ДУХОВЫЕ, ПОТИШЕ!
ДУХОВЫЕ, ПОТИШЕ!
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ
ДУХОВЫЕ, ПОТИШЕ!
КАК ПРИГЛУШИТЬ "ТРУБНЫЕ" ЗВУКИ
Казалось бы, какое дело производителю воздушных фильтров "Манн + Хуммель" до звуков, издаваемых автомобилем? Оказывается, связь тут ровная: до 11% общей звуковой картины от передвигающейся машины создается во впускном тракте, где стоит этот самый фильтр. Итак, движутся поршни, щелкают клапаны - и засасываемый в цилиндры воздух приходит в колебательное движение. Наше ухо принимает эти колебания давления как звук, изменяющийся с ростом оборотов либо открытием дроссельной заслонки. Невзирая на звукоизоляцию, какая-то часть шума просачивается в салон и вырывается из-под капота на улицу.
В технике издавна понятно явление интерференции, когда волны звукового давления, равные по величине и обратные по фазе, взаимно уничтожаются - наступает тишь. Казалось бы, можно попробовать установить, скажем, в салоне микрофон, особый усилитель и динамик, с тем чтоб интенсивно гасить ненадобные шумы. На самом деле, но, все не так просто: так как наш динамик и источник звука не совпадают в пространстве, звуковые волны будут гаситься только на определенных частотах и в определенных точках салона. В других они могут даже складываться, только увеличивая шум.
С "трубными" звуками биться проще: нужно поставить датчик-микрофон и "динамик-звукоубийцу" поблизости среза впускной трубы, тогда и огромных заморочек с частотами и фазами не будет. Система активного звукоподавления ANC (Active Noise Control), разработанная компанией, обеспечивает понижение уровня звукового давления от впускной системы на целых 10 дБ(А) (лично - в 10 раз!). Электрический блок, но, может не только лишь скомпенсировать ненадобные звуки, да и поменять их расцветку. К примеру, придать трехцилиндровому "Лупо" звучание шестицилиндрового БМВ либо Подвескаивного родстера. Вы, возможно, уже додумались, что звук выхлопа появляется, в принципе, точно так же, как и впуска. Так почему бы не ввести микрофон с динамиком в выпускную трубу? На "Манн + Хуммель" считают, что это полностью может быть - осталось создать звуковые колонки, не боящиеся больших температур.
Появятся ли динамики в трубах массовых автомобилей? Полностью может быть, ведь с 1980 года европейские законодатели уже четырежды снижали допустимый уровень шума от легкового автомобиля и опустили планку с 84 до 74 дБ(А).
Большой глушитель на крыше нужен, чтоб подавить звук выпуска и без помех прислушаться к другим шумам.