СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК Русского МАСШТАБА
"СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК" Русского МАСШТАБА
АВТОПРОМ
"СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК" Русского МАСШТАБА
Александр БУДКИН.
Фото Александра Полунина
Заводов авто профиля, удачно работающих сейчас в Рф, совершенно малость. Какой-то из них - в городке Энгельсе.
История местного Завода автотракторных запальных свеч (ЗАЗС) началась в 1942 году с производства технической керамики. Только спустя 18 лет тут стали выпускать свечки зажигания. Проектная мощность впечатляла - 30 млн. штук в год, но уже в 1967 году было решено прирастить ее до 45 миллионов. Сейчас наш наикрупнейший "свечной" завод выпускает 30 наименований свеч зажигания для различной техники - от бензопил и мотокультиваторов до военных образцов. Но основная его продукция создана для авто движков.
Экскурсионная поездка по цехам стала для нас откровением: никак не соответствовало увиденное нами тому, что привыкли следить на заводах сегодняшнего "переходного периода". У каждой бригады стоял щит контроля свойства. Каждый час со станков брали заготовки для оценки их характеристик и результаты измерений наносили на графики: кривые, немного колеблясь вверх-вниз, однообразно ползли меж 2-мя жирными красноватыми линиями - это допуск на отклонение размера. Пришлось стать очевидцем того, как около 1-го станка засуетились Различное: кривая начала отклоняться от середины допуска к его нижней границе. Через 5 минут станок был остановлен для переналадки - как будто мы и не в Рф совсем, а в какой-либо Германии...
Стоп, мы недалеки от правды. С недавнешних пор контрольный пакет акций предприятия принадлежит фирме "Бош", которая в представлении не нуждается. Попробуй выпустить брак, сходу спросят: "Завод-то чей? "Бошевский"?... так-так..." Вот и поставлены тут рабочие в такие условия, при которых от свойства выпускаемой ими продукции зависит их собственная судьба: допускаешь ошибки - отчаливай на переквалификацию, не помогает - завод обойдется без тебя. Результаты таковой "внутренней политики" не принудили себя ожидать: действующая на заводе система обеспечения свойства продукции признана соответственной интернациональному эталону ISO 9001 и не так издавна предприятие получило престижный интернациональный приз "За качество".
Сотрудничество с "Бошем" предполагает программку инвестиций в предприятие на сумму 50 млн. германских марок, объединение инженерного потенциала, обучение русских профессионалов и "подгонку" технических критерий завода ЗАЗС под эталоны "Бош". В перспективе, кроме свеч зажигания, планируется выпуск компонент систем впрыска горючего для бензиновых агрегатов. Не обошлось, правда, в этом сотрудничестве и без курьезов: однажды наши отправили на экспертизу в Германию партию свеч, мол, проверьте, удостоверьтесь, что часть промышленного оборудования хорошо бы обновить... Фокус не удался: германские спецы сочли, что "...имеющееся на заводе оборудование позволяет обеспечить высочайшее качество продукции и модернизации не просит...".
После всего, что мы узрели, стало понятно, как заводу удается повсевременно расширять ассортимент выпускаемой продукции: на замену традиционным "жигулевским" свечкам А17ДВ пришли более современные А17ДВ-10 - их можно ставить на многие модели "мерседесов", выпускавшихся до 1991 года. Заместо обычных для хозяев "самар" свеч А17ДВР предлагаются новые А17ДВРМ с медно-никелевым электродом. Они созданы для движков с системой впрыска, но их можно с фуррором использовать и на обыденных "восьмерках" и "девятках". Освоен выпуск многообещающих свеч АУ17ДВРМ с уменьшенным шестигранником для нового вазовского мотора с 4-мя клапанами на цилиндр.
Несложно предугадать возражения скептиков: под крылышком такового гиганта, как "Бош", каждый может... Итак вот, к сегодняшним достижениям завода германская компания пока руку серьезно приложить не успела, программка сотрудничества только начинается. Смысл произошедшего конкретно в том, что интересы зарубежного инвестора привлек удачно работающий завод. Последние пару лет на предприятии не прекращается модернизация производства. Один только пример. Переход на технологию прохладного выдавливания (заместо штамповки) позволил приметно повысить коэффициент использования металла, уменьшить количество печей отжига заготовок, уменьшить потребление электроэнергии.
Для того чтоб акклиматизироваться в рыночной экономике, потребовались суровые конфигурации в экономической политике предприятия. Завод практически стопроцентно отказался от бартерных сделок. Ведь искусственно завышенная цена продукции при бартерном обмене приводила к повышению налогов, а возникновение своей продукции на рынке обходными способами - к сбиванию цены на "законный" продукт. Переход на обычные валютные дела, напротив, дает заводу нужные обратные средства, возможность выйти со собственной продукцией на цивилизованный рынок. Правда, заработки рабочих пока меньше, чем того хотелось бы, зато часто выплачиваются.
Очередной штришок к портрету завода: тут приняли решение понизить на 11% отпускные цены на свечки зажигания для сельхозтехники на период весенне-летних полевых работ.
О чем гласит опыт ЗАЗС и неких других удачно работающих компаний? О том, а именно, что рыночная экономика понемногу делает предпосылки для прихода в Россию как зарубежных, так и собственных, внутренних инвесторов. Только они ведь ушлые, все норовят придти на готовое. Так что не будем забывать старенькую, как мир, правду: на Бога возлагай надежды, а сам не плошай.

АВТОПРОМ
"СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК" Русского МАСШТАБА
Александр БУДКИН.
Фото Александра Полунина
Заводов авто профиля, удачно работающих сейчас в Рф, совершенно малость. Какой-то из них - в городке Энгельсе.
История местного Завода автотракторных запальных свеч (ЗАЗС) началась в 1942 году с производства технической керамики. Только спустя 18 лет тут стали выпускать свечки зажигания. Проектная мощность впечатляла - 30 млн. штук в год, но уже в 1967 году было решено прирастить ее до 45 миллионов. Сейчас наш наикрупнейший "свечной" завод выпускает 30 наименований свеч зажигания для различной техники - от бензопил и мотокультиваторов до военных образцов. Но основная его продукция создана для авто движков.
Экскурсионная поездка по цехам стала для нас откровением: никак не соответствовало увиденное нами тому, что привыкли следить на заводах сегодняшнего "переходного периода". У каждой бригады стоял щит контроля свойства. Каждый час со станков брали заготовки для оценки их характеристик и результаты измерений наносили на графики: кривые, немного колеблясь вверх-вниз, однообразно ползли меж 2-мя жирными красноватыми линиями - это допуск на отклонение размера. Пришлось стать очевидцем того, как около 1-го станка засуетились Различное: кривая начала отклоняться от середины допуска к его нижней границе. Через 5 минут станок был остановлен для переналадки - как будто мы и не в Рф совсем, а в какой-либо Германии...
Стоп, мы недалеки от правды. С недавнешних пор контрольный пакет акций предприятия принадлежит фирме "Бош", которая в представлении не нуждается. Попробуй выпустить брак, сходу спросят: "Завод-то чей? "Бошевский"?... так-так..." Вот и поставлены тут рабочие в такие условия, при которых от свойства выпускаемой ими продукции зависит их собственная судьба: допускаешь ошибки - отчаливай на переквалификацию, не помогает - завод обойдется без тебя. Результаты таковой "внутренней политики" не принудили себя ожидать: действующая на заводе система обеспечения свойства продукции признана соответственной интернациональному эталону ISO 9001 и не так издавна предприятие получило престижный интернациональный приз "За качество".
Сотрудничество с "Бошем" предполагает программку инвестиций в предприятие на сумму 50 млн. германских марок, объединение инженерного потенциала, обучение русских профессионалов и "подгонку" технических критерий завода ЗАЗС под эталоны "Бош". В перспективе, кроме свеч зажигания, планируется выпуск компонент систем впрыска горючего для бензиновых агрегатов. Не обошлось, правда, в этом сотрудничестве и без курьезов: однажды наши отправили на экспертизу в Германию партию свеч, мол, проверьте, удостоверьтесь, что часть промышленного оборудования хорошо бы обновить... Фокус не удался: германские спецы сочли, что "...имеющееся на заводе оборудование позволяет обеспечить высочайшее качество продукции и модернизации не просит...".
После всего, что мы узрели, стало понятно, как заводу удается повсевременно расширять ассортимент выпускаемой продукции: на замену традиционным "жигулевским" свечкам А17ДВ пришли более современные А17ДВ-10 - их можно ставить на многие модели "мерседесов", выпускавшихся до 1991 года. Заместо обычных для хозяев "самар" свеч А17ДВР предлагаются новые А17ДВРМ с медно-никелевым электродом. Они созданы для движков с системой впрыска, но их можно с фуррором использовать и на обыденных "восьмерках" и "девятках". Освоен выпуск многообещающих свеч АУ17ДВРМ с уменьшенным шестигранником для нового вазовского мотора с 4-мя клапанами на цилиндр.
Несложно предугадать возражения скептиков: под крылышком такового гиганта, как "Бош", каждый может... Итак вот, к сегодняшним достижениям завода германская компания пока руку серьезно приложить не успела, программка сотрудничества только начинается. Смысл произошедшего конкретно в том, что интересы зарубежного инвестора привлек удачно работающий завод. Последние пару лет на предприятии не прекращается модернизация производства. Один только пример. Переход на технологию прохладного выдавливания (заместо штамповки) позволил приметно повысить коэффициент использования металла, уменьшить количество печей отжига заготовок, уменьшить потребление электроэнергии.
Для того чтоб акклиматизироваться в рыночной экономике, потребовались суровые конфигурации в экономической политике предприятия. Завод практически стопроцентно отказался от бартерных сделок. Ведь искусственно завышенная цена продукции при бартерном обмене приводила к повышению налогов, а возникновение своей продукции на рынке обходными способами - к сбиванию цены на "законный" продукт. Переход на обычные валютные дела, напротив, дает заводу нужные обратные средства, возможность выйти со собственной продукцией на цивилизованный рынок. Правда, заработки рабочих пока меньше, чем того хотелось бы, зато часто выплачиваются.
Очередной штришок к портрету завода: тут приняли решение понизить на 11% отпускные цены на свечки зажигания для сельхозтехники на период весенне-летних полевых работ.
О чем гласит опыт ЗАЗС и неких других удачно работающих компаний? О том, а именно, что рыночная экономика понемногу делает предпосылки для прихода в Россию как зарубежных, так и собственных, внутренних инвесторов. Только они ведь ушлые, все норовят придти на готовое. Так что не будем забывать старенькую, как мир, правду: на Бога возлагай надежды, а сам не плошай.
