ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002-го
ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002-го
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002-го
РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН:
ПОЧЕМУ И ДО КАКОГО ПРЕДЕЛА?
ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
В эти летние деньки ценники на заправках обновлялись с неслыханной быстротой. А ведь увеличение ожидалось только с 1 января 2003-го, когда вступят в действие новые акцизы на моторное горючее. Что все-таки происходит и чего ожидать далее? С этими вопросами корреспондент ЗР обратился к самым различным людям...
Шофер (микроавтобус "Газель" из Тольятти, госномер у391оу).
- Бесчинство! - произнес в сердцах Владимир Андреевич. - Ложишься спать и не знаешь, какие завтра будут цены. Одно понятно - что выше!..
Ему за шестьдесят. Увеличение считает безосновательным - "просто русским компаниям нужно обогащаться". Что же это все-таки за компании и кто их возглавляет, не вникал. Зато отлично осознает, что подорожание бензина и солярки стукнет по каждому - от пассажира маршрутного такси, которому придется больше платить за проезд, до бабули, покупающей молоко, - оно ведь в магазин не по трубе течет, шоферы возят...
Компания "ЛУКОЙЛ",
управляющий пресс-службы ДМИТРИЙ ДОЛГОВ.
НАША СПРАВКА. "ЛУКОЙЛ" - фаворит по объемам добычи и переработки нефти в стране. Его толика добычи в 2001 году составила 22,5% от общероссийской. Имеет 3544 АЗС.
Дмитрий Долгов растолковал нам, что в неконтролируемом росте цен почти во всем повинны маленькие сети АЗС, на долю которых приходится более 80% розничного рынка. Они - главные игроки на этом рынке, перепродавцы бензина. Что касается оптовых цен, то они полтора-два года стояли на месте и даже иногда понижались. Но за этот период времени выросли тарифы на перевозку по стальной дороге и на электричество, в итоге чего рентабельность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) резко свалилась. "Мы не можем работать для себя в убыток - пришлось поднять оптовые цены. Это беспристрастный экономический процесс".
В качестве одной из обстоятельств, спровоцировавших рост розничных цен, Дмитрий именовал попытку брать с АЗС так именуемый вмененный налог. Это означает - фиксированную сумму с каждого "пистолета", не зависящую от объема реализации. Мысль испугала "правителей бензоколонок", что тоже воздействовало в ряде регионов на розничные цены. И все таки главный психический фактор - ожидание новых акцизов. Да, их введут только с нового года, но в схожих случаях торговля обычно играет на опережение...
Рост цен, но, не может длиться до бесконечности. Существует платежеспособный спрос, и если у производителя закончат брать горючее, он будет обязан работать для себя в убыток, так как "технологический процесс у нас непрерывный, а на экПодвеска все не загонишь". (Здесь вспомнилась древняя хорошая песня "Если б мужчины всей земли" и подумалось: вот было б здорово, если б водители - по последней мере, миллионы автовладельцев - отказались от поездок хотя бы на месяц. Цены бы снизились! И пусть нас не винят в подстрекательстве - такая акция, как досадно бы это не звучало, нереальна... - Л. С.)
Что будет далее? Цены моторного горючего уже стабилизируются, а осенью даже будет видна тенденция к некому их понижению (по словам главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова - в границах 10%).
Запомним этот утешительный прогноз, мы к нему еще вернемся. А пока отметим, что утверждение, как будто большим компаниям принадлежит менее 20% розничного рынка, просит поправки. Один только "ЛУКОЙЛ", по данным "Росбизнесконсалтинга", продал в 2001 году через сеть собственных АЗС 23% от всего объема реализации нефтепродуктов в Рф.
Тюменская нефтяная компания, департамент по связям с общественностью.
НАША СПРАВКА. ТНК - фаворит по темпам роста нефтедобычи: в 2001 году добыто на 56% больше, чем в прошлом. Толика ТНК в общероссийской добыче возросла до 11,7%, число собственных АЗС возросло за год в четыре раза - до 1009.
Сотрудник департамента, просивший его не именовать, произнес нам, что главный фактор увеличения цен - отмена временных ограничений на экПодвеска нефти, которые Наша родина взяла на себя добровольно по договоренности с ОПЕК (организацией стран-производителей и экПодвескаеров). Возникшее затоваривание "перегревало" внутренний рынок и не давало расти ценам. На данный момент ограничения сняты, экПодвеска восстановился в прежнем объеме и затоваривания больше нет.
Свою роль в подорожании моторного горючего сыграли посевные работы (напомним, цены начали расти в апреле) и летний сезон, когда спрос на бензин постоянно увеличивается. Не считая того, на многих НПЗ летом профилактика, что понижает выпуск нефтепродуктов, а стало быть, и их предложение на рынке. Возможно, подтолкнуло рост цен и ожидание новых акцизов.
И все таки, по воззрению представителя департамента, утверждение, что горючее резко подорожало, неправильно. Сегодняшние цены нужно ассоциировать не с зимними, как все это делают, а с ценами лета прошедшего года. Тогда и окажется, что их рост лежит в рамках инфляции, которая составила за год приблизительно 15%.
Прогноз? Предстоящего скачка цен, нужно считать, не будет - "выше платежеспособного спроса все равно не прыгнешь"...
Министерство энергетики РФ, начальник департамента оперативного регулирования снабжения экономики и населения энергоресурсами ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВ.
Затоваривание на оптовом рынке нефти и нефтепродуктов вправду имело место. Зимой цены свалились практически в два раза. Но договоренность Рф с ОПЕК сыграла тут малозначительную роль - это уменьшило экПодвеска менее чем на 1,5%. Основная причина затоваривания - кризис мировой экономики, почти во всем вызванный событиями в США 11 сентября. Спрос на нефть в мире застыл, у Рф не стало нефтедолларов, а рубли у нас обеспечены ими - просто валютные бумажки Центробанк сейчас не печатает. Нехватка рублей ведет к замораживанию и задержкам заработной платы (в особенности в экономных отраслях), а это, в свою очередь, понижает внутренний спрос на нефтепродукты. Такая вот механика... Потому ассоциировать нынешние цены с зимними неправильно.
На данный момент отпускные цены по всем НПЗ успокоились. То же самое и в рознице. Осенью в связи с уборочной кампанией обычно происходит всплеск спроса на дизтопливо. Но его выработано больше, чем за тот же период 2001 года, а сбор ожидается не выше прошлогоднего, так что не видно предпосылки для осеннего ценового скачка. Другое дело - бензин. Тут тяжело ручаться, что стоимость осенью остается постоянной и уж тем паче снизится. Дело в том, что создание бензина в стране пока несколько отстает от прошлогоднего (на 2%). Но все таки рост цен маловероятен, так как спрос на бензин после сезона отпусков идет на убыль.
А не подпрыгнут ли цены на горючее снова с 1 января, когда начнут действовать новые ставки акцизов? Владимир Иванович уверен, что этого не произойдет: зима - самое неподходящее время для увеличения, ну и платежеспособный спрос небезграничен.
К огорчению, его прогноз на более отдаленную перспективу не назовешь оптимистичным.
- В Польше литр "95-го" бензина стоит полдоллара, далее на Запад - от 80 центов до 1 бакса, - произнес Кириллов. - Наверняка, и мы к этому придем. Принципиально знать, что в Европе толика налогов в стоимости бензина 75-80%, у нас же эта налоговая составляющая пока чуток больше 20%. Правительство старается по способности ее сдерживать, оно все делает, чтоб цены внутреннего рынка были ниже глобальных, и пока это удается. Но идут переговоры о вступлении Рф во Всемирную торговую компанию, а одно из главных требований ВТО - выравнивание внутренних цен на энергоресурсы с глобальными! Это касается не только лишь нефтепродуктов: на данный момент стоимость газа со всеми налогами у нас около 20 баксов за 1000 мз, а в Европе - порядка 200 баксов; киловатт-час электроэнергии стоит у нас 1,8 цента, а в Европе - 6-8 центов... (Тут читатель наверное поразмыслит: неплохо бы, для начала наши граждане зарабатывали, как в Европе! Согласен. Но это все таки другая тема. - Л. С.)
Перспектива перспективой, но решает ли что-то правительство, чтоб возвратить цены в обычное русло? Из ответа г-на Кириллова видно, что нет. Оно, как было отмечено, сдерживает их стратегически, держа в узде налоговую составляющую. А еще правительство установило для экПодвескаеров такие вывозные пошлины и транПодвесканые тарифы, которые стимулируют их продавать горючее на внутреннем рынке. Хоть тут клиент платит им меньше, чем за границей, незапятнанная прибыль в конечном итоге выходит выше.
Что ж, правительству можно пособолезновать, у него противоречивая задачка. С одной стороны, оно делает условия, чтоб нефть и нефтепродукты оставались снутри страны, а с другой - ему нужна денежная выручка - главный источник пополнения бюджета. Борьба этих противоположностей находит приятное отражение в ценниках автозаправок...
Муниципальная Дума, зам. председателя экономного комитета С. ШТОГРИН.
Сергей Иванович разлюбезно уделил нам время, хоть намедни практически не спал: экономный комитет проголосовал за конфигурации и дополнения в Налоговый кодекс РФ в 2 часа ночи (соответственный законопроект принимался Госдумой во 2-м, решающем чтении). Вышло так, что мы узнали новые ставки акцизов ранее даже Министерства энергетики - жалко только, что каждомесячный журнальчик не может сказать их сходу...
Вот таблица, предоставленная нам С. Штогриным.
Последняя строчка нас обременила задачей: какой смысл включать продукт в таблицу, если акциз с него не взимается? Оказывается, смысл есть!
- Министерство по налогам и сборам, - ведает Штогрин, - проверило годом ранее восемь регионов, чтоб выяснить, вправду ли прямогонный бензин идет на нужды нефтехимии, как ему положено. И выяснилось, что из 953 тыс. тонн, выпущенных НПЗ, приблизительно 86% ушло не по предназначению, в том числе 385 тыс. тонн было куплено фирмами-"однодневками". Весь этот бензин, по моему жесткому убеждению, попал на заправки и сожжен в моторах автомобилей... (Естественно, его довели до надуманной кондиции при помощи тетраэтилсвинца и т. п., но навряд ли нужно разъяснять нашим читателям, как таковой "самоварный" продукт вредоносен и для мотора, и для здоровья. - Л. С.)
- Налоговики, - продолжил Штогрин, - даже не имеют права спрашивать производителя, куда и почему он отгрузил продукцию, если она не подакцизная. Итак вот, сейчас прямогонный бензин является подакцизным, пусть и с нулевой ставкой, и попадает под более жесткий контроль МНС.
А чтоб нефтебазам было нерентабельно брать бензин фальсификаторов, экономный комитет выступил с инициативой переложить уплату акциза с заводов-производителей на звено реализации. Это должно понизить оптовую стоимость и, означает, лишить "самоварный" бензин единственного плюсы - сравнительной дешевизны...
Еще два водителя (микроавтобус "Газель" из Пензы, госномер а962ме).
- Цены - это принципиально, но мы скажем обширнее! По Конституции земные недра принадлежат народу, верно? Так почему нефть присвоили господа олигархи?
Как говорится, неплохой вопрос. Мы ни в коей мере не желаем "будить ярость масс" - последствия очень отлично известны. А все таки ответ хотелось бы получить. Только от кого?
И еще. Под впечатлением роста цен многие подозревают нефтяные компании в сговоре. Думается, тяжело именовать сговором совместное внедрение ими конъюнктуры рынка. Кто в большенном бизнесе упустит законную прибыль, которая сама плывет в руки, даже если бабуля не сумеет приобрести позже молока?

МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002-го
РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН:
ПОЧЕМУ И ДО КАКОГО ПРЕДЕЛА?
ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
В эти летние деньки ценники на заправках обновлялись с неслыханной быстротой. А ведь увеличение ожидалось только с 1 января 2003-го, когда вступят в действие новые акцизы на моторное горючее. Что все-таки происходит и чего ожидать далее? С этими вопросами корреспондент ЗР обратился к самым различным людям...
Шофер (микроавтобус "Газель" из Тольятти, госномер у391оу).
- Бесчинство! - произнес в сердцах Владимир Андреевич. - Ложишься спать и не знаешь, какие завтра будут цены. Одно понятно - что выше!..
Ему за шестьдесят. Увеличение считает безосновательным - "просто русским компаниям нужно обогащаться". Что же это все-таки за компании и кто их возглавляет, не вникал. Зато отлично осознает, что подорожание бензина и солярки стукнет по каждому - от пассажира маршрутного такси, которому придется больше платить за проезд, до бабули, покупающей молоко, - оно ведь в магазин не по трубе течет, шоферы возят...
Компания "ЛУКОЙЛ",
управляющий пресс-службы ДМИТРИЙ ДОЛГОВ.
НАША СПРАВКА. "ЛУКОЙЛ" - фаворит по объемам добычи и переработки нефти в стране. Его толика добычи в 2001 году составила 22,5% от общероссийской. Имеет 3544 АЗС.
Дмитрий Долгов растолковал нам, что в неконтролируемом росте цен почти во всем повинны маленькие сети АЗС, на долю которых приходится более 80% розничного рынка. Они - главные игроки на этом рынке, перепродавцы бензина. Что касается оптовых цен, то они полтора-два года стояли на месте и даже иногда понижались. Но за этот период времени выросли тарифы на перевозку по стальной дороге и на электричество, в итоге чего рентабельность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) резко свалилась. "Мы не можем работать для себя в убыток - пришлось поднять оптовые цены. Это беспристрастный экономический процесс".
В качестве одной из обстоятельств, спровоцировавших рост розничных цен, Дмитрий именовал попытку брать с АЗС так именуемый вмененный налог. Это означает - фиксированную сумму с каждого "пистолета", не зависящую от объема реализации. Мысль испугала "правителей бензоколонок", что тоже воздействовало в ряде регионов на розничные цены. И все таки главный психический фактор - ожидание новых акцизов. Да, их введут только с нового года, но в схожих случаях торговля обычно играет на опережение...
Рост цен, но, не может длиться до бесконечности. Существует платежеспособный спрос, и если у производителя закончат брать горючее, он будет обязан работать для себя в убыток, так как "технологический процесс у нас непрерывный, а на экПодвеска все не загонишь". (Здесь вспомнилась древняя хорошая песня "Если б мужчины всей земли" и подумалось: вот было б здорово, если б водители - по последней мере, миллионы автовладельцев - отказались от поездок хотя бы на месяц. Цены бы снизились! И пусть нас не винят в подстрекательстве - такая акция, как досадно бы это не звучало, нереальна... - Л. С.)
Что будет далее? Цены моторного горючего уже стабилизируются, а осенью даже будет видна тенденция к некому их понижению (по словам главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова - в границах 10%).
Запомним этот утешительный прогноз, мы к нему еще вернемся. А пока отметим, что утверждение, как будто большим компаниям принадлежит менее 20% розничного рынка, просит поправки. Один только "ЛУКОЙЛ", по данным "Росбизнесконсалтинга", продал в 2001 году через сеть собственных АЗС 23% от всего объема реализации нефтепродуктов в Рф.
Тюменская нефтяная компания, департамент по связям с общественностью.
НАША СПРАВКА. ТНК - фаворит по темпам роста нефтедобычи: в 2001 году добыто на 56% больше, чем в прошлом. Толика ТНК в общероссийской добыче возросла до 11,7%, число собственных АЗС возросло за год в четыре раза - до 1009.
Сотрудник департамента, просивший его не именовать, произнес нам, что главный фактор увеличения цен - отмена временных ограничений на экПодвеска нефти, которые Наша родина взяла на себя добровольно по договоренности с ОПЕК (организацией стран-производителей и экПодвескаеров). Возникшее затоваривание "перегревало" внутренний рынок и не давало расти ценам. На данный момент ограничения сняты, экПодвеска восстановился в прежнем объеме и затоваривания больше нет.
Свою роль в подорожании моторного горючего сыграли посевные работы (напомним, цены начали расти в апреле) и летний сезон, когда спрос на бензин постоянно увеличивается. Не считая того, на многих НПЗ летом профилактика, что понижает выпуск нефтепродуктов, а стало быть, и их предложение на рынке. Возможно, подтолкнуло рост цен и ожидание новых акцизов.
И все таки, по воззрению представителя департамента, утверждение, что горючее резко подорожало, неправильно. Сегодняшние цены нужно ассоциировать не с зимними, как все это делают, а с ценами лета прошедшего года. Тогда и окажется, что их рост лежит в рамках инфляции, которая составила за год приблизительно 15%.
Прогноз? Предстоящего скачка цен, нужно считать, не будет - "выше платежеспособного спроса все равно не прыгнешь"...
Министерство энергетики РФ, начальник департамента оперативного регулирования снабжения экономики и населения энергоресурсами ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВ.
Затоваривание на оптовом рынке нефти и нефтепродуктов вправду имело место. Зимой цены свалились практически в два раза. Но договоренность Рф с ОПЕК сыграла тут малозначительную роль - это уменьшило экПодвеска менее чем на 1,5%. Основная причина затоваривания - кризис мировой экономики, почти во всем вызванный событиями в США 11 сентября. Спрос на нефть в мире застыл, у Рф не стало нефтедолларов, а рубли у нас обеспечены ими - просто валютные бумажки Центробанк сейчас не печатает. Нехватка рублей ведет к замораживанию и задержкам заработной платы (в особенности в экономных отраслях), а это, в свою очередь, понижает внутренний спрос на нефтепродукты. Такая вот механика... Потому ассоциировать нынешние цены с зимними неправильно.
На данный момент отпускные цены по всем НПЗ успокоились. То же самое и в рознице. Осенью в связи с уборочной кампанией обычно происходит всплеск спроса на дизтопливо. Но его выработано больше, чем за тот же период 2001 года, а сбор ожидается не выше прошлогоднего, так что не видно предпосылки для осеннего ценового скачка. Другое дело - бензин. Тут тяжело ручаться, что стоимость осенью остается постоянной и уж тем паче снизится. Дело в том, что создание бензина в стране пока несколько отстает от прошлогоднего (на 2%). Но все таки рост цен маловероятен, так как спрос на бензин после сезона отпусков идет на убыль.
А не подпрыгнут ли цены на горючее снова с 1 января, когда начнут действовать новые ставки акцизов? Владимир Иванович уверен, что этого не произойдет: зима - самое неподходящее время для увеличения, ну и платежеспособный спрос небезграничен.
К огорчению, его прогноз на более отдаленную перспективу не назовешь оптимистичным.
- В Польше литр "95-го" бензина стоит полдоллара, далее на Запад - от 80 центов до 1 бакса, - произнес Кириллов. - Наверняка, и мы к этому придем. Принципиально знать, что в Европе толика налогов в стоимости бензина 75-80%, у нас же эта налоговая составляющая пока чуток больше 20%. Правительство старается по способности ее сдерживать, оно все делает, чтоб цены внутреннего рынка были ниже глобальных, и пока это удается. Но идут переговоры о вступлении Рф во Всемирную торговую компанию, а одно из главных требований ВТО - выравнивание внутренних цен на энергоресурсы с глобальными! Это касается не только лишь нефтепродуктов: на данный момент стоимость газа со всеми налогами у нас около 20 баксов за 1000 мз, а в Европе - порядка 200 баксов; киловатт-час электроэнергии стоит у нас 1,8 цента, а в Европе - 6-8 центов... (Тут читатель наверное поразмыслит: неплохо бы, для начала наши граждане зарабатывали, как в Европе! Согласен. Но это все таки другая тема. - Л. С.)
Перспектива перспективой, но решает ли что-то правительство, чтоб возвратить цены в обычное русло? Из ответа г-на Кириллова видно, что нет. Оно, как было отмечено, сдерживает их стратегически, держа в узде налоговую составляющую. А еще правительство установило для экПодвескаеров такие вывозные пошлины и транПодвесканые тарифы, которые стимулируют их продавать горючее на внутреннем рынке. Хоть тут клиент платит им меньше, чем за границей, незапятнанная прибыль в конечном итоге выходит выше.
Что ж, правительству можно пособолезновать, у него противоречивая задачка. С одной стороны, оно делает условия, чтоб нефть и нефтепродукты оставались снутри страны, а с другой - ему нужна денежная выручка - главный источник пополнения бюджета. Борьба этих противоположностей находит приятное отражение в ценниках автозаправок...
Муниципальная Дума, зам. председателя экономного комитета С. ШТОГРИН.
Сергей Иванович разлюбезно уделил нам время, хоть намедни практически не спал: экономный комитет проголосовал за конфигурации и дополнения в Налоговый кодекс РФ в 2 часа ночи (соответственный законопроект принимался Госдумой во 2-м, решающем чтении). Вышло так, что мы узнали новые ставки акцизов ранее даже Министерства энергетики - жалко только, что каждомесячный журнальчик не может сказать их сходу...
Вот таблица, предоставленная нам С. Штогриным.
Последняя строчка нас обременила задачей: какой смысл включать продукт в таблицу, если акциз с него не взимается? Оказывается, смысл есть!
- Министерство по налогам и сборам, - ведает Штогрин, - проверило годом ранее восемь регионов, чтоб выяснить, вправду ли прямогонный бензин идет на нужды нефтехимии, как ему положено. И выяснилось, что из 953 тыс. тонн, выпущенных НПЗ, приблизительно 86% ушло не по предназначению, в том числе 385 тыс. тонн было куплено фирмами-"однодневками". Весь этот бензин, по моему жесткому убеждению, попал на заправки и сожжен в моторах автомобилей... (Естественно, его довели до надуманной кондиции при помощи тетраэтилсвинца и т. п., но навряд ли нужно разъяснять нашим читателям, как таковой "самоварный" продукт вредоносен и для мотора, и для здоровья. - Л. С.)
- Налоговики, - продолжил Штогрин, - даже не имеют права спрашивать производителя, куда и почему он отгрузил продукцию, если она не подакцизная. Итак вот, сейчас прямогонный бензин является подакцизным, пусть и с нулевой ставкой, и попадает под более жесткий контроль МНС.
А чтоб нефтебазам было нерентабельно брать бензин фальсификаторов, экономный комитет выступил с инициативой переложить уплату акциза с заводов-производителей на звено реализации. Это должно понизить оптовую стоимость и, означает, лишить "самоварный" бензин единственного плюсы - сравнительной дешевизны...
Еще два водителя (микроавтобус "Газель" из Пензы, госномер а962ме).
- Цены - это принципиально, но мы скажем обширнее! По Конституции земные недра принадлежат народу, верно? Так почему нефть присвоили господа олигархи?
Как говорится, неплохой вопрос. Мы ни в коей мере не желаем "будить ярость масс" - последствия очень отлично известны. А все таки ответ хотелось бы получить. Только от кого?
И еще. Под впечатлением роста цен многие подозревают нефтяные компании в сговоре. Думается, тяжело именовать сговором совместное внедрение ими конъюнктуры рынка. Кто в большенном бизнесе упустит законную прибыль, которая сама плывет в руки, даже если бабуля не сумеет приобрести позже молока?
