МНОГИЕ Дамы Грезят ОБ ЭТОМ
МНОГИЕ Дамы Грезят ОБ ЭТОМ
ТЕХНИКА
/ТЮНИНГ
МНОГИЕ
Дамы Грезят ОБ ЭТОМ
"НАДЕЖДА" И "НИВА":
Сейчас С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН
Поначалу "НИВА"
Этот полноприводник принудит даже крепкого мужчины попотеть при рулежке. Что уж гласить о хрупких дамах! Логично, что первой обзавелась гидроусилителем конкретно "Нива". Еще в конце 80-х именитая компания "Цанрадфабрик" (сейчас "Цанрадфабрик Ленксистемен", сокращенно ZFLS) адаптировала свою конструкцию гидроусилителя к вазовскому вездеходу. Заказчиком выступила компания "Дойче Лада": она устанавливала усилители на "нивы" для Германии. Серийный управляющий механизм снимали, заместо него на штатные отверстия кузова укрепляли корпус усилителя с механизмом "винт - шариковая гайка". Правда, в щите передка кузова (в зоне выхода управляющего вала в салон) приходилось малость дорабатывать отверстие. Гидронасос усилителя приводился в действие своим ремнем от дополнительного шкива.
Мелкосерийное изделие оказалось дорогим (около 1800 германских марок) и на вазовский сборочный поток не попало. У нас таковой "гидроруль" монтировали только маленькие компании: с установкой - до 2-ух тыщ "зеленоватых".
Усилитель рассчитан на работу с управляющий трапецией старенькой "Нивы" VAZ 2121. Гидроупор в конструкции ограничивает поворот вала сошки 31 градусом в обе стороны от положения "прямо". У "двести тринадцатой" рычаги поворотных кулаков удлинены, а сошка и маятниковый рычаг другой конфигурации. Потому применение германского агрегата на этой машине наращивает радиус поворота более чем на метр. Чтоб сохранить радиус, нужно прирастить предельный угол поворота сошки до 36 градусов в обе стороны. Выход один: подмена трапеции на старенькую, "20 первую".
Потом "ДВАДЦАТКА"
Мини-вэн VAZ 2120 сходу думал с новым, доработанным гидроусилителем. Управляющая трапеция "Надежды" сконструирована с учетом скопленного на "Ниве" опыта, с предельным поворотом сошки в 31 градус. За поставку агрегатов из Германии в Тольятти взялась научно-производственная компания "СпецАвто". Для понижения цены ввезенного изделия монтажную "фурнитуру" решили делать в Рф. Чертежи на различные крепления и прочую мелочь согласованы с ZFLS, уже скооперировано создание монтажного комплекта. Из-за границы сейчас поставляется усеченный "набор 8052" с самыми ответственными элементами - управляющим механизмом со интегрированным усилителем, насосом, бачком и шлангом высочайшего давления. С ростом объема поставок отпускная стоимость такового комплекта снизилась до 1100 марок, позднее до 900. Создание монтажного комплекта в Тольятти обходится приблизительно в 100 марок. В конечном итоге усилитель стал практически в два раза дешевле. Но рыночная цена с установкой (с учетом всех налогов, транПодвесканых и затратных расходов) все таки очень высока - до 1000 баксов.
А Сейчас - "Управляющие СИСТЕМЫ"
Пробы уговорить германцев поменять опции узла, чтобы прирастить угол поворота вала сошки до 36 градусов, ни к чему не привели. Они отказались заносить конструктивные конфигурации в мелкосерийный узел. В 2000 году директор "СпецАвто" предложил изготавливать корпус управляющего механизма и организовать сборку в Рф, а из Германии получать только начинку. Для этого в Тольятти была сотворена компания "Управляющие системы". На нее же возложили решение многообещающих конструкторских задач.
Спецы "Управляющих систем" разработали чертежи, сделали эталоны корпусов, а немцы, испытав корпуса и собранные узлы, дали "добро". В процессе доводочных работ пришлось поменять материал корпуса - обыденный сероватый чугун на прочный. Отливать деталь поручили ВАЗу и КамАЗу - чтоб не создавать монополии поставщика. "Управляющие системы" взяли на себя обработку отливки на станках с ЧПУ и сборку механизма.
Немцы к тому времени решили модернизировать конструкцию - поменять устаревший механизм рассредотачивания с золотником осевого типа на малогабаритный распределитель роторного типа*. Новенькая конструкция перешла и в "кооперативный" усилитель. Замечательно, что новинка оказалась дешевле, но самое главное - стало удобнее и надежнее управлять автомобилем.
Сейчас регулировка, позволяющая поворачивать вал сошки на 36 градусов, закладывается прямо при сборке усилителя. Стало быть, он просто состыкуется с "двести тринадцатой" и "30 первой" трапециями. Не считая того, этот усилитель подойдет и новейшей "Ниве" VAZ 2123, и даже "классике" VAZ 2104...2107 (на других заднеприводных ВАЗах будет нужно поменять управляющий вал).
Объем производства комплектов для ГУРов в "Управляющих системах" в последнее время будет доведен до 12 тыщ штук в год. Такая цифра предполагает стопроцентное оснащение гидроусилителями автомобилей VAZ 2120 и VAZ 2131, выпускаемых опытным созданием ВАЗа, и продажу на "свободном рынке". При таких объемах выпуска цена гидроусилителя с установкой уложится в 500 "условных". Установить усилитель можно и своими силами, при определенной квалификации. Одна из сложностей - доработка отверстия в щите передка.
НА ХОДУ
Управлять машиной с гидроусилителем просто и приятно. В особенности это осязаемо при парковке в стесненных местах, где скорость мала, а баранку требуется крутить от упора до упора. Информативность на руле полностью понятная (сопротивление в исходный момент поворота немного растет), не сдерживаются резвое вращение и перекладывание баранки при резвом прохождении серии поворотов. Шумит вся эта система приметно меньше российского аналога, установленного, к примеру, на "Волге". Легкий шум возникает только при вывернутом в последнее положение руле.
А "Управляющие системы" уже озабочены подготовкой производства гидроусилителя для автомобилей "десятого" семейства - тоже на базе конструкции ZFLS.
* Механизм работы распределителя роторного типа сродни роторному движку. В статоре (недвижном корпусе) размещены отверстия для прохода масла, а крутящийся ротор или перекрывает их, или открывает. Такая схема еще резвее реагирует на конфигурации в работе рулем, чем обычная золотниковая.
"Обвязка" гидронасоса изготовлена в Тольятти.
Гидроусилитель под капотом "Нивы".
Все механизмы, собранные в "Управляющих системах", инспектируют на компьютерном щите.