - хлестко звучит с трибуны, а в действительности... Поначалу ничего нельзя было приобрести. Позже в одночасье Энциклопедия грузовых автомобилей перевоплотился в ничто, съеденные отпуском цен и инфляцией. Рвались долголетние связи. Как в этих критериях работать? Здесь приходилось не просто выбирать, время от времени это была кандидатура меж жизнью и полной остановкой производства. И кто знает, что было бы с АвтоВАЗом, если б генеральный директор сделал другой шаг.
К примеру, посреди 90-х к Тольятти подобралась "Дэу". Очень суровые Различное уверяли: дескать, дать завод корейцам - благо. А Каданников до сего времени об этом слышать не может:
- Посчитайте, сколько они собирались вложить и сколько получить в итоге всяких преференций - разница раза в три в их пользу! Беспошлинная торговля моделями "Дэу" при повышении таможенных тарифов на авто других компаний, освобождение от части налогов... В общем, мы им указали на дверь. И кто был прав? Где на данный момент "Дэу"?
Как оценивает он АВВА, за который до сего времени достается от народа и ВАЗу, и Каданникову лично? Нет, он не считает проект ошибкой. И не поэтому, что не вожделеет признавать собственные промахи.
- Тогда мы фактически условились с "Дженерал моторс" о выпуске "народного автомобиля" ВАЗ-1116. Нам было надо вложить наличными всего-то 150 млн. долл., чтоб получить кредит на строительство завода, но мы не располагали обратным капиталом. Тогда решили обратиться к популяции. А далее - действия опрокинули все планы. Америкосы отказали в строительстве завода на 150-200 тыс. автомобилей - только 40 тыщ, да к тому же их модели, а не вазовской. Как досадно бы это не звучало, условиться не удалось. Проект упал.
Правда, ВАЗ вкладчиков не бросил: поменял всем желающим их свидетельства о депонировании на акции АО "АвтоВАЗ" (кстати, они хорошо котируются на фондовом рынке).
Был очередной сложный выбор тогда же, посреди 90-х: ставить на сборочный поток "десятое" семейство либо... платить налоги государству. Ничего задача? Быть законопослушными - означает, разориться. Оборудование на полмиллиарда баксов куплено и мертвым грузом висит на балансе. Так как нужно вложить еще, чтоб доукомплектовать и запустить линию, а на это средств уже нет. Ожидать непонятно сколько, платить налог за неработающие станки, а самим оставаться без новейшей модели, которая устареет до рождения, - это смерть. А явочным порядком закончить выплаты в бюджет - хоть и слабенький, но шанс "выплыть". Таким макаром, удалось на третья часть обновить оборудование, запустить выгодную "10-ку" (которая, кстати, соответствует нормам Евро III, а означает, в отличие от устаревших моделей, продукт экПодвесканый). Правда, последствия "своеволия" завод расхлебывает до сего времени. Но - живой, работающий на полную мощность завод!
НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОРТВЕЙНА
Он не склонен копаться в прошедшем. Гласит: вот когда сяду на лавочку пить портвейн, тогда буду "вспоминать былое" (собственных близких поддразнивает: "будете мне портвейн брать?"). А пока не до того. В этом году запланировали невиданное: выпустить 752 тыщи автомобилей, набрали дополнительно 5 тыщ работников. За прошедшие полгода продали продукции на 49 миллиардов. руб., но средств все равно не хватает. Нужно ставить на сборочный поток семейство "Калины", время поджимает. Переводить "классику" и "девятое" семейство на другие фабрики, проектировать для этих "других" новые модели, чтоб могли двигаться вперед.
- У меня на данный момент не проходит чувство боязни: кажется, жизнь налаживается и жутко "спугнуть"... - гласит Владимир Васильевич. - В конце концов, правительство начало осознавать значение индустрии. И мы, надеюсь, сможем сделать все, что запланировали.
А планы - до 2010 года и далее: выпускать совместную с "Джи-Эм" "Ниву", строить завод движков...
...Не так давно произошел смешный случай: в магазине к Каданникову подошли двое и попросили... разрешения с ним сфотографироваться! Управляющий завода - в роли "звезды". Что ж, это неплохой символ - того, как популярны у нас авто марки ВАЗ, как значима фигура человека, возглавляющего наикрупнейший авто завод страны и еще - как важен для нас автомобиль. Означает, главный выбор в собственной жизни Владимир Каданников сделал верно.