ДОПИНГ ДЛЯ МОТОРА
ДОПИНГ ДЛЯ МОТОРА
ТЕХПОМОЩЬ
Доводим
ЗАРЯЖАЕМ " ДВЕНАДЦАТУЮ" "НИТРОСОМ"
ДОПИНГ ДЛЯ МОТОРА
АНАТОЛИЙ СУХОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
С недавнешних пор слова "нитрос", "нитроксид", "закись азота" замелькали на авто тусовках, вечеринках стрит-рейсеров и русских интернет-сайтах. Рассказы о газе, способном в момент поднять мощность серийного мотора на 10-ки процентов, вызвали в среде доморощенных химиков не наименьший ажиотаж, чем пару лет вспять легенды о "красноватой ртути". Но, в отличие от последней, закись азота - полностью реальное вещество с молекулярной формулой N2O, при комнатной температуре и атмосферном давлении - тусклый газ со сладковатым запахом и слабеньким вкусом. Более того, закись издавна употребляется докторами для общего наркоза (в сравнимо больших концентрациях - к примеру, смесь 1:1 с кислородом) и токсикоманами - в прямо обратных целях, в согласовании со своим элементарным заглавием "веселящий газ". Вправду, в малых концентрациях он вызывает состояние, близкое к опьянению, за что и считается в перечнях ПККН (Неизменного комитета по контролю за наркотиками) как пьянящее вещество, рядом с клеем "Момент" и водкой с клофелином.
"Веселящие" характеристики закиси по отношению к движкам внутреннего сгорания тоже были открыты не вчера. Еще во время 2-ой мировой войны ею воспользовались летчики - как германские, так и союзников, чтоб, включив на несколько секунд "форсаж", уйти от огня противника. Как работает закись в движке?
Сокрытый КИСЛОРОД
Сама закись азота не пылает, но поддерживает горение. При температуре около 500°С она разлагается на азот и кислород в соотношении 2:1. Последний и является окислителем. Освободившийся же азот, как и тот, что содержится в воздухе, горения не поддерживает.
Как понятно, мощность и вращающий момент мотора тем больше, чем больше горючей консистенции удается "затолкать" в цилиндры. Конструкторы действуют как "тонкими способами" - методом опции систем впуска, выпуска (ЗР, 2003, № 1, с. 126) и газораспределения, так и "в лоб", устанавливая системы наддува, в том числе с интеркулерами (последние, понижая температуру воздуха, наращивают его плотность). Естественно, с повышением подачи воздуха (окислителя) количество подаваемого горючего тоже должно возрасти, чтоб состав консистенции всегда поддерживался в хороших границах (ЗР, 2003, № 3, с. 122).
Общее содержание кислорода в закиси азота в 1,6 раза выше, чем в воздухе, ну и сама закись в полтора раза плотнее, так что без всякого наддува в движке оказывается намного больше окислителя. У многих появляется вопрос: нельзя ли заместо воздуха подавать в цилиндры незапятнанный кислород, стопроцентно избавившись от балласта - азота? Перефразируя маркетинговую строку, скажем: "подай - и отойди". Незапятнанный кислород по соседству с маслом и бензином очень небезопасен, недаром аннотации категорически воспрещают смазывать вентиль баллона. Известен случай, когда ночкой при пуске авиационного мотора механик спутал сжатый воздух с кислородом, за что поплатился жизнью - баллон взорвался совместно с мотором.
Разбавлять же воздух конкретно закисью азота, а не кислородом прибыльнее к тому же по другой причине: при разложении N2O возрастает общий объем газов. Так каждый литр закиси дает пол-литра кислорода (реально он здесь же расходуется на окисление горючего) и литр азота. Выходит такой хим наддув - без турбин и интеркулеров (кстати, газ из баллона сам по для себя прохладный за счет эффекта расширения). К тому же реакция его разложения протекает с выделением тепла, что тоже содействует увеличению мощности.
ЗАКИСЬ СУХАЯ И Влажная
Но, как мы уже гласили, не достаточно подать в цилиндры дополнительную порцию окислителя, необходимо пропорционально прирастить и дозу горючего. Можно использовать штатную систему питания, а можно установить отдельную, включающуюся в работу при подаче закиси. 1-ая схема именуется "сухой", 2-ая - "влажной". Есть и суперсложный вариант распределенного впрыска закиси "мульти порт". На каждый цилиндр - по три форсунки: штатная, для дополнительного горючего и для "нитроса". Естественно, будет нужно и собственный блок управления системой.
Установить такое волшебство на автомобиль обойдется в несколько тыщ баксов. Дорого само оборудование с фирменными полированными переходничками и колоритными наклейками, ну и работа большая - сверлить коллектор, прокладывать магистрали, "примирять" блоки управления. Но главное - большого баллона из блестящей нержавейки хватает на маленький пшик резиной по асфальту! Пятнадцать атмосфер сжатого газа улетучиваются за считанные секунды. Чтоб высосать газ до конца, компании предлагают даже особые грелки для баллона - по мере расхода газа они нагревают его корпус, чтоб поддержать давление.
Речь тут, естественно, не об российских производителях. "Нитрос" в первый раз заполучил популярность в США - стране хот-родов и дрегстеров. В Рф заокеанские идеи воспринимают просто и здесь же начинают приспосабливать их к нашей жизни, чтобы было недорого и сурово.
МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ Методом
1-ое, что с негодованием отмели русские прагматики - прекрасный заморский баллон. Российский мед хоть на вид и неказист (заместо хрома покрыт бессчетными слоями сероватой краски), зато в нем не сжатая, а сжиженная закись. Улавливаете разницу? На тот же объем - в 20 с излишним раз больше "нитроса". Ну и дешевле некуда: поменять пустой на полный - около 20 баксов. Давление не запредельное - 30-60 атм зависимо от температуры. Естественно, пригодится редуктор, чтоб снизить его до рабочих 10-15 атм.
На впрысковом автомобиле возможно обойтись "сухой" закисью и штатной системой управления движком - датчики сами проследят за хорошим составом консистенции. Ну и цена оборудования с монтажом выходит полностью применимой - в пару раз дешевле забугорного комплекта. С карбюратором возни больше - он же не имеет оборотной связи! Одни оставляют все, как есть - на режимах с наибольшей подачей горючего мотор вправду пробуждается. Другие меняют жиклеры, мирясь с высочайшим расходом горючего в обыкновенном режиме и как будто не замечая темного дыма из глушителя. Третьи городят замысловатые системы с электрическим клапаном и дополнительным жиклером - "влажный" впрыск.
Мы установили "нитрос" на одну из редакционных машин. Выбор пал на пользующийся популярностью VAZ 2112 - класс "российский гоночный" по систематизации столичной "Лиги уличных гонок". Заокеанский набор нам не приглянулся - сначала ценой. Ну и какой толк испытывать то, что уже издавна понятно. Профессионалов же по "российскому нитросу" даже в Москве пока малость. В главном это гаражные умельцы, действующие методом проб и регулировок. Установка в таковой личной мастерской занял несколько часов. Сокрытую подводку черным шлангом, в цвет вазовских, тяжело увидеть и спецу. "Заряд на борту" выдает только баллон за спинкой заднего сидения и красноватая кнопка на центральной консоли.
ПОЕХАЛИ!
"Команда на взлет" выдается только при включенном зажигании, но за ранее необходимо открыть вентиль редуктора и отрегулировать давление в магистрали. Этой операции нет в американской системе - но, согласитесь, покрутить вентили перед выездом даже приятно: как будто это не автомобиль, а ракета на старте. Кстати, расход газа и соответственно "подхват" впрямую зависят от опции редуктора. Наилучшее давление "гонщик" подбирает сам - исходя из тактической задачки, припасов газа и... цены вероятного ремонта мотора.
Играть педалью газа без нагрузки не советуем - ремень может не выдержать. То, что происходит при легком ударе по педали, даже нельзя именовать раскруткой мотора: серия жесточайших детонационных стуков соединяется в один маленький гулкий удар - и движок уже поет на 6 тыщах. Педаль отпущена, но обороты понижаются очень без охоты - похоже, смесь воспламеняется уже не от искры.
Под нагрузкой подхват выражен не настолько бурно, и детонации мы не слышали, но скорей всего недаром установщики безотступно советуют использовать с "нитросом" только "95-й" бензин, никак не "92-й". Вешние, с ледком дороги не располагают к тестам, но, судя по результатам стендовых испытаний, русская установка дает прирост мощности до 25% - совершенно хорошо.
С ОФИЦИАЛЬНЫМ ПРИВЕТОМ
Совместно с установкой нам выдали пакет документов: паПодвеска к баллону и копии свидетельств и сертификатов завода-изготовителя и торгующей организации на "мед закись азота", согласно которым она негорюча, невзрывоопасна и допускается к перевозке без ограничений хоть каким видом транПодвескаа. Исходя из убеждений уголовного кодекса формально тоже все в порядке - пока шофер не "склоняет несовершеннолетних к употреблению". В Главных положениях по допуску транПодвесканых средств формулировки расплывчаты: не допускается самовольное переоборудование транПодвесканых средств "в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране среды". Выключенная система на экологию не оказывает влияние, а баллон весит немногим больше канистры с бензином, ну и закреплен не в пример надежнее.
Но, как нас заверили в ГИБДД, техосмотр "с этим" не пройти. И полностью от всей души удивлялись: "А для чего демонстрировать?". Настолько же тяжело будет "в случае чего" рассчитывать на ублажение претензий по гарантии. Зарегистрировать установку как самостоятельную переделку в НАМИ тоже тяжело. Без суровых и всесторонних испытаний никто не согласится взять на себя ответственность за Законодательство такового "снаряда".
НА ИЗНОС
Не тайна, что прирост мощности не дается даром. На авиационных движках, к примеру, внедрение ЧР (чрезвычайного режима) подразумевает следующую их переборку. Впрыск закиси азота не увеличивает частоту вращения коленвала, потому износ цилиндров и нагрузка на клапаны и распредвалы не вырастут (естественно, если не раскручивать мотор без нагрузки). А вот за поршни, вкладыши и валы есть основания бояться. Ну и свечки, может быть, придется поставить "похолоднее".
За несколько секунд работы в "форсажном" режиме мотор навряд ли очень состарится, а вот неизменная езда "под газом" может быть небезопасной. Прогоревший поршень и заклинивший на ходу движок могут привести к суровому ДТП. О самочувствии мотора нашей "двенадцатой" после допинга мы непременно поведаем в "Автопарке".
ДВА В ОДНОМ
Так стоит либо не стоит устанавливать "нитрос"? Навряд ли найдется много желающих выложить минимум тыщу баксов за ввезенный набор. А вот русский вариант за 200-400 уже привлекателен. Пожалуй, на сегодня это самый дешевенький и обычный вид моторного тюнинга. И, в отличие от "кривых" распредвалов, толстых глушителей и Подвескаивных "прошивок", позволяет иметь в одном автомобиле два мотора: один - экономный серийный, на каждый денек и другой - "форсажный". А ах так его использовать - в Подвескаивных состязаниях либо для "ухода из-под обстрела" - зависит уже от водителя.
Заморский баллон прекрасен, но дорог. Ну и газ стремительно кончается.
Многоточечный впрыск "нитроса" - для фанатов тюнинга.
Российский баллон устанавливают на подставке вентилем ввысь - газ-то сжиженный.
Заряжаем редакционную "двенадцатую".
Практически истребитель.
Подвод "нитроса" к диффузорам карбюратора на "классике".
Главные потребители закиси в немедицинских целях - стрит-рейсеры.
Красноватая кнопка "форсажа" на консоли VAZ 2112.
Закись производит "Череповецкий Азот".










ТЕХПОМОЩЬ
Доводим
ЗАРЯЖАЕМ " ДВЕНАДЦАТУЮ" "НИТРОСОМ"
ДОПИНГ ДЛЯ МОТОРА
АНАТОЛИЙ СУХОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
С недавнешних пор слова "нитрос", "нитроксид", "закись азота" замелькали на авто тусовках, вечеринках стрит-рейсеров и русских интернет-сайтах. Рассказы о газе, способном в момент поднять мощность серийного мотора на 10-ки процентов, вызвали в среде доморощенных химиков не наименьший ажиотаж, чем пару лет вспять легенды о "красноватой ртути". Но, в отличие от последней, закись азота - полностью реальное вещество с молекулярной формулой N2O, при комнатной температуре и атмосферном давлении - тусклый газ со сладковатым запахом и слабеньким вкусом. Более того, закись издавна употребляется докторами для общего наркоза (в сравнимо больших концентрациях - к примеру, смесь 1:1 с кислородом) и токсикоманами - в прямо обратных целях, в согласовании со своим элементарным заглавием "веселящий газ". Вправду, в малых концентрациях он вызывает состояние, близкое к опьянению, за что и считается в перечнях ПККН (Неизменного комитета по контролю за наркотиками) как пьянящее вещество, рядом с клеем "Момент" и водкой с клофелином.
"Веселящие" характеристики закиси по отношению к движкам внутреннего сгорания тоже были открыты не вчера. Еще во время 2-ой мировой войны ею воспользовались летчики - как германские, так и союзников, чтоб, включив на несколько секунд "форсаж", уйти от огня противника. Как работает закись в движке?
Сокрытый КИСЛОРОД
Сама закись азота не пылает, но поддерживает горение. При температуре около 500°С она разлагается на азот и кислород в соотношении 2:1. Последний и является окислителем. Освободившийся же азот, как и тот, что содержится в воздухе, горения не поддерживает.
Как понятно, мощность и вращающий момент мотора тем больше, чем больше горючей консистенции удается "затолкать" в цилиндры. Конструкторы действуют как "тонкими способами" - методом опции систем впуска, выпуска (ЗР, 2003, № 1, с. 126) и газораспределения, так и "в лоб", устанавливая системы наддува, в том числе с интеркулерами (последние, понижая температуру воздуха, наращивают его плотность). Естественно, с повышением подачи воздуха (окислителя) количество подаваемого горючего тоже должно возрасти, чтоб состав консистенции всегда поддерживался в хороших границах (ЗР, 2003, № 3, с. 122).
Общее содержание кислорода в закиси азота в 1,6 раза выше, чем в воздухе, ну и сама закись в полтора раза плотнее, так что без всякого наддува в движке оказывается намного больше окислителя. У многих появляется вопрос: нельзя ли заместо воздуха подавать в цилиндры незапятнанный кислород, стопроцентно избавившись от балласта - азота? Перефразируя маркетинговую строку, скажем: "подай - и отойди". Незапятнанный кислород по соседству с маслом и бензином очень небезопасен, недаром аннотации категорически воспрещают смазывать вентиль баллона. Известен случай, когда ночкой при пуске авиационного мотора механик спутал сжатый воздух с кислородом, за что поплатился жизнью - баллон взорвался совместно с мотором.
Разбавлять же воздух конкретно закисью азота, а не кислородом прибыльнее к тому же по другой причине: при разложении N2O возрастает общий объем газов. Так каждый литр закиси дает пол-литра кислорода (реально он здесь же расходуется на окисление горючего) и литр азота. Выходит такой хим наддув - без турбин и интеркулеров (кстати, газ из баллона сам по для себя прохладный за счет эффекта расширения). К тому же реакция его разложения протекает с выделением тепла, что тоже содействует увеличению мощности.
ЗАКИСЬ СУХАЯ И Влажная
Но, как мы уже гласили, не достаточно подать в цилиндры дополнительную порцию окислителя, необходимо пропорционально прирастить и дозу горючего. Можно использовать штатную систему питания, а можно установить отдельную, включающуюся в работу при подаче закиси. 1-ая схема именуется "сухой", 2-ая - "влажной". Есть и суперсложный вариант распределенного впрыска закиси "мульти порт". На каждый цилиндр - по три форсунки: штатная, для дополнительного горючего и для "нитроса". Естественно, будет нужно и собственный блок управления системой.
Установить такое волшебство на автомобиль обойдется в несколько тыщ баксов. Дорого само оборудование с фирменными полированными переходничками и колоритными наклейками, ну и работа большая - сверлить коллектор, прокладывать магистрали, "примирять" блоки управления. Но главное - большого баллона из блестящей нержавейки хватает на маленький пшик резиной по асфальту! Пятнадцать атмосфер сжатого газа улетучиваются за считанные секунды. Чтоб высосать газ до конца, компании предлагают даже особые грелки для баллона - по мере расхода газа они нагревают его корпус, чтоб поддержать давление.
Речь тут, естественно, не об российских производителях. "Нитрос" в первый раз заполучил популярность в США - стране хот-родов и дрегстеров. В Рф заокеанские идеи воспринимают просто и здесь же начинают приспосабливать их к нашей жизни, чтобы было недорого и сурово.
МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ Методом
1-ое, что с негодованием отмели русские прагматики - прекрасный заморский баллон. Российский мед хоть на вид и неказист (заместо хрома покрыт бессчетными слоями сероватой краски), зато в нем не сжатая, а сжиженная закись. Улавливаете разницу? На тот же объем - в 20 с излишним раз больше "нитроса". Ну и дешевле некуда: поменять пустой на полный - около 20 баксов. Давление не запредельное - 30-60 атм зависимо от температуры. Естественно, пригодится редуктор, чтоб снизить его до рабочих 10-15 атм.
На впрысковом автомобиле возможно обойтись "сухой" закисью и штатной системой управления движком - датчики сами проследят за хорошим составом консистенции. Ну и цена оборудования с монтажом выходит полностью применимой - в пару раз дешевле забугорного комплекта. С карбюратором возни больше - он же не имеет оборотной связи! Одни оставляют все, как есть - на режимах с наибольшей подачей горючего мотор вправду пробуждается. Другие меняют жиклеры, мирясь с высочайшим расходом горючего в обыкновенном режиме и как будто не замечая темного дыма из глушителя. Третьи городят замысловатые системы с электрическим клапаном и дополнительным жиклером - "влажный" впрыск.
Мы установили "нитрос" на одну из редакционных машин. Выбор пал на пользующийся популярностью VAZ 2112 - класс "российский гоночный" по систематизации столичной "Лиги уличных гонок". Заокеанский набор нам не приглянулся - сначала ценой. Ну и какой толк испытывать то, что уже издавна понятно. Профессионалов же по "российскому нитросу" даже в Москве пока малость. В главном это гаражные умельцы, действующие методом проб и регулировок. Установка в таковой личной мастерской занял несколько часов. Сокрытую подводку черным шлангом, в цвет вазовских, тяжело увидеть и спецу. "Заряд на борту" выдает только баллон за спинкой заднего сидения и красноватая кнопка на центральной консоли.
ПОЕХАЛИ!
"Команда на взлет" выдается только при включенном зажигании, но за ранее необходимо открыть вентиль редуктора и отрегулировать давление в магистрали. Этой операции нет в американской системе - но, согласитесь, покрутить вентили перед выездом даже приятно: как будто это не автомобиль, а ракета на старте. Кстати, расход газа и соответственно "подхват" впрямую зависят от опции редуктора. Наилучшее давление "гонщик" подбирает сам - исходя из тактической задачки, припасов газа и... цены вероятного ремонта мотора.
Играть педалью газа без нагрузки не советуем - ремень может не выдержать. То, что происходит при легком ударе по педали, даже нельзя именовать раскруткой мотора: серия жесточайших детонационных стуков соединяется в один маленький гулкий удар - и движок уже поет на 6 тыщах. Педаль отпущена, но обороты понижаются очень без охоты - похоже, смесь воспламеняется уже не от искры.
Под нагрузкой подхват выражен не настолько бурно, и детонации мы не слышали, но скорей всего недаром установщики безотступно советуют использовать с "нитросом" только "95-й" бензин, никак не "92-й". Вешние, с ледком дороги не располагают к тестам, но, судя по результатам стендовых испытаний, русская установка дает прирост мощности до 25% - совершенно хорошо.
С ОФИЦИАЛЬНЫМ ПРИВЕТОМ
Совместно с установкой нам выдали пакет документов: паПодвеска к баллону и копии свидетельств и сертификатов завода-изготовителя и торгующей организации на "мед закись азота", согласно которым она негорюча, невзрывоопасна и допускается к перевозке без ограничений хоть каким видом транПодвескаа. Исходя из убеждений уголовного кодекса формально тоже все в порядке - пока шофер не "склоняет несовершеннолетних к употреблению". В Главных положениях по допуску транПодвесканых средств формулировки расплывчаты: не допускается самовольное переоборудование транПодвесканых средств "в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране среды". Выключенная система на экологию не оказывает влияние, а баллон весит немногим больше канистры с бензином, ну и закреплен не в пример надежнее.
Но, как нас заверили в ГИБДД, техосмотр "с этим" не пройти. И полностью от всей души удивлялись: "А для чего демонстрировать?". Настолько же тяжело будет "в случае чего" рассчитывать на ублажение претензий по гарантии. Зарегистрировать установку как самостоятельную переделку в НАМИ тоже тяжело. Без суровых и всесторонних испытаний никто не согласится взять на себя ответственность за Законодательство такового "снаряда".
НА ИЗНОС
Не тайна, что прирост мощности не дается даром. На авиационных движках, к примеру, внедрение ЧР (чрезвычайного режима) подразумевает следующую их переборку. Впрыск закиси азота не увеличивает частоту вращения коленвала, потому износ цилиндров и нагрузка на клапаны и распредвалы не вырастут (естественно, если не раскручивать мотор без нагрузки). А вот за поршни, вкладыши и валы есть основания бояться. Ну и свечки, может быть, придется поставить "похолоднее".
За несколько секунд работы в "форсажном" режиме мотор навряд ли очень состарится, а вот неизменная езда "под газом" может быть небезопасной. Прогоревший поршень и заклинивший на ходу движок могут привести к суровому ДТП. О самочувствии мотора нашей "двенадцатой" после допинга мы непременно поведаем в "Автопарке".
ДВА В ОДНОМ
Так стоит либо не стоит устанавливать "нитрос"? Навряд ли найдется много желающих выложить минимум тыщу баксов за ввезенный набор. А вот русский вариант за 200-400 уже привлекателен. Пожалуй, на сегодня это самый дешевенький и обычный вид моторного тюнинга. И, в отличие от "кривых" распредвалов, толстых глушителей и Подвескаивных "прошивок", позволяет иметь в одном автомобиле два мотора: один - экономный серийный, на каждый денек и другой - "форсажный". А ах так его использовать - в Подвескаивных состязаниях либо для "ухода из-под обстрела" - зависит уже от водителя.
Заморский баллон прекрасен, но дорог. Ну и газ стремительно кончается.
Многоточечный впрыск "нитроса" - для фанатов тюнинга.
Российский баллон устанавливают на подставке вентилем ввысь - газ-то сжиженный.
Заряжаем редакционную "двенадцатую".
Практически истребитель.
Подвод "нитроса" к диффузорам карбюратора на "классике".
Главные потребители закиси в немедицинских целях - стрит-рейсеры.
Красноватая кнопка "форсажа" на консоли VAZ 2112.
Закись производит "Череповецкий Азот".









