КОТ В МЕШКЕ
КОТ В МЕШКЕ
КЛУБ Автовладельцев
/ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ
КОТ В МЕШКЕ
ПОКУПАЕМ "Верный" АККУМУЛЯТОР
От контраста марок и цен батарей рябит в очах - смоги только верно избрать!
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Аккумов сегодня в продаже превеликое огромное количество. С батареями именитых компаний все ясно - доброкачественный, но дорогой продукт. Самый успешный выбор для тех, кто в состоянии платить. Купил и забудь об АКБ на пару лет. Но попробуем разобраться в том, что предлагает рынок рядовому обладателю "Жигулей" либо иномарки не первой свежести.
Калоритные наклейки, разноцветные корпуса, громкие наименования, обычно, к качеству батарей не имеют дела. Обилие такое, что невольно подумаешь: батареи делают все кому не лень. По правде: закупил корпуса и пластинки, все это кое-где собрал, залил уксусом подешевле да прилепил этикетку поцветастей - и готов аккумулятор. Может, так и возникают на свет изделия с самыми звучными наименованиями? И - в один момент исчезают, уступив место на полках другим, новым, сработанным по той же "технологии". "Могучий Бык" (по-английски, естественно!) вдруг преобразуется в "Неукротимого Бизона", а тот в свою очередь - в "Массивного Буйвола". Наблюдательный клиент непременно приметит, что изделия отличаются только наклейкой. Корпуса полностью схожи, другой раз даже заусенец у их в одном и том же месте! Служат такие батареи обычно год, от силы два. Причина настолько малого срока службы ясна - низкое качество производства: ненадежная пайка перемычек и различная емкость банок в батарее. Из-за последнего недостатка одна банка скоро начинает "отставать". Разрядившись до максимума, она будет заряжаться от примыкающих, естественно оборотной полярностью (по другому говоря, происходит процесс двойной сульфатации). Такую в критериях гаража так просто уже не зарядишь.
Несмываемая дата выпуска, которая должна быть нанесена на батарее, тут или вообщем не проставлена, или находится на картонном ярлыке, который по мере "надобности" просто поменять на свежайший. Реквизиты производителя и его адресок настолько туманно зашифрованы, что о всех его гарантийных посулах придется запамятовать. Разве что заручиться гарантией торговца. А он больше 2-ух недель не дает.
Та же стоимость, а то и подешевле у неброских российских батарей-тружениц. Почему дешевле? Да поэтому, что не нужно платить таможенные пошлины - комплектующие из российского сырья, ну и заработная плата на заводах... Все же дешевле в этом случае - не означает ужаснее.
Так что все-таки избрать? И как? Сначала о том, что оказывается на виду сходу. В ближайшее время появились русские батареи с ручкой. Мелочь, а комфортно. А вот глазок-индикатор менее чем смешная игрушка. Точность его не выдерживает критики, ну и держит под контролем он только одну банку из 6. Маркетинговый трюк.
Обратим внимание на размещение пробок. Если они утоплены в лоток - обязательно зарастут грязюкой. Стоит отвернуть пробку - грязь сыплется вовнутрь, что здоровья батарее не добавит. Можно на прилавках отыскать и старенькые, залитые темной мастикой батареи. У их - свои достоинства: малая стоимость, умопомрачительная ремонтопригодность, надежные, неперегорающие, вынесенные из банок перемычки - такие батареи не взрываются. Важно и то, что их никто не подделывает - нерентабельно.
Новые батареи, как понятно, могут быть в 3-х вариантах: незаряженные, сухозаряженные и с электролитом. В чем разница? С залитым все ясно: поставил на машину - и поехал. Хотя для продления здоровой жизни батареи лучше бы ее за ранее подвергнуть контрольно-тренировочному циклу - разрядить током, равным 0,1 емкости, до напряжения 10,4 В либо плотности электролита 1,24 г/смз, а потом зарядить. Незаряженный аккумулятор - сейчас большая уникальность. Такую батарею собирают в блок, не подвергая пластинки формовке (заряду в особых ваннах). Храниться она может без особенного вреда себе пять-шесть, а то и поболее лет. Только бы пробки были закручены герметично. Сухозаряженный отличается тем, что его пластинки перед сборкой заряжают (формуют), промывают и сушат.
Ресурс всех батарей приблизительно схож и зависит более всего от критерий эксплуатации. Если аккумулятор нужен немедля - имеет смысл приобрести залитый. Если же ему стоять на далекой полке до озари - сухозаряженный. А в стратегический припас - незаряженный. Дело в том, что срок хранения у их различный. Для залитого год без работы уже старость, а два - погибель. Сухозаряженный выдержит год безболезненно, два - еще терпимо, больше - ужаснее. Если через прозрачный корпус на деньке виден осыпавшийся с пластинок шлам - воздержимся от покупки. Незаряженные батареи обозначены букой "Н" на маркировке. Повышенное внимание - дате выпуска. Если срок хранения истек - лучше ее не брать, вроде бы ни уверял вас торговец. Аргументы в виде обычной плотности электролита, неплохой скидки и кристально добросовестных глаз торговца в расчет не принимаем.
Самым прибыльным приобретением будет, пожалуй, залитый аккумулятор. Заряжен он по всем правилам, электролит в нем незапятнанный, испытанный. А перед отгрузкой покупателю приличный производитель еще на заводе каждую батарею прогонит через "камеру пыток". Готовую батарею замыкают накоротко на 220 миллисекунд. Ток выходит страшный - около 800 ампер! ГОСТ 959-91 таковой проверки не предугадывает, зато собранный с огрехами аккумулятор (например, с плохо пропаянными контактами перемычек) за ворота не выйдет: в переплавку!
Занимательно, что батареи многих именитых компаний не выдержат таких мук - слабые пластинки (наименее мм шириной) просто искорежит током. Русские фабрики на свинце не сберегают. И не от широты духовной, а по технологической бедности. Толстые, в 1,4 мм, пластинки способны выдерживать суровые перегрузки. Запуск замерзшего мотора зимой либо выезд "на стартере" из глубочайшей лужи не нанесет им вреда.
С опаской следует относиться к батареям с маркировкой "калий". По обкатанной технологии для улучшения литейных параметров в свинец добавляют малость сурьмы, что немного наращивает саморазряд и газовыделение. На данный момент некие компании заместо сурьмы употребляют калий. В стопроцентно исправном автомобиле таковой аккумулятор ведет себя лучше. Но стоит напряжению подняться на один-два вольта (что бывает, например, при поломке регулятора напряжения), и батарея практически шипит - так обильно выделяется газ.
У хоть какой батареи с течением времени вырастает внутреннее сопротивление и, чтоб ее стопроцентно зарядить, необходимо уже не 14,2 В, а, например, 15-16. Естественно, на автомобиле она недозаряжается - не дает регулятор напряжения, а на зарядной станции та, что с калием, бешено бурлит.
Некие батареи украшены надписью "серебро". Добавка этого великодушного металла делает аккумулятор долговечнее, надежнее, но покупка его целесообразна для тех, чей автомобиль покидает гараж только пару раз в год.
Особенность необслуживаемых батарей - отсутствие специальной ванны на деньке корпуса. Безизбежно осыпающиеся пластинки спрятаны в конверты и опущены практически до дна, а освободившееся место занято огромным объемом электролита. На Западе принято заключать в оболочку положительные пластинки, так как они активнее осыпаются. С течением времени конверт разбухает так, что может разорваться и даже сломать банку. Хитрые на выдумку русские инженеры спрятали в упаковку отрицательные пластинки. Для батареи индифферентно, какой из полюсов изолировать, а конверты остаются целыми.
И пусть полки ломятся от контраста аккумов. Желаем веровать, что наш читатель сейчас будет лучше знать, что выбирать. Главное - смотрите на дату выпуска!