ОПЕЛЬ ПОПЛАВАЕМ?
"ОПЕЛЬ": ПОПЛАВАЕМ?
ТЕХНИКА
"ОПЕЛЬ": ПОПЛАВАЕМ?
Нет, речь не пойдет об амфибии от "Опеля". Просто может случиться, что будущие авто компании станут... легче воды!
Неуж-то нам предстоит возврат к древесным конструкциям? Никак не бывало. Конструкторы и технологи "Опеля" готовятся к использованию совсем нового материала - губчатого (либо пористого) алюминия. Разработаны две главные технологии изготовления необычного плавающего металла. По какой-то из них в тигель с расплавом подается аргон либо азот, водянистый алюминий пенится и застывает в таком состоянии. Это, естественно, очень облегченное описание процесса. По сути существует огромное количество тонкостей, которые, фактически, и составляют кропотливо оберегаемое от соперников "ноу-хау". К примеру, для стабилизации пены приходится добавлять частички керамики.
2-ая разработка заключается в прессовании консистенции из дюралевых опилок и связывающего материала с следующим краткосрочным нагревом до высочайшей температуры, при которой "клей" испаряется, оставляя заместо себя огромное количество пор.
Результат один - выходит вроде бы жесткая дюралевая губка плотностью от... 0,07 до 0,6 г/смз. (Напомним: плотность воды равна единице, а цельного алюминия - 2,7 г/смз.) Этот пороалюминий обладает высочайшими прочностными чертами и подходящ для производства не только лишь деталей интерьера автомобиля, да и таких несущих конструкций, как пороги, подрамники, рычаги подвески, стойки кузова. Сейчас удачно идут тесты пористых поперечных рычагов: на щите они выдержали четырехкратный стандартный ресурс, не найдя признаков усталостных разрушений.
Но завлекает не только лишь чрезвычайная легкость нового материала. Пористая структура отлично поглощает энергию деформации, что обещает прорыв в обеспечении пассивной безопасности автомобиля при столкновении. К тому же, владея значимым внутренним трением, пороалюминий отлично гасит вибрации и поглощает шумы. Короче говоря, возможно окажется, что мы стоим на пороге истинной технологической революции в автомобилестроении. При условии, что получится решить много совсем новых задач. К примеру, труднее будет улучшить свойства подвески: ведь относительная разница в массе пустого и заполненного пассажирами автомобиля резко вырастет. 500 кг полезной нагрузки на фоне тонны веса автомобиля совершенно не то же самое, что те же 500 на фоне, скажем, двухсотен. Подобные соотношения не уникальность для грузовых автомобилей, но вспомните, приятно ли ехать в пустом КамАЗе.
Как быть с ветровой нагрузкой? Размеры-то машины и ее парусность останутся неизменными, а масса снизится! Не сдует ли ее с трассы порывом бокового ветра? Вобщем, ранее еще далековато: сначала новый материал будут использовать только в отдельных узлах, что даст понижение массы автомобиля приблизительно на 35%. Да и это, согласитесь, очень принципиально. Хотя бы для экономии горючего.
Материалы рубрики подготовил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ТЕХНИКА
"ОПЕЛЬ": ПОПЛАВАЕМ?
Нет, речь не пойдет об амфибии от "Опеля". Просто может случиться, что будущие авто компании станут... легче воды!
Неуж-то нам предстоит возврат к древесным конструкциям? Никак не бывало. Конструкторы и технологи "Опеля" готовятся к использованию совсем нового материала - губчатого (либо пористого) алюминия. Разработаны две главные технологии изготовления необычного плавающего металла. По какой-то из них в тигель с расплавом подается аргон либо азот, водянистый алюминий пенится и застывает в таком состоянии. Это, естественно, очень облегченное описание процесса. По сути существует огромное количество тонкостей, которые, фактически, и составляют кропотливо оберегаемое от соперников "ноу-хау". К примеру, для стабилизации пены приходится добавлять частички керамики.
2-ая разработка заключается в прессовании консистенции из дюралевых опилок и связывающего материала с следующим краткосрочным нагревом до высочайшей температуры, при которой "клей" испаряется, оставляя заместо себя огромное количество пор.
Результат один - выходит вроде бы жесткая дюралевая губка плотностью от... 0,07 до 0,6 г/смз. (Напомним: плотность воды равна единице, а цельного алюминия - 2,7 г/смз.) Этот пороалюминий обладает высочайшими прочностными чертами и подходящ для производства не только лишь деталей интерьера автомобиля, да и таких несущих конструкций, как пороги, подрамники, рычаги подвески, стойки кузова. Сейчас удачно идут тесты пористых поперечных рычагов: на щите они выдержали четырехкратный стандартный ресурс, не найдя признаков усталостных разрушений.
Но завлекает не только лишь чрезвычайная легкость нового материала. Пористая структура отлично поглощает энергию деформации, что обещает прорыв в обеспечении пассивной безопасности автомобиля при столкновении. К тому же, владея значимым внутренним трением, пороалюминий отлично гасит вибрации и поглощает шумы. Короче говоря, возможно окажется, что мы стоим на пороге истинной технологической революции в автомобилестроении. При условии, что получится решить много совсем новых задач. К примеру, труднее будет улучшить свойства подвески: ведь относительная разница в массе пустого и заполненного пассажирами автомобиля резко вырастет. 500 кг полезной нагрузки на фоне тонны веса автомобиля совершенно не то же самое, что те же 500 на фоне, скажем, двухсотен. Подобные соотношения не уникальность для грузовых автомобилей, но вспомните, приятно ли ехать в пустом КамАЗе.
Как быть с ветровой нагрузкой? Размеры-то машины и ее парусность останутся неизменными, а масса снизится! Не сдует ли ее с трассы порывом бокового ветра? Вобщем, ранее еще далековато: сначала новый материал будут использовать только в отдельных узлах, что даст понижение массы автомобиля приблизительно на 35%. Да и это, согласитесь, очень принципиально. Хотя бы для экономии горючего.
Материалы рубрики подготовил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ