ДЕЛО ДЕСЯТОЕ
ДЕЛО "ДЕСЯТОЕ"
ТЕХНИКА
в серию
VAZ 2110 С Abs И УСИЛИТЕЛЕМ РУЛЯ
ДЕЛО "ДЕСЯТОЕ"
СЕРГЕЙ МИШИН
Усилители управляющего управления и антиблокировочные системы тормозов издавна привычны на современных автомобилях. Наконец этих опций удостоилось и "десятое" семейство ВАЗа.
ABSолютные ТОРМОЗА
Антиблокировочной системой сегодня никого не удивишь. Ведущие производители автомобилей все почаще включают ее в комплектацию стандарт собственных моделей. Подошла и наша, "десятая" очередь.
После серии тестов (длившихся, к слову, аж с 1975 года), поисков партнеров в собственном отечестве ВАЗ все таки пошел цивилизованным методом, положившись на авторитет и опыт таких всемирно узнаваемых компаний, как "Бош" (Bosch), "Лукас" (Lucas), "Конти-Тевес" (Teves). Нашим в 1993 году понравился "Бош".
В конечном итоге для "10-ки" избрали систему второго поколения - ABS-5.0 (первой была ABS-2), а позднее более новейшую версию - ABS-5.3 (двухконтурная). Это разработка 1995 года - гидроагрегат с интегрированной управляющей электроникой весит всего 2,6 кг (для сопоставления - в первом поколении он тянул на 6,2 кг) и приспособлен к "10-ке".
Дело за малым - приобрести лицензию и сделать создание. Как досадно бы это не звучало, средств, обыкновенно, не хватило и проект "промерз". Но путь для реализации наработок все таки отыскали. Для начала взялись устанавливать Abs за пределами завода. Организовали своеобразную "конвенцию 4", не считая самой компании "Бош". Возглавил ее, естественно, ВАЗ, как держатель документации. Тольяттинская компания "Полад" взяла на себя закупки компонент у "Боша" (гидроагрегат, датчики скорости и регуляторы давления) и поставку новых автомобилей для переоборудования. СТЭН - тоже тольяттинская компания - занялась созданием уникальных тормозных трубок и фактически монтажом Abs. 4-ый партнер - самарская компания БРИС. Ей достались некие узлы крепления и подготовка серийных деталей "10-ки" для установки Abs (доработка внешних ШРУСов, задних тормозных колодок, сверление крепежных отверстий в поворотных кулаках, изготовка роторов для датчиков скорости и т. п.).
Итак, пред нами "10-ка" с Abs. Отличия от обыкновенной машины - гидроагрегат Абс Bosch 5.3 под капотом и датчики скорости с роторами, они считывают скорость вращения каждого колеса. Электроника опрашивает все четыре датчика каждые 7 миллисекунд и вычисляет так именуемую базисную скорость. При торможении, как скорость 1-го из колес падает, давление в его рабочем цилиндре сбрасывается и тормозная жидкость уходит вспять в главный тормозной цилиндр. Частота срабатывания клапанов гидроагрегата - до 10 раз за секунду. Конкретно в таком темпе тормозная педаль стрекочет под ногой водителя при срабатывании Abs.
В консоли "10-ки" появилась лампа-контролька с аббревиатурой "Абс" - она зажигается при включении зажигания на пару секунд и, если все в порядке, угасает. Сейчас вспыхнет только при отклонениях в работе.
Машина с Abs при плавном торможении ничем не отличается от других. Другое дело - при критическом, когда ударяешь по тормозам что есть силы. Педаль начинает "похрустывать", но колеса не визжат, так как не блокируются. Потому даже при наивысшем замедлении можно попробовать объехать препятствие. При торможении на неоднородном покрытии, когда, к примеру, левые колеса на асфальте, а правые на обледеневшей обочине, обыденный автомобиль просто развернет. С Abs, даже если чуток уводит в сторону, положение на дороге просто корректируется рулем.
Установка Abs на автомобиль "улучшает" его на 800 баксов. К огорчению, сейчас таковой автомобиль можно приобрести исключительно в Тольятти у "Полада". Наверняка, на первом шаге это верно - пока машины с непривычным устройством должны эксплуатироваться под присмотром профессионалов. Ну и гарантия (кстати, она при установке Abs сохраняется) осуществима исключительно в Тольятти. Установить Abs на уже приобретенный автомобиль невыгодно - очень много деталей будет нужно поменять на доработанные, а "бэушные" для обменного фонда в зачет не годятся.
Ключ к предстоящему развитию автомобилей с Abs - в кошельках потребителей. Будет спрос - будет и предложение.
ВАТТный РУЛЬ
Разработка электромеханического усилителя управляющего управления началась на Вуале еще в 1996 году. В то время только что появился в продаже 1-ый автомобиль с схожим устройством - " Рено Твинго".
За дело взялось трио приятелей - научно-технический центр АвтоВАЗа, научно-производственное объединение "Эметрон" и завод "Авиаагрегат" в Махачкале. Конструкцию "срисовали" у "Твинго" - усилитель на управляющем валу. Такая сборка позволяет ввести устройство в уже готовый автомобиль, не затрагивая управляющий механизм. И не принципиально, червячный он либо реечный.
Механизм работы электроусилителя прост: в исходный момент поворота руля скручивается интегрированный в вал торсион, включая электродвигатель. Тот, в свою очередь, через червячный редуктор старается раскрутить торсион, прикладывая усилие к его обратному концу - и таким макаром помогает водителю. Конструкция хороша тем, что не потребляет энергии, пока ее не "попросят", другими словами пока к рулю не приложили усилие. Очередное преимущество "электро" перед "гидро" - усиление просто контролируется электроникой.
Задачки меж соавторами распределили так: ВАЗ определяет техническое задание, организует тесты и доводочные работы по адаптации устройства к определенной модели. "Авиаагрегат" отрабатывает конструкцию и налаживает создание. "Эметрон" делает электродвигатель (стало ясно, что нужен уникальный вариант) и систему управления усилителем.
К слову, параллельно шла разработка подобного изделия в воронежском НПО "Энергия", а позднее появилась и 3-я версия конструкции (безредукторная), разработанная в Новосибирске.
Конструкцию электроусилителя сделали всего за год. Спецы "Эметрона" разработали ее базу - уникальный электродвигатель: бесщеточный, бесколлекторный, реактивно-индуктивный. Зато на доводочные работы ушло пару лет. АвтоВАЗ - Джи-Эм предпочел для собственной машины ГУР тольяттинских "Управляющих систем", сделанный на базе ZF, но выработки по электроусилителю не пропали даром. В конце прошедшего года электромеханический усилитель для "Нивы" VAZ 21213, 21214 появился в товарном виде, получив сертификат Госстандарта. Его начала монтировать на авто одна из тольяттинских компаний. Чуток позднее конструкцию адаптировали для "десяток". На подходе модификации для "Самары", "Оки" и даже "классики", а в перспективе - ЭУР для "Калины". Тут подробнее разглядим усилитель для "10-ки".
На место верхнего вала управляющий колонки через переходной кронштейн ставится другой вал - со интегрированным усилителем. Подключение к бортовой сети - отдельным жгутом проводов. Силовая его часть из-за огромных токов соединена впрямую с батареей (через отдельный предохранитель 50 А), а управляющая - с замком зажигания и датчиками скорости автомобиля и оборотов мотора. Чтоб не разряжать батарею, усилитель работает только при работающем движке. Наибольшая эффективность - на недвижном автомобиле, а с ускорением его помощь плавненько слабнет. Новенькая управляющая колонка остается регулируемой и запирается штатным кожухом, чуток подрезанным в нижней части.
Пускаю движок. Руль здесь же становится таким легким, что даже на месте его можно крутить одной рукою. О том, что работает конкретно электро-, а не гидроусилитель, дает подсказку легкое, но усердное жужжание электродвигателя. Парковаться - наслаждение. Трогаюсь - руль все таковой же легкий. При увеличении скорости до 30- 40 км/ч усилие чуток приметно вырастает. Сейчас, чтоб повернуть руль, приходится преодолевать маленькое пороговое усилие и отлично ощущается оборотная связь. С предстоящим ростом скорости руль немного заполняется тяжестью, что помогает держать под контролем поведение автомобиля.
В общем, электроусилитель - штука нужная, что сначала оценят, естественно, дамы. Ну и мужчины, думается, не будут против. Кстати, установить его можно и в Тольятти, и в Питере, и в Москве. Стоимость совместно с монтажом - около 500 баксов, гарантия - 2 года либо 30 тыс. км пробега.
Гидроагрегат Abs установлен под капотом на левом фронтальном брызговике.
Набор "Бош" и наши доработки.
За скоростью каждого колеса смотрит собственный датчик.
...Пускаю движок. Руль здесь же становится таким легким, что даже на месте его можно крутить одной рукою.
Ротор-помощник.
Электроусилитель для "Нивы"... и "10-ки".









ТЕХНИКА
в серию
VAZ 2110 С Abs И УСИЛИТЕЛЕМ РУЛЯ
ДЕЛО "ДЕСЯТОЕ"
СЕРГЕЙ МИШИН
Усилители управляющего управления и антиблокировочные системы тормозов издавна привычны на современных автомобилях. Наконец этих опций удостоилось и "десятое" семейство ВАЗа.
ABSолютные ТОРМОЗА
Антиблокировочной системой сегодня никого не удивишь. Ведущие производители автомобилей все почаще включают ее в комплектацию стандарт собственных моделей. Подошла и наша, "десятая" очередь.
После серии тестов (длившихся, к слову, аж с 1975 года), поисков партнеров в собственном отечестве ВАЗ все таки пошел цивилизованным методом, положившись на авторитет и опыт таких всемирно узнаваемых компаний, как "Бош" (Bosch), "Лукас" (Lucas), "Конти-Тевес" (Teves). Нашим в 1993 году понравился "Бош".
В конечном итоге для "10-ки" избрали систему второго поколения - ABS-5.0 (первой была ABS-2), а позднее более новейшую версию - ABS-5.3 (двухконтурная). Это разработка 1995 года - гидроагрегат с интегрированной управляющей электроникой весит всего 2,6 кг (для сопоставления - в первом поколении он тянул на 6,2 кг) и приспособлен к "10-ке".
Дело за малым - приобрести лицензию и сделать создание. Как досадно бы это не звучало, средств, обыкновенно, не хватило и проект "промерз". Но путь для реализации наработок все таки отыскали. Для начала взялись устанавливать Abs за пределами завода. Организовали своеобразную "конвенцию 4", не считая самой компании "Бош". Возглавил ее, естественно, ВАЗ, как держатель документации. Тольяттинская компания "Полад" взяла на себя закупки компонент у "Боша" (гидроагрегат, датчики скорости и регуляторы давления) и поставку новых автомобилей для переоборудования. СТЭН - тоже тольяттинская компания - занялась созданием уникальных тормозных трубок и фактически монтажом Abs. 4-ый партнер - самарская компания БРИС. Ей достались некие узлы крепления и подготовка серийных деталей "10-ки" для установки Abs (доработка внешних ШРУСов, задних тормозных колодок, сверление крепежных отверстий в поворотных кулаках, изготовка роторов для датчиков скорости и т. п.).
Итак, пред нами "10-ка" с Abs. Отличия от обыкновенной машины - гидроагрегат Абс Bosch 5.3 под капотом и датчики скорости с роторами, они считывают скорость вращения каждого колеса. Электроника опрашивает все четыре датчика каждые 7 миллисекунд и вычисляет так именуемую базисную скорость. При торможении, как скорость 1-го из колес падает, давление в его рабочем цилиндре сбрасывается и тормозная жидкость уходит вспять в главный тормозной цилиндр. Частота срабатывания клапанов гидроагрегата - до 10 раз за секунду. Конкретно в таком темпе тормозная педаль стрекочет под ногой водителя при срабатывании Abs.
В консоли "10-ки" появилась лампа-контролька с аббревиатурой "Абс" - она зажигается при включении зажигания на пару секунд и, если все в порядке, угасает. Сейчас вспыхнет только при отклонениях в работе.
Машина с Abs при плавном торможении ничем не отличается от других. Другое дело - при критическом, когда ударяешь по тормозам что есть силы. Педаль начинает "похрустывать", но колеса не визжат, так как не блокируются. Потому даже при наивысшем замедлении можно попробовать объехать препятствие. При торможении на неоднородном покрытии, когда, к примеру, левые колеса на асфальте, а правые на обледеневшей обочине, обыденный автомобиль просто развернет. С Abs, даже если чуток уводит в сторону, положение на дороге просто корректируется рулем.
Установка Abs на автомобиль "улучшает" его на 800 баксов. К огорчению, сейчас таковой автомобиль можно приобрести исключительно в Тольятти у "Полада". Наверняка, на первом шаге это верно - пока машины с непривычным устройством должны эксплуатироваться под присмотром профессионалов. Ну и гарантия (кстати, она при установке Abs сохраняется) осуществима исключительно в Тольятти. Установить Abs на уже приобретенный автомобиль невыгодно - очень много деталей будет нужно поменять на доработанные, а "бэушные" для обменного фонда в зачет не годятся.
Ключ к предстоящему развитию автомобилей с Abs - в кошельках потребителей. Будет спрос - будет и предложение.
ВАТТный РУЛЬ
Разработка электромеханического усилителя управляющего управления началась на Вуале еще в 1996 году. В то время только что появился в продаже 1-ый автомобиль с схожим устройством - " Рено Твинго".
За дело взялось трио приятелей - научно-технический центр АвтоВАЗа, научно-производственное объединение "Эметрон" и завод "Авиаагрегат" в Махачкале. Конструкцию "срисовали" у "Твинго" - усилитель на управляющем валу. Такая сборка позволяет ввести устройство в уже готовый автомобиль, не затрагивая управляющий механизм. И не принципиально, червячный он либо реечный.
Механизм работы электроусилителя прост: в исходный момент поворота руля скручивается интегрированный в вал торсион, включая электродвигатель. Тот, в свою очередь, через червячный редуктор старается раскрутить торсион, прикладывая усилие к его обратному концу - и таким макаром помогает водителю. Конструкция хороша тем, что не потребляет энергии, пока ее не "попросят", другими словами пока к рулю не приложили усилие. Очередное преимущество "электро" перед "гидро" - усиление просто контролируется электроникой.
Задачки меж соавторами распределили так: ВАЗ определяет техническое задание, организует тесты и доводочные работы по адаптации устройства к определенной модели. "Авиаагрегат" отрабатывает конструкцию и налаживает создание. "Эметрон" делает электродвигатель (стало ясно, что нужен уникальный вариант) и систему управления усилителем.
К слову, параллельно шла разработка подобного изделия в воронежском НПО "Энергия", а позднее появилась и 3-я версия конструкции (безредукторная), разработанная в Новосибирске.
Конструкцию электроусилителя сделали всего за год. Спецы "Эметрона" разработали ее базу - уникальный электродвигатель: бесщеточный, бесколлекторный, реактивно-индуктивный. Зато на доводочные работы ушло пару лет. АвтоВАЗ - Джи-Эм предпочел для собственной машины ГУР тольяттинских "Управляющих систем", сделанный на базе ZF, но выработки по электроусилителю не пропали даром. В конце прошедшего года электромеханический усилитель для "Нивы" VAZ 21213, 21214 появился в товарном виде, получив сертификат Госстандарта. Его начала монтировать на авто одна из тольяттинских компаний. Чуток позднее конструкцию адаптировали для "десяток". На подходе модификации для "Самары", "Оки" и даже "классики", а в перспективе - ЭУР для "Калины". Тут подробнее разглядим усилитель для "10-ки".
На место верхнего вала управляющий колонки через переходной кронштейн ставится другой вал - со интегрированным усилителем. Подключение к бортовой сети - отдельным жгутом проводов. Силовая его часть из-за огромных токов соединена впрямую с батареей (через отдельный предохранитель 50 А), а управляющая - с замком зажигания и датчиками скорости автомобиля и оборотов мотора. Чтоб не разряжать батарею, усилитель работает только при работающем движке. Наибольшая эффективность - на недвижном автомобиле, а с ускорением его помощь плавненько слабнет. Новенькая управляющая колонка остается регулируемой и запирается штатным кожухом, чуток подрезанным в нижней части.
Пускаю движок. Руль здесь же становится таким легким, что даже на месте его можно крутить одной рукою. О том, что работает конкретно электро-, а не гидроусилитель, дает подсказку легкое, но усердное жужжание электродвигателя. Парковаться - наслаждение. Трогаюсь - руль все таковой же легкий. При увеличении скорости до 30- 40 км/ч усилие чуток приметно вырастает. Сейчас, чтоб повернуть руль, приходится преодолевать маленькое пороговое усилие и отлично ощущается оборотная связь. С предстоящим ростом скорости руль немного заполняется тяжестью, что помогает держать под контролем поведение автомобиля.
В общем, электроусилитель - штука нужная, что сначала оценят, естественно, дамы. Ну и мужчины, думается, не будут против. Кстати, установить его можно и в Тольятти, и в Питере, и в Москве. Стоимость совместно с монтажом - около 500 баксов, гарантия - 2 года либо 30 тыс. км пробега.
Гидроагрегат Abs установлен под капотом на левом фронтальном брызговике.
Набор "Бош" и наши доработки.
За скоростью каждого колеса смотрит собственный датчик.
...Пускаю движок. Руль здесь же становится таким легким, что даже на месте его можно крутить одной рукою.
Ротор-помощник.
Электроусилитель для "Нивы"... и "10-ки".








