УАЗ-3162. БОЛЬШОЙ
УАЗ-3162. БОЛЬШОЙ
Тесты
Полный привод
БОЛЬШОЙ
С опытным экземпляром удлиненного внедорожника UAZ 3162 мы познакомили читателей три года вспять.* В сегодняшнем году завод планирует выпустить 200 таких машин.
Сергей МИШИН
База "огромного", как нежно именуют новый вездеход заводчане, на 360 мм длиннее, чем у "3160-го" (тест этой машины см. ЗР, 2000, № 2). Но задний свес в угоду проходимости не прирастили - из огромного количества удлиненных джипов только "Mercedes" G-класса может похвастать таким решением (у других повышение базы тянет за собой удлинение "хвоста"). Прирост "шестьдесят второго" ушел в задние двери и в боковые стекла; широкая стойка кузова немного двинулась вперед. В профиль UAZ 3162 смотрится более гармоническим, чем маленькая "шестидесятка", и совсем не кажется удлиненным: быстрее, "3160-й" - укороченный.
Любопытно, что все завезенные из других стран "одноклассники" "3160-го" - 3-х дверные, так что "шестидесятая" - собственного рода уникум! Но ее узенькие задние двери все равно лучше, чем неудобства 3-х дверного кузова.
Царский РАЗМЕР
Зато у "огромного" задняя дверь царского размера. Она не просто стала обширнее, а изменила конфигурацию. В самом широком месте просвет возрос на 180 мм, а в самом узеньком, понизу - на 225! Заднее сидение "отъехало" вспять на 100 мм и чуток приподнялось, так что посадка сзади очень вольготна. Можно посиживать вполоборота, комфортно прислонив голову к широкой стойке, а при желании даже спрятаться за нее от взоров любознательных пешеходов - практически как в "Волге".
Багажник, немаленький и на "шестидесятке" (ульяновские испытатели по привычке, оставшейся еще от старичка "469-го", именуют его "собачником"), на "шестьдесят втором" еще более. Но из-за того что дверь тут, как и на "3160-м", раскрывается слева вправо, неловко грузить поклажу с тротуара. Зато боковые откидные сидения двухместные. Так что в багажнике просто разместятся четыре нетолстых пассажиров. Итого - девять человек! Из вседорожников длиной до 5 м столько мест только у "Лендровера-Дефендера 110". Кстати, его длина (4,6 м) совпадает с "огромным" ульяновцем один в один!
Впечатляет внутреннее место "шестьдесят второго", в особенности при сложенном заднем сидение. А если его совершенно убрать (для этого нужно открутить всего пару болтов), то длина грузовой площадки составит 186 см - целый фургон! И грузоподъемность (800 кг) подходящая.
В ходовой части конфигураций меньше. Передняя подвеска и коробка с подключаемым фронтальным мостом прежние. Только удлинен задний карданный вал, а чтоб он меньше вибрировал, введена промежная опора. Для роста грузоподъемности машины на 200 кг в задние малолистовые рессоры добавили по листу - сейчас их по четыре. Движок один из 2-ух: ульяновский трехлитровый УМЗ-4213 (этот был у нас на подопытном) и поболее мощнейший "волговский" ЗМЗ-409 объемом 2,7 л.
Не так давно практически неделю ездил на UAZ 3162, потому накопились и водительские воспоминания.
Как будто ПО ЛИНЕЕЧКЕ
1-ое, на что обращаешь внимание, - рулевое. Помнится, у "шестидесятки" с шинами Я-435А размерности 225/80R16 на неплохой скорости немного плавал передок, вынуждая повсевременно подруливать. Тут, правда, резина другая - кировские покрышки К-152, при этом увлекательной размерности - просто 225R16. Высота профиля в маркировке не указана, но на глаз - те же 80%. Эти шины мягче ярославских, но зато чуток больше гремят на асфальте. На их "большой" идет как по линеечке. Любопытно, какова в этом роль шин и как на этой резине будет вести себя "шестидесятка"?
По асфальту "3162-й" идет, как будто корабль: маленьких ямок не ощущает, на пологих волнах не раскачивается. Вероятнее всего, это награда дополнительных листов в задних рессорах, а означает, увеличившегося межлистового трения. А вот на выпуклых неровностях и в огромных ямах задний мост содрогается и толкает кузов больше, чем на "шестидесятке".
В поворотах машина практически не накреняется, отлично держит заданную линию движения. Даже с отключенным фронтальным мостом при резком добавлении газа в повороте заноса не появляется. Лишний вращающий момент немедля уходит на "внутреннее" разгруженное колесо, которое с визгом проворачивается. То же происходит в высокоскоростных поворотах, но за счет "мягенького" передка возникает маленький наклон и жестковатая рессорная подвеска позволяет внутреннему заднему колесу оторваться от полотна. Все же "большой" и 3-мя колесами цепко держится за дорогу.
ПОСПЕШАЙ НЕ ТОРОПЯСЬ
Машина полностью уверенно ведет себя и на бездорожье, в расчете на которое сотворена. Но тут лучше не спешить. Тяги "на низах" у мотора довольно, к тому же можно включить нижнюю ступень в раздатке. Управляется она одним рычагом, двигая который шофер поначалу подключает фронтальный мост, а потом уже добирается до пониженной передачи. Кстати, "передок" можно подключать и отключать на ходу (если, естественно, включены ступицы). Преодолев непроходимый с первого взора участок, решаюсь на повтор, отключив "передок". "Большой" степенно ползет, пока движок работает внатяг. Но стоит добавить газ - колеса пробуксовывают и машина останавливается, возобновляя движение при сбросе газа. В общем, 2-ой "грязевой" круг, пусть с огромным напряжением, прополз без фронтального моста - выручил тяговитый "на низах" мотор и отменная резина.
Что касается неровных дорог, то и тут лучше не торопиться, ибо кузов норовит раскачаться так, что машина начинает "козлить", подпрыгивая задними колесами. Да и плестись нельзя, по другому на огромных буераках "шестьдесят 2-ой", задрав одно из задних колес, останавливается. Так что по скорости приходится подбирать золотую середину.
БОЛЬШЕ ГРУЗА - БОЛЬШЕ КОМФОРТА
Вторую серию заездов провели с полной нагрузкой. Выяснилось, что жесткая задняя подвеска - только у пустой машины, груженая ведет себя совершенно по-другому: лишней жесткости нет и в помине. И по разбитой дороге, и по "пересеченке" "большой" идет плавненько, приметно более уверенно. Но в поворотах возникают знакомые по "шестидесятке" наклоны. Но сейчас уже машина держится за дорогу всеми 4-мя колесами. Вероятнее всего, задней подвеске нужна нелинейная черта жесткости, чтоб обеспечить комфорт независимо от загрузки. Заодно узнали, что трехлитрового бензинового мотора с наибольшим вращающим моментом чуток больше 20 кгс.м практически трехтонной (при полной нагрузке) машине мало. Не напрасно на привезенных из других стран аналогах подобного класса всераспространены дизели с вращающим моментом около 30 кгс.м.
К обзорности с места водителя, как и на "3160-м", замечаний нет, разве что маловаты внешние зеркала. Ульяновцы заверили, что огромные уже разработаны и на данный момент в стадии освоения. Зато зоны чистки стекла достойны высшей оценки. Левая щетка добирается до самой стойки, не "расширяя" ее слоем грязищи.
Но все-же самый увлекательный вывод из общения с "огромным" УАЗом - даже после недолгого знакомства этот автомобиль способен перевоспитать самого "активного" водителя, убедив его в преимуществах плавной, размеренной езды.
+ Просторные салон и багажник; отменная проходимость; высочайшая плавность хода.
- Мал вращающий момент мотора для работы с полной загрузкой; жесткая для пустой машины задняя подвеска; неловко раскрывается дверь багажника; малы внешние зеркала.
UAZ 31625* (в скобках - отличающиеся данные UAZ 31605*)
Общие данные: число мест - 9 (7); оснащенная масса - 2020 (1950) кг; полная масса - 2820 (2550 кг; нужная нагрузка - 800 (600) кг; наибольшая скорость - 140 км/ч; расход горючего при 90 км/ч на пятой передаче - 10,8 (10,4) л/100 км; припас горючего - 2х43 л; горючее - бензин, о. ч. более 91. Размеры, мм: длина - 4600 (4240); ширина - 1828; высота - 1935; база - 2760 (2400); колея впереди/сзади - 1445/1445; клиренс - 210; радиус поворота - 7,1 (6,3) м; объем багажника - 820 (630) л. Движок: бензиновый, 4-х цилиндровый, рядный, с распределенным впрыском горючего, размещен впереди продольно; рабочий объем - 2890 смз; поперечник цилиндра и ход поршня - 100х92 мм; степень сжатия - 8,2; мощность - 76,5 кВт/104 л. с. при 4000 об/мин; наибольший вращающий момент - 211 Н.м при 2800 об/мин. Коробка: вэдовая, фронтальный мост отключаемый; межосевой дифференциал отсутствует; междуколесные дифференциалы - свободные; колесные муфты - с ручным включением; коробка - механическая, пятиступная; передаточные числа: I - 3,78; II - 2,60; III - 1,55; IV - 1,00; V - 0,84; з. х. - 4,12; раздаточная коробка - двухступенчатая, с отключением фронтального моста, передаточные числа: I - 1,00; II - 1,94 либо 1,47; основная передача - 4,375 либо 4,111. Подвеска: зависимая, передняя - пружинная на продольных рычагах с поперечной тягой и стабилизатором поперечной стойкости, задняя - на малолистовых рессорах. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем, фронтальные - вентилируемые дисковые, задние - барабанные с автоматической регулировкой зазора. Рулевое: типа "винт-шариковая гайка" с передаточным числом 17,3 и интегрированным гидроусилителем. Размер шин: 225/75R16 либо 225/80R16.
*Последняя цифра "5" показывает на комплектацию с впрысковым трехлитровым движком УМЗ-4213.10.
Стать вровень с УАЗом дано не каждому водителю.
Боковые сидения - двухместные, а длина грузового отсека - практически полтора метра.
Фото Сергея МИШИНА
UAZ 3162 - очень емкий
и удачный внедорожник, в особенности при медленной езде. На нехороших дорогах и бездорожье у груженого автомобиля подвеска более комфортабельна, чем у пустого.
УАЗ-3162
УАЗ-3162УАЗ-3162

г.