НОЧЬ В СВЕТЕ КСЕНОНА
НОЧЬ В СВЕТЕ КСЕНОНА
ТЕХНИКА
ФАРЫ
НОЧЬ В СВЕТЕ КСЕНОНА
Не успели стать обычными для большинства автовладельцев галогенные лампы серии H, как уже появились и начали наступать газоразрядные ксеноновые с обозначением D.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Миша ГЗОВСКИЙ
Классические лампы накаливания вначале наделены недочетами. Главный - очень низкая светоотдача (около 15 лм/Вт), вследствие чего львиная толика подводимой электроэнергии тратится на... подогрев среды. И это еще не все. Относительно низкая крепкость вольфрамовой спирали делает лампу чувствительной к вибрациям и ударам, а непрерывное испарение вольфрама с раскаленной спирали (он осаждается на прохладном стекле) приводит к постепенному потемнению пробирки.
Несколько лучше лампы с так именуемым галогенным циклом. В их испарение вольфрама сведено к минимуму, что позволило повысить температуру нити накаливания и прирастить светоотдачу до 24 лм/Вт.
Прогресс, к счастью, неумолим, и вот уже появились принципно новые источники света - ксеноновые лампы. Вообще-то, в бытовой технике они издавна уже не новость и обширно используются в кинопроекционной аппаратуре и фотовспышках - их диапазон излучения близок к солнечному свету. В пробирке этих ламп сияет дуговой разряд меж электродами, помещенными в инертную среду. Потому такие лампы не перегорают (нечему!), не страшатся вибраций... А световая отдача добивается 80 лм/Вт!
Но за все, как понятно, приходится платить. И в этом случае, как ни феноминально, сложностью устройства. Чтоб ионизировать инертный газ, в пробирке необходимо пробить просвет меж электродами импульсом напряжения в 20 000 В! Это, вобщем, еще полдела. Подобные импульсы генерируются в катушке зажигания уже с рождения двигателя внутреннего сгорания, и получить их на автомобиле не настолько уж большая трудность. Куда труднее для поддержания появившегося разряда приложить к электродам лампы переменный ток частотой 300 Гц и напряжением 330 В. Это, что именуется, жесткий орех для низковольтной сети автомобиля. С возникновением силовых полупроводниковых устройств неувязка все же была решена, и в ящичке массой около 0,5 кг расположили нужный преобразователь энергии. Поначалу в нем из неизменного тока напряжением 10-17 В получают неизменное же напряжение в 300 В, потом конвертируют его в переменное подходящей частоты и, в конце концов, пропускают через устройство пуска, позволяющее иметь высоковольтный импульс поджига лампы. Сама же лампа D1 мощностью 35 Вт весит всего 15 г и немногим больше собственной галогенной предшественницы.
Естественно, ксеноновая лампа, а поточнее преобразователь энергии для нее - вещь очень и очень дорогая. При этом на автомобиль необходимо, как минимум, два комплекта, а то и больше - ведь светораспределение фар близкого и далекого света совсем различное. В лампах накаливания из положения выходили, применяя двухнитевые конструкции. Точно рассчитанные рефлектор и рассеиватель обеспечивали нужное светораспределение от каждой нити. Для газоразрядной лампы таковой путь заказан. Так что все-таки, ставить четыре фары с массивными и дорогими преобразователями?
Известные компании "Бош" и "Хелла" отыскали два, в сути, схожих решения этой трудности. В первом случае снутри фары располагают подвижный непрозрачный экран, управляемый соленоидом. При включении близкого света экран опускается и отсекает часть светового потока, который мог бы ослепить водителей встречных автомобилей. Во 2-м - повдоль оптической оси фары при помощи такого же соленоида перемещается сама лампа. Ее светящийся разряд попадает или в точку, где должна бы находиться нить близкого света, или, напротив, далекого. Процесс переключения продолжается всего 0,3 с, при этом воспоминание такое, как будто освещенное место перед автомобилем плавненько меняет свои очертания. Так оно в сути и происходит по сути.
Новенькая фара имеет совершенно другой, пока непривычный для нас вид. Ее серийное создание "Бош" собирается начать уже в сегодняшнем году, "Хелла" - годом позднее. А это означает, что часть популярных импортных машин начнет заливать ночное место впереди себя ослепительным (в буквальном смысле) дневным светом. И если сознание водителей за рулем таких машин не вырастет - берегись, всяк встречный! Кстати, эта неувязка вовсю дискутируется в Европе - ведь фары далекого света с ксеноновыми лампами (пока их выпускают маленькими партиями) уже стоят, к примеру, на БМВ седьмой серии, "мерседесах-W210"..
В последние годы в производстве фар больше употребляют дешевенькие и легкие пластмассовые составляющие, а уф-излучение, как понятно, плохо оказывает влияние на пластики, вызывая их раннее старение. Чтоб избежать этого, в лампе "Ксенарк", выпущенной не так давно на рынок третьим "китом" в этой сфере производства - компанией "Осрам", внешнюю пробирку делают из всасывающего ультрафиолет стекла, при этом, применяя новое покрытие пробирки, добиваются более точного рассредотачивания светового пучка.
Говоря о безопасности движения, нельзя не упомянуть и о стоп-сигналах. Статистика свидетельствует: возможность наезда на автомобиль сзади существенно меньше при наличии дополнительных стоп-сигналов, кстати, в неотклонимом порядке устанавливаемых на авто в почти всех странах, к примеру США. По воззрению служащих компаний "Осрам" и "Хелла", для использования в стоп-сигналах также больше всего подходят газоразрядные лампы, только не ксеноновые, а неоновые - в их свет появляется при электронном разряде в неоно-гелиевой консистенции. Когда шофер нажмет на педаль тормоза, такая лампа зажигается на 0,2 секунды ранее, чем рядовая лампа накаливания. Эта, казалось бы, жалкая разница при скорости 100 км/ч дает водителю едущего за вами автомобиля излишних 6 метров тормозной дистанции. Неоновые лампы "Люминон" от "Осрама" либо "Неон" от "Хеллы" не требуют сложного преобразователя и предусмотрены только для стоп-сигналов.
В № 4 за этот год мы ведали об одном из других источников света - светодиодах. Видите ли, производители ламп совсем не торопятся сдаваться тем, кто работает над новыми осветительными электрическими компонентами.
Освещенный участок дороги при включении фар близкого света: 1 - с обыкновенными галогенными лампами; 2 - с ксеноновыми лампами.
Лампа "Ксенарк".
Фара с ксеноновой лампой на "Мерседесе-W210".
Задний спойлер с неоновым повторителем сигнала "Стоп".