ФРАМ Через ТОНКИЕ ПОРЫ .
"ФРАМ": Через ТОНКИЕ ПОРЫ...
КЛУБ Автовладельцев
Фильтры
"ФРАМ": Через ТОНКИЕ ПОРЫ...
В автомобиле должно быть все чисто: и сидения,
и стекла, и бензин, и масло.
Антон УТКИН
Из большого ассортимента выпускаемых в мире автозапчастей больше всего делают фильтров: масляных, топливных, воздушных. Познакомиться с самыми современными технологиями их производства нас пригласил наикрупнейший разработчик и изготовитель различных фильтров, транснациональный концерн "Фрам". На нашем рынке компания известна 6 лет - сейчас сформирована целая сеть магазинов, заваленных фильтрами в соответствующих оранжевых коробках. Обладатели импортных машин уважают "Фрам" за широту предложения - в его каталоге практически нет белоснежных пятен, разве что к мелкосерийной машине фильтра не подберешь.
История этого промышленного гиганта, обладающего сейчас 27 заводами, всходит к 1934 году, когда два американских инженера, спецы по системам смазки, организовали собственное предприятие. Соединение их фамилий, Франклин-Алдхам, в каком оставили по две буковкы с начала и конца, отдало имя новейшей фирме, тогда еще неведомой за пределами США.
После войны уже могучий и известный "Фрам" выходит на европейский рынок, а с 1961 года открывает тут один за одним несколько заводов. Сейчас их у него в Европе 6, ну и штаб-квартира концерна сейчас находится в Италии. Гордость компании - узенькая специализация. В отличие от многих соперников, она обычно делает только фильтры, и логотип Fram не узреешь на приводных ремнях либо свечках - так же как имя Parker красуется лишь на авторучках и никогда на зажигалках...
Завод в городе Ллантрисант на юге английского Уэльса - один из огромнейших, работает с 1967 года, выпуская около 30 миллионов фильтров в год, другими словами десятую часть общемирового производства "Фрама". Из их только 15% окрашено в обычный для компании оранжевый цвет с символом "Fram" - такие поступают в магазины (не на сборочный поток). Еще приблизительно столько же несут имена других компаний, разместивших заказы на ллантрисантском заводе. Другие 70% выпуска - уникальные фильтры с логотипами производителей автомобилей, тракторов, строительной техники и т. д., которые заказчики ставят на движки при сборке и распространяют через свои фирменные 100. Никаких различий в устройстве и качестве для однотипных изделий не предвидено, будь то фильтр для "Вольво" либо "Жигулей" - внутренность схожа. Один и тот же фильтр, скажем, для "Форда-Эскорт" может иметь три варианта расцветки корпуса с обозначениями: Fоrd 5005572, или Fram РН2964, или Coopers Z121. Разница только в стоимости - фильтр с первым вариантом расцветки обойдется потребителю намного дороже 2-ух других и ставить таковой имеет смысл разве что обладателю новейшей машины с еще не истекшим сроком гарантии.
Большие объемы производства востребовали практически полной автоматизации - три сотки рабочих только помогают ботам, подавая им заготовки, расходные материалы, упаковку, также меняя временами инструмент и оснастку для перевода полосы на другое изделие. Листовую сталь, из которой штампуют корпуса фильтров, поставляют в рулонах местные, английские фабрики. Для масляных тут принята толщина 0,38 мм, а для топливных - 0,46 и 0,9 мм, при этом на большинстве моделей используют луженую с 2-ух сторон ленту. Колпак корпуса масляного фильтра выштамповывают из вырубленного кружка стали в три приема, при всем этом для защиты оловянного покрытия от повреждения используют специальную смазку.
Корпус топливного фильтра для впрысковых движков штамповать намного сложней, ведь обе его половинки должны быть с патрубками под бензошланги. Обычно они выполнены из цельнотянутых трубочек, которые потом припаивают к чашечкам корпуса - это недешево и не всегда накрепко. Компания "Фрам" - единственная в мире делает патрубки заодно с корпусом. Уникальное оборудование, которое завод заполучил за полтора миллиона баксов, позволяет за 14 поочередных стадий выштамповать половинку корпуса фильтра с длинноватым тоненьким соском из... кружка листовой стали (см. фото).
Для производства шторы тут используют 13 видов специальной фильтровальной бумаги - местного или итальянского производства. Более дорогая и уплотненная, с очень тонкими порами, идет на топливные фильтры, а та, что порыхлей и способна пропускать вязкие воды, - на масляные. Особый автомат безпрерывно складывает бумажную ленту гармошкой, другой сворачивает штору цилиндром, 3-ий приклеивает торцевые кольца и т. д.
Толщину основания фильтров "спин-он" (вроде нашего "жигулевского") кропотливо рассчитывают в согласовании с массой и расположением узла на движке. Для маленьких фильтров довольно и 3-х мм, а большие иногда требуют сильной шестимиллиметровой "ладошки", по другому из-за тряски и вибрации посадка нежесткого, покладистого основания на блоке мотора ослабеет и прокладка не удержит масло. Резьбу под штуцер в центральном отверстии основания, очевидно, не нарезают, а только накатывают - для чего переводить металл в стружку?
Готовые фильтры выборочно тестируют в заводской лаборатории, днями прокачивая через их грязное масло, тряся на вибростендах и даже... взрывая. Кстати, корпус фильтра не должен разрушаться ни в коем случае - его крепкость выбрана с припасом, что нам наглядно и показали. Фильтр навернули на штуцер специального щита и предложили поглядеть (через стеклянную крышку!), что будет, если давление увеличивать безгранично. Лишь на 20 атмосферах (пятикратное превышение) раздался легкий шлепок и масло брызнуло из-под основания, выдавив резиновую прокладку.
В номенклатуре "Фрама" практически 4 тыщи изделий. Это самый широкий список фильтров в мире - фактически для всего, что ездит, плавает, пашет, копает траншеи и т. д., включая модели, издавна снятые с производства. Да и для тех, которым еще предстоит встать на сборочный поток, "Фрам" предлагает свои новые разработки. Железные фильтры "спин-он" уходят в прошедшее - им на замену идут просто утилизируемые, пластмассовые. Из полимеров специального состава, не дающих при сжигании вредных веществ, уже делают не только лишь каркас фильтрующего элемента, да и клапаны, включая их пружины. Сменные картриджи последнего поколения вот-вот появятся на серийных автомобилях - за ними будущее.
Фильтры-близнецы для "Ниссана" и "Ягуара" сошли с 1-го сборочного потока, разница исключительно в расцветке - за "необычную" придется доплатить, и много.
Если из листа металла испытать в один прием вытянуть корпус фильтра с тоненьким патрубком, он порвется. А за 14 стадий - пожалуйста.



КЛУБ Автовладельцев
Фильтры
"ФРАМ": Через ТОНКИЕ ПОРЫ...
В автомобиле должно быть все чисто: и сидения,
и стекла, и бензин, и масло.
Антон УТКИН
Из большого ассортимента выпускаемых в мире автозапчастей больше всего делают фильтров: масляных, топливных, воздушных. Познакомиться с самыми современными технологиями их производства нас пригласил наикрупнейший разработчик и изготовитель различных фильтров, транснациональный концерн "Фрам". На нашем рынке компания известна 6 лет - сейчас сформирована целая сеть магазинов, заваленных фильтрами в соответствующих оранжевых коробках. Обладатели импортных машин уважают "Фрам" за широту предложения - в его каталоге практически нет белоснежных пятен, разве что к мелкосерийной машине фильтра не подберешь.
История этого промышленного гиганта, обладающего сейчас 27 заводами, всходит к 1934 году, когда два американских инженера, спецы по системам смазки, организовали собственное предприятие. Соединение их фамилий, Франклин-Алдхам, в каком оставили по две буковкы с начала и конца, отдало имя новейшей фирме, тогда еще неведомой за пределами США.
После войны уже могучий и известный "Фрам" выходит на европейский рынок, а с 1961 года открывает тут один за одним несколько заводов. Сейчас их у него в Европе 6, ну и штаб-квартира концерна сейчас находится в Италии. Гордость компании - узенькая специализация. В отличие от многих соперников, она обычно делает только фильтры, и логотип Fram не узреешь на приводных ремнях либо свечках - так же как имя Parker красуется лишь на авторучках и никогда на зажигалках...
Завод в городе Ллантрисант на юге английского Уэльса - один из огромнейших, работает с 1967 года, выпуская около 30 миллионов фильтров в год, другими словами десятую часть общемирового производства "Фрама". Из их только 15% окрашено в обычный для компании оранжевый цвет с символом "Fram" - такие поступают в магазины (не на сборочный поток). Еще приблизительно столько же несут имена других компаний, разместивших заказы на ллантрисантском заводе. Другие 70% выпуска - уникальные фильтры с логотипами производителей автомобилей, тракторов, строительной техники и т. д., которые заказчики ставят на движки при сборке и распространяют через свои фирменные 100. Никаких различий в устройстве и качестве для однотипных изделий не предвидено, будь то фильтр для "Вольво" либо "Жигулей" - внутренность схожа. Один и тот же фильтр, скажем, для "Форда-Эскорт" может иметь три варианта расцветки корпуса с обозначениями: Fоrd 5005572, или Fram РН2964, или Coopers Z121. Разница только в стоимости - фильтр с первым вариантом расцветки обойдется потребителю намного дороже 2-ух других и ставить таковой имеет смысл разве что обладателю новейшей машины с еще не истекшим сроком гарантии.
Большие объемы производства востребовали практически полной автоматизации - три сотки рабочих только помогают ботам, подавая им заготовки, расходные материалы, упаковку, также меняя временами инструмент и оснастку для перевода полосы на другое изделие. Листовую сталь, из которой штампуют корпуса фильтров, поставляют в рулонах местные, английские фабрики. Для масляных тут принята толщина 0,38 мм, а для топливных - 0,46 и 0,9 мм, при этом на большинстве моделей используют луженую с 2-ух сторон ленту. Колпак корпуса масляного фильтра выштамповывают из вырубленного кружка стали в три приема, при всем этом для защиты оловянного покрытия от повреждения используют специальную смазку.
Корпус топливного фильтра для впрысковых движков штамповать намного сложней, ведь обе его половинки должны быть с патрубками под бензошланги. Обычно они выполнены из цельнотянутых трубочек, которые потом припаивают к чашечкам корпуса - это недешево и не всегда накрепко. Компания "Фрам" - единственная в мире делает патрубки заодно с корпусом. Уникальное оборудование, которое завод заполучил за полтора миллиона баксов, позволяет за 14 поочередных стадий выштамповать половинку корпуса фильтра с длинноватым тоненьким соском из... кружка листовой стали (см. фото).
Для производства шторы тут используют 13 видов специальной фильтровальной бумаги - местного или итальянского производства. Более дорогая и уплотненная, с очень тонкими порами, идет на топливные фильтры, а та, что порыхлей и способна пропускать вязкие воды, - на масляные. Особый автомат безпрерывно складывает бумажную ленту гармошкой, другой сворачивает штору цилиндром, 3-ий приклеивает торцевые кольца и т. д.
Толщину основания фильтров "спин-он" (вроде нашего "жигулевского") кропотливо рассчитывают в согласовании с массой и расположением узла на движке. Для маленьких фильтров довольно и 3-х мм, а большие иногда требуют сильной шестимиллиметровой "ладошки", по другому из-за тряски и вибрации посадка нежесткого, покладистого основания на блоке мотора ослабеет и прокладка не удержит масло. Резьбу под штуцер в центральном отверстии основания, очевидно, не нарезают, а только накатывают - для чего переводить металл в стружку?
Готовые фильтры выборочно тестируют в заводской лаборатории, днями прокачивая через их грязное масло, тряся на вибростендах и даже... взрывая. Кстати, корпус фильтра не должен разрушаться ни в коем случае - его крепкость выбрана с припасом, что нам наглядно и показали. Фильтр навернули на штуцер специального щита и предложили поглядеть (через стеклянную крышку!), что будет, если давление увеличивать безгранично. Лишь на 20 атмосферах (пятикратное превышение) раздался легкий шлепок и масло брызнуло из-под основания, выдавив резиновую прокладку.
В номенклатуре "Фрама" практически 4 тыщи изделий. Это самый широкий список фильтров в мире - фактически для всего, что ездит, плавает, пашет, копает траншеи и т. д., включая модели, издавна снятые с производства. Да и для тех, которым еще предстоит встать на сборочный поток, "Фрам" предлагает свои новые разработки. Железные фильтры "спин-он" уходят в прошедшее - им на замену идут просто утилизируемые, пластмассовые. Из полимеров специального состава, не дающих при сжигании вредных веществ, уже делают не только лишь каркас фильтрующего элемента, да и клапаны, включая их пружины. Сменные картриджи последнего поколения вот-вот появятся на серийных автомобилях - за ними будущее.
Фильтры-близнецы для "Ниссана" и "Ягуара" сошли с 1-го сборочного потока, разница исключительно в расцветке - за "необычную" придется доплатить, и много.
Если из листа металла испытать в один прием вытянуть корпус фильтра с тоненьким патрубком, он порвется. А за 14 стадий - пожалуйста.


