Совершенно НЕ Чудесные ЗВУКИ
Совершенно НЕ Чудесные ЗВУКИ
КЛУБ Автовладельцев
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
Совершенно НЕ Чудесные ЗВУКИ
НА ХОДУ ВЗОРВАЛАСЬ ШИНА - ОТЧЕГО?
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ
Любитель езды с ветерком, имеющий голову на плечах, с особенным вниманием относится к элементам ходовой части автомобиля - сначала, к колесам, шинам, ответственным деталям подвески. Необходимо ли разъяснять, почему? Случись на высочайшей скорости разрыв покрышки, разрушение либо просто утрата колеса из-за самоотворачивания болтов - и предстоящий контроль над разбушевавшейся машиной станет, как время от времени молвят, очень проблематическим... Нынешнюю беседу посвятим этой неновой, но всегда животрепещущей теме.
БА-БАХ!
Взрывы покрышек почаще случаются летом. Солнце жарит беспощадно, а кому не охото проехаться по жаре с ветерком! В таких критериях шинам живется несладко. Ведь на высочайшей скорости они греются не столько снаружи - от асфальта и солнечных лучей, сколько изнутри - вследствие повторяющихся деформаций при качении. Тяжелее - диагональным шинам (у их большее тепловыделение), легче - круговым, в особенности бескамерным. Перегрев шины понижает ее крепкость и содействует расслоению. Вобщем, кондиционная шина без заморочек выдерживает долгосрочную езду со скоростью 80% от очень допустимой для нее, но две особенности летнего сезона в Рф - перегрузка автомобиля (вспомним дачный вариант "жигуленка") и нехорошие дороги - способны ее доконать. Чтоб глушитель не волокся по дороге, пружины "усилим" проставками и подкачаем шины, "всего-то" на 1- 1,5 атм - до приятной глазу округлости. Естественно, грузоподъемность перекачанной шины выше, но напряжения в каркасе вырастают просто в угрожающей прогрессии (рис. 1). Рискуют дачники - передутые колеса, измученные нашими "танкобанами", нет же ну и напомнят о для себя прощальным салютом.
В прохладную погоду разрыв покрышки наименее возможен - лучше охлаждается. Разгон и торможение в грязищи, на снегу либо льду не сопровождаются такими нагрузками, как на сухом асфальте. Но в неких отношениях охлажденной покрышке никак не легче. "Задубев", она ужаснее переносит сильные удары, перегружающие ее каркас и брекер. Нити корда рвутся. Шина с лопнувшими нитями утрачивает первоначальную форму, искривляется - и автомобиль на ходу покачивает, в особенности приметно на малых скоростях. Отдельные проволочки, проколов резину, выступают наружу либо вовнутрь (повреждая камеру!), на протекторе возникают "плешины". "Грыжи" на боковинах - сигнал о том, что и каркас шины отдал приказ длительно жить. Ей пора на свалку. Но многие желают выдавить из старенькой резины все - до последнего "ба-бах"!
Что все-таки делать, если это вправду случится? У водителя есть толика секунды, пока автомобиль - за счет инерции - еще не отреагировал на разрыв шины. Постарайтесь удержать его на курсе. Естественно, если на руле только одна рука - сделать это совершенно тяжело. Управляемые колеса "Жигулей" установлены с положительным плечом обката, потому при разрыве фронтальной шины машину резко кидает в сторону покоробленного колеса (рис. 2).
У "Самары" отрицательное плечо дает некую стабилизацию, потому она еще устойчивее. Но желаем предупредить поклонников сейчас престижного расширения колеи - им кажется, что так машина устойчивее. В реальности возрастает только ее способность не опрокидываться на косогоре, а курсовая устойчивость ужаснее, ибо с "разлапистыми" дисками плечо обката возможно окажется и нулевым и даже положительным. При разрыве фронтального колеса и неглубокая выбоина способна стать той точкой опоры, которая развернет, а то и опрокинет автомобиль. При разрыве же заднего машина наименее склонна к опрокидыванию. Но во всех случаях, гася скорость, держитесь подальше от бордюров и ям и не тормозите "в пол" - если колеса скользят юзом, то и машина неуправляема.
ТРЯМ-ТРЯМ...
Услышав таковой звук со стороны колеса, не возлагайте надежды, что вы к этой музыке привыкнете - не успеете! Она, как и ваша поездка, очень скоро закончится, если застучало отвернувшееся колесо.
Сначала возникает дробный равномерный стук (как от перекатывающихся шариков), немного отдающий в руль. При увеличении скорости до 70-90 км/ч он может пропасть совместно с вибрациями на руле (в этом коварство ситуации!). Если же редчайшее побрякивание отлично слышно на малой скорости, а толчки на руле неравномерные и резкие, то вероятнее всего один либо два болта уже выпали, а колесо держится "на добросовестном слове". Немедля остановитесь и проверьте крепление колес, даже если намедни все было в порядке. Не достаточно ли кто мог "обслужить" машину в ваше отсутствие!
Сам момент утраты колеса можно и не увидеть, в особенности если нагрузка на него невелика (к примеру, на заднее внутреннее в повороте). Но в последующее мгновение машина наклоняется и следует удар. И вновь наша задачка - остаться на намеченной линии движения и не попасть "колченогим" колесом в выбоины на дороге, хотя усилие на руле большое. Не считая того, с утратой заднего колеса на части машин "пропадают" и задние тормоза - барабан раскалывается, и поршни свободно выходят из тормозных цилиндров.
БУХ-КРРР... УФ!
Когда разговор входит о поломке фронтальной подвески, сходу вспоминается "жигуленок" с завалившимся фронтальным колесом, одиноко притулившийся у бордюра. "Шаровая!" - вздохнет "опытный". И нередко будет прав. Но не всегда.
Вырванный шаровой палец - не уникальность на старенькых машинах. Тем паче, что в перестроечные годы опоры стали делать все кому не лень, а стучать они начинали чуть ли не на другой денек после установки. Сейчас клиент, наученный горьковатым опытом, предпочитает "усиленные" опоры - обычно, с точеными корпусами. Судя по тому, что отверстий для контроля износа изготовители этих опор не предусмотрели, служить они должны вечно. Но подвеска состоит не только лишь из опор и может ломаться в других местах. На "Жигулях", к примеру, необходимо, приглядывая за состоянием нижнего рычага, не забывать и о верхнем. Особо каверзна зона около отверстий под болты крепления опоры. Переменные нагрузки и коррозия провоцируют трещинкы, тогда и уже вся опора отламывается совместно с кусочком рычага.
Еще одна страшная болезнь "Жигулей" - поломка поперечины фронтальной подвески, в большинстве случаев около фронтального болта крепления оси нижнего рычага. В данном случае нижний рычаг внезапно выкручивается вбок на значимый (около 10-15°) угол - и машину кидает в сторону. Время от времени поперечина ломается и в средней части, что не намного лучше! Иногда удержать машину очень тяжело - усилия на руле "запредельные". При поломке опоры либо рычага управляется только одно колесо, "подломившееся" же зажато в нише крыла.
Помните, что во всех схожих случаях руль, вырвавшись из рук, может очень, до перелома, травмировать пальцы, в особенности если они, заместо надежного хвата, только "голубят" руль, немного к нему прикасаясь.
И последнее. Смотреть за исправностью машины - ваш долг. Не запамятовывайте, что на дороге вы не один. Потому, заимствуя у соседа колеса для техосмотра либо включая музыку, чтоб заглушить стук подвески, вспомните начало нашей беседы и задумайтесь, стоит за собственный счет подтверждать статистику, которая, как понятно, знает все.
Зависимость напряжений в каркасе шины и ее грузоподъемности от давления.
Положительное (а) и отрицательное (б) плечо обката управляемого колеса.