КАК В КРЕСЛЕ Либо . В КОРЫТЕ
КАК В КРЕСЛЕ Либо... В КОРЫТЕ
КЛУБ
Автовладельцев
КАК В КРЕСЛЕ Либо... В КОРЫТЕ
В автомобиле, даже самом современном, человек испытывает, мягко говоря, неблагоприятное воздействие огромного количества наружных причин - вибраций, нагрузок и т. д. Но конструкторы, рассчитывающие эргономичность будущих машин, чуть ли повстречаются потом с жертвами собственных неудачных решений. Почаще с ними имеют дело докторы. Доктор медицины, практикующий мануальный терапевт Александр ОЧЕРЕТ, многие пациенты которого мучаются болезнями "авто происхождения", отвечает на вопросы журналиста Евгения КУЛАКОВА.
- Итак, каким должно быть авто кресло "исходя из убеждений скелета"?
- На ранешних моделях российских автомобилей устанавливали сидения, полностью не учитывающие того факта, что человек относится к классу позвоночных. Меж тем авто кресло - это, на самом деле, рабочее место: каждый шофер, даже не специалист, проводит на нем десятую часть жизни. Наибольшие нагрузки позвоночник испытывает конкретно в положении сидя. На поясничный отдел при всем этом падает вес практически всего тела (даже, как это ни покажется странноватым, тех частей, что ниже пояса). Не случаем, к примеру, после травм позвоночника пациенту разрешают стоять, лежать - но воспрещают посиживать.
Позвоночник имеет ряд физиологических извивов: шейный прогиб вперед (шейный искревление), грудной горбик вспять (грудной кифоз), поясничный искревление и крестцовый кифоз. С боковой стороны позвоночник припоминает латинскую буковку S либо, даже, поточнее, символ бакса - $. Вертикальная линия тут указывает вектор тяжести, и конкретно на скрещении этого вектора находятся критичные узлы, где нагрузка наибольшая.
Так как у позвоночника есть физиологические извивы, сидение должно этим извивам "потворствовать". Спинка кресла на уровне лопаток должна быть вроде бы провалена. Поясничный отдел, напротив, необходимо подпирать подушечкой. Лучше, если она будет к тому же облегать туловище, обеспечивая поддержку его боковым поверхностям и препятствуя перемещению во время виражей.
Не плохое авто кресло обязано иметь регулируемую поясничную подушку, регулируемую кривизну спинки и, естественно, валик под шейку. Последний служит для предотвращения хлыстовой травмы (при ударе в машину сзади) и для поддержания шейного лордоза; даже если валика нету на машине - его нужно приобрести и поставить.
Раздельно желаю сказать о подушке сидения, на которой мы сидим. Она непременно должна быть жесткой. Этим славятся германские авто: как бы кресло под тобой как древесное, а посиживать комфортно. Есть даже выражение - "по-немецки жесткое сидение". Южноамериканские авто, напротив, оснащаются чрезвычайно мягенькими подушками кресел; не считая того, нередко фронтальные сидения в их выполнены в виде одной "скамьи", что не дает достаточной опоры корпусу. Время от времени та часть подушки, что находится под бедрами, имеет регулировку по высоте, а та, что поближе к коленям, - по длине. При "подгонке под себя" по всем этим регулировкам нужно управляться, естественно, аспектом удобства.
- Но если человек уже привык посиживать в некий определенной позе - как он может найти, верная ли у него посадка?
- Когда дело доходит до привычки - здесь появляется определенная трудность. Ведь есть то, что физиологически обосновано, и то, к чему человек привык. У нас многие привыкли пить водку в немереных количествах. Но разве это на пользу организму?
- Как проверить корректность посадки?
- Сядьте в кресло и откиньтесь вспять. При всем этом любая часть тела должна вроде бы лечь в собственный футляр. Голова (либо шейка) - на шейный валик, спина - в спинное углубление, поясница - на поясничную подушку; ноги при всем этом не сползают вперед. Вес тела не должен падать на какую-то одну его часть.
Естественно, когда автомобиль тронется с места, вы не останетесь в этой позе, а чуток подадитесь вперед. Но на трассе, когда не надо крутить головой, я, к примеру, позволяю для себя откинуться в кресле и, придерживая руль, просто отдыхаю...
- Принципны ли различия сидений в различных моделях автомобилей?
- Мне довелось лет 10 отсидеть за рулем традиционных "Жигулей" - и к сорока годам поясница у меня просто разваливалась. Жутко неловкое, нужно сказать, кресло - обычный стул. Как купил старый "Опель", в каком были сидения с боковой поддержкой и поясничным валиком, безо всякого исцеления спина прошла. Вот это и аспект, и итог. Правда, сейчас и на наших "восьмерках" и "девятках" сидения стали более комфортные, чем на "классике"...
- Отчего еще зависит верная посадка?
- Во-1-х, в неплохом автомобиле, кроме регулировки кресла, есть регулировка управляющего колеса. Различное ведь все различного роста: высочайший сделает сидение пониже (чтоб не биться головой о потолок), а человек малого роста либо дама - повыше. И если сидение можно поднимать-опускать, то и руль тоже нужно регулировать вверх-вниз.
Не считая того, у людей различные посадки. Я, к примеру, предпочитаю "Подвескаивную" - когда сидение очень отодвинуто вспять, руки вытянуты фактически прямо и уперты в руль. А кто-то любит близкую посадку.
- Есть ли у нее какие-то плюсы?
- На мой взор, никаких. Если человек посиживает, растопырив локти, его руки, как и плечевой пояс, устают резвее. Не считая того, он задевает при всем этом (в особенности в малеханькой машине) дверь и соседа. На современном автомобиле с небольшим рулем, не требующим приложения огромных усилий, руки устают меньше, если они вытянуты, а не свисают. И, не считая того, при резких торможениях либо даже столкновениях выпрямленные руки более неопасны.
- Что вы думаете о бессчетных подкладках "под мягкое место", которые есть в продаже?
- "Жигулевские" и в особенности "москвичовские" сидения стремительно просиживаются. Они изготовлены из резиновых полос, сплетенных на манер циновки, и человек, попрыгав года два на наших дорогах, продалбливает, простите, своим задом эти сидения: рвется одна полоса, другая... В конечном итоге шофер фактически не посиживает, а висит на блине из кожзаменителя, из которого изготовлена обшивка кресла.
Очевидно, если нет средств поставить новое сидение - а оно необоснованно недешево, - нужно что-то подкладывать. Лучше сшить из войлока либо из конского волоса (но ни при каких обстоятельствах из поролона либо ваты) подушку так, чтоб под ягодицами она была потоньше, а под бедрами - потолще, хорошо ее простегать и агрессивно прикрепить к старенькому креслу.
Что касается "массажных ковриков от остеохондроза", анатомически правильной посадки от их ожидать нечего - позвоночник они не разгружают.
- Что вы посоветуете водителю, который утомляется на собственном рабочем месте?
- Хоть какой шофер, в особенности за рулем "трясучего" автомобиля, должен не пореже, чем раз в два часа, отдыхать - останавливаться, выходить из машины, делать несколько упражнений. Отлично к тому же повисеть на придорожном дереве на руках, или - если машина грузовая - на бортике кузова. Полезно носить особый "промышленный пояс" - типичный полукорсет из плотного синтетического материала с усиливающими вставками в области поясницы. Таковой пояс разгружает спину и страхует от лишней нагрузки на позвонки.
Водителям я обычно рекомендую и особые подушки под поясницу, выполненные с учетом анатомии позвоночника. Очень дешевые и неплохого свойства такие подушки выпускает южноамериканская компания "Champion".
Ну а главное - смотрите за посадкой. Даже если вы привыкли посиживать по-другому, попытайтесь все таки положить под поясницу подушку - и вам непременно станет удобнее.
Подвескаивное сидение, удовлетворяющее современным требованиям. Направьте внимание на боковые валики на спинке и подушке, обеспечивающие боковой упор, также фронтальный валик, препятствующий "сползанию" водителя.
Нужные,
по воззрению доктора, регулировки.