СТРАШНЕЕ КОШКИ Зверька НЕТ?
СТРАШНЕЕ КОШКИ Зверька НЕТ?
ТЕХНИКА
Шины
СТРАШНЕЕ КОШКИ Зверька НЕТ?
Эффект завышенной цепкости новейшей шины "Конти Премиум Контакт" позаимствован у кошачьих лап.
Андрей СИДОРОВ
Из школьного курса физики мы помним, что сила трения не находится в зависимости от площади контакта. Важен только коэффициент трения - величина для каждой пары материалов неизменная, и та сила, с которой сжаты поверхности трения.
Тогда почему же на торможении прибыльно прирастить пятно контакта шины с дорогой, сокращая тем тормозной путь?
Дело в том, что механизм трения шины по асфальту несколько отличен от традиционного примера с брусочками. Шина мягенькая, а асфальт шершавый. В зоне контакта резина деформируется и вминается в макронеровности. Такое трение, быстрее, припоминает зубчатое зацепление с очень маленьким модулем. Чем больше таких резиновых "зубьев" сразу находится в контакте, тем сложнее их сорвать в скольжение, тем выше сила трения и, соответственно, тормозной эффект.
Подобно кошачьей лапе, новенькая шина при торможении способна "растопыриваться" в зоне контакта с дорогой - такая конструкция каркаса и протектора. "Выпускать когти" ее принуждает перераспределение веса меж осями. Эффект проявляется на фронтальных, более загруженных в этот момент колесах.
Еще одна возможность уменьшить тормозной путь - прирастить коэффициент трения шины и как можно далее отодвинуть ее срыв в скольжение - тогда в месте контакта резина разрушается, сгорает, и продукты износа, подобно шарикам в подшипнике, приподнимают колесо над дорогой. Ослабить этот эффект призвана новенькая резиновая смесь протектора, насыщенная двуокисью кремния. Сразу повысилась износостойкость шины и уменьшилось сопротивление качению.
Новейшей шине - новый набросок протектора. Да не обычный, а затейливо изрезанный асимметричными канавками.
Казалось бы, направленный набросок подразумевает строгую ориентацию шины на автомобиле - а нет, этой направление вращения индифферентно, принципиально только обеспечить положение продольной широкой канавки к внешней стороне автомобиля. Потому нет нужды предугадывать, какое колесо проколешь первым и как монтировать шину на запаске. Допустимый вариант всего один - не прогадаешь.
По утверждению производителя, канавки протектора идиентично отлично отводят воду из пятна контакта, в какую бы сторону колесо ни катилось. Строго говоря, один процент утраты сцепных параметров все-же есть, но это сущая мелочь.
Убедиться в плюсах новых шин нам предстояло на полигоне города Браги, что в Португалии, тут и делают эти шины.
В нашем распоряжении 10 пар новых автомобилей самых узнаваемых компаний. Половина "обута" в "Премиум Контакт", другая, для сопоставления, в шины-конкуренты с более звучными именами.
И два лихо закрученных асфальтовых кольца. Одно сплошь залито водой, другое - сухое. На трассе сразу менее восьми машин - по другому жгучая кровь "гонщиков" нанесет страховой компании значимый убыток. Чтоб ощутить разницу, заявленную шинниками, попеременно сажусь за руль схожих машин, обутых в "Премиум" либо шины соперника.
При обычной езде, если честно, различия не ощутил. Хорошие машины, асфальт, погода - что еще необходимо для жизни?
Совершенно малость - впору тормознуть, по другому тест шин может окончиться проверкой пассивной безопасности автомобиля. Потому последующую серию кругов пищу так, как будто чьи-то голоса в голове принуждают меня сновать из ряда в ряд. Родстер MG с "пушечным" мотором, визжа шинами, из последних сил цепляется за асфальт, но успевает нырнуть в очередной поворот, благополучно минуя большие пенопластовые блоки, раскрашенные под бетон.
А приборчик в машине бесстрастно записывает в свою память время еще одного круга. Позднее, получив распечатку результатов заездов, с удивлением увидел, что время круга на новых шинах в среднем на две-три секунды лучше, чем на соперниках.
Или кровь была горячее, или и взаправду кошачий эффект работает - тяжело сказать, уж очень велика личная составляющая испытаний. Но и у других коллег-"гонщиков" сохранялась та же тенденция.
Как шина появится у нас в продаже, мы попытаемся сопоставить ее с другими более беспристрастно, используя проф измерительный комплекс.
Жалко, что неширок круг возможных потребителей новинки в Рф - не многим она по кармашку (приблизительная стоимость у официального представителя - компании МВО - 90 баксов) и по размеру: посадочные поперечникы этой модели - 14; 15 и 16 дюймов.