КРУИЗ В ЛУЧАХ КСЕНОНА
КРУИЗ В ЛУЧАХ КСЕНОНА
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
КРУИЗ В ЛУЧАХ КСЕНОНА
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
ИНЕРТНАЯ МОДА
Пару лет вспять на наших дорогах появились дорогие иномарки, чей диковинный лунно-голубой свет фар расшугивал задремавших в левом ряду "чайников". Тогда появилась мода на "ксенон", и в магазинах появились галогенные лампы (к примеру, для "жигулей") с пробиркой, окрашивающей световой пучок в голубой цвет. Но не стоит заниматься самообманом: "ксеноновые" самозванцы никакого дела к сильной светотехнике дорогих автомобилей не имеют.
Называться ксеноновыми имеют право только истинные газоразрядные лампы, в пробирке которых сияет дуговой разряд меж электродами, помещенными в инертную среду - газ ксенон. Световая отдача таких ламп добивается 80 лм/Вт, что в пару раз больше обыденных нитевых "галогенок", они не перегорают и не страшатся вибраций.
Но чудес не бывает, и минус у ксеноновой светотехники тоже есть - она на порядок дороже обыкновенной, так как самой газоразрядной лампой дело не ограничивается. Для ее работы нужно ионизировать инертный газ, зачем особенные преобразователи делают импульс напряжения 28 кВ, а поддерживает разряд переменный ток частотой 300 Гц и напряжением 330 В!
Большая неувязка - избежать ослепления водителей встречных машин. К примеру, в корпусе устанавливают экран, отсекающий "лишнюю" часть светового пучка; время от времени перемещается сама лампа. Ну и уж совершенно на техническом уровне неповторимый вариант: бортовик изменяет направление и интенсивность света зависимо от загруженности машины, ее скорости и других причин.
Видите ли, с обыкновенной галогенной лампой все еще проще... и дешевле, что и вызвало к жизни "псевдоксенон". Кстати говоря, всякие цветные колпачки и светофильтры только ослабляют и искажают световой поток и не допущены к применению на автомобилях!
КОНТРОЛЬ КРУИЗУ НЕ ПОМЕХА
Владея резвой машиной, тяжело безоговорочно следовать буковке закона и хотя бы время от времени, невольно не нарушать высокоскоростной режим. Отлично в Германии с ее известными автобанами - "гонщикам" есть где отвести душу. Как быть янки с очень допустимыми на их бескрайних просторах 65 милями в час и неистребимой тягой к комфорту?
Ответ был найден уже издавна, когда появились авто с так именуемым круиз-контролем (Cruise Control - контроль за движением). Вправду, к чему тужиться во время основательного марш-броска, часами держа ногу на педали акселератора, то и дело посматривать на спидометр, боясь напороться на полицейскую "засаду"? Ведь все это в состоянии сделать за вас техника!
Сначало круиз-контроль представлял собой довольно примитивное вакуумно-механическое устройство, исправно работающее только на дорогах, проложенных по равнинной местности.
С развитием электроники способности инженеров значительно расширились и круиз-контроли стали "умнеть" на очах. "Mercedes", к примеру, представил на последней модификации
S-класса "умственный" его вариант - "Дистроник". Он не только лишь поддерживает заданную скорость, да и радаром "сканирует" место на 150 м. Стоит идущему впереди автомобилю снизить скорость, как "Дистроник" скинет темп, а по мере надобности и притормозит. Как "помеха" пропадет из поля зрения радара, "Mercedes" вновь наберет сначало заданную скорость. На экране шофер лицезреет реальную дистанцию до "ведущего".
Сейчас круиз-контроль, пусть не таковой непростой, как "Дистроник", можно повстречать на многих импортных машинах. Случится сесть за руль, имейте в виду, что в простом варианте схема управления смотрится так: нажатием рычажка фиксируют скорость, а следующим перемещением добавляют либо сбрасывают приблизительно по 1 км/ч. Отключается круиз-контроль, когда шофер касается педалей. После ускорения можно возвратиться к прежнему режиму, отпустив газ.
Штатная
ксеноновая фара " Audi А8":
при переключении
с близкого света
на далекий электромотор сдвигает лампу относительно отражателя.
Обыденные фары "Спринтера" и ксеноновые "противотуманные фары": почувствуйте разницу!
Управление круиз-контролем часто
вынесено на подрулевой рычаг.