ВОЛЖСКИЕ ПОДЖИГАТЕЛИ
ВОЛЖСКИЕ ПОДЖИГАТЕЛИ
КЛУБ Автовладельцев
Критичный отбор
ВОЛЖСКИЕ ПОДЖИГАТЕЛИ
-Алло, редакция? Порекомендуйте чего-нибудть: за полгода уже 3-ий коммутатор на "Волге" меняю!
Миша КОЛОДОЧКИН
Когда подобные звонки стали раздаваться чуть не каждый денек, необходимость "разборки" стала тривиальной. Вправду, с какой стати система зажигания настолько знакомых "402-х" моторов вдруг стала привередничать на новых "волжанках"?
До того как хвататься за осциллограф и паяльничек, совершим лаконичный, но совсем нужный
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
"Волга" всегда отличалась самобытностью. Освоив еще посреди 80-х бесконтактное зажигание, она при всем этом предпочла датчику Холла крутящийся магнит и недвижную обмотку статора. Такое решение потребовало коммутатор, совсем не схожий на "восьмерочный". В итоге под "волжскими" капотами материализовалась схема, приведенная на рис.1.
Система отвечала принципу "проще некуда". При вращении магнита в обмотке формируется сигнал, схожий на синусоиду - вспомним школьные уроки физики. При малом уровне сигнала коммутатор подключает первичную обмотку катушки зажигания к бортовой сети, а при высочайшем - отключает. Величина тока в катушке его совсем не тревожит - он упорно работает по принципу выключателя: "открыл - закрыл". А так как сопротивление первичной обмотки катушки Б116 всего 0,43 Ом, то при ее конкретном подключении к бортовой сети сила тока достигнет 30 А - ни катушка, ни коммутатор в таком режиме не протянут и минутки. Чтоб не случилось неудачи, меж коммутатором и катушкой подключают дополнительный резистор номиналом приблизительно 1,2 Ом.
Упомянутый резистор - обычный паразит: толку от него никакого. Нагревается, как утюг, отбирая у бортсети драгоценные ватты и амперы... Когда-то издавна он находился во всех катушках зажигания с единственной целью - при пуске мотора его закорачивали, пытаясь таким макаром восполнить "просадку" напряжения аккума. Не считая того, самые умные из резисторов при нагревании наращивают сопротивление, снижая таким макаром ток, - их именуют вариаторами.
С возникновением VAZ 2101 стало ясно, что современный мотор в схожих поблажках не нуждается - в тольяттинской прописке резистору отказали. А вот изгнать его из Нижнего Новгорода оказалось труднее... Не достаточно того, на "Волге" стоит не обычный резистор, а двухсекционный! 1-ая секция закорачивается при пуске - это понятно, "402-му" движку необходимо посодействовать. 2-ая секция включена повсевременно - прямо скажем, не наилучшее инженерное решение.
Изгнание резистора из бесконтактного зажигания "Волги" затянулось на хороший десяток лет. В конце концов, заместо коммутатора типа 13.3734 под капотом GAZ 31029 появился практически таковой же на вид 131.3734, а желтенькая коробка с 3-мя клеммами пропала. Логично, что даже специалисты-электрики сначала пожимали плечами, а вокруг нового изделия поползли слухи, один загадочнее другого. Доводилось слышать, что резистор "упрятали" вовнутрь коммутатора, что его "изъяли" по рацпредложению для экономии, также то, что зловредные детальки просто не завезли на сборочный поток... Логично, что многие горе-умельцы начали исправлять "ошибку" завода без помощи других, возвращая резистор "на место".
Меж тем новый коммутатор на порядок умнее старенького. Он автоматом поддерживает величину тока в первичной обмотке. Для этого в цепи транзистора установлено малюсенькое, но очень принципиальное индикаторное сопротивление, падение напряжения на котором выслеживает особая микросхема. Если ток мал, микросхема "приоткрывает" транзистор, если велик - "закрывает" его. Эта же микросхема сберегает электроэнергию, подключая катушку к бортсети вплотную по времени, чтоб к моменту искрообразования та успела накопить подходящую энергию. В конце концов, при остановленном движке новый коммутатор отключит катушку совершенно. В итоге невзирая на то, что заместо резистора-вариатора сейчас отдувается сам транзистор, рассеиваемая на полупроводниках мощность снизилась.
Увлекательный факт: при попытке подключить поочередно с катушкой упомянутый резистор 1402.3729 мощность, рассеиваемая на коммутаторе, не снизится, а вырастет! Причина ординарна - резистор наращивает "постоянную времени" системы, а поэтому для заслуги подходящего тока разрыва коммутатору придется поработать дольше (рис. 2). А для чего оказывать машине "медвежью услугу"?
Вероятны ВАРИАНТЫ
Итак, почему же обладатели новых GAZ 3110, выбравшие старенькый хороший "402-й" мотор взамен непредсказуемого "406-го", обрели при всем этом не спокойствие, а мигрень. Неуж-то можно заплутаться в 3-х соснах - коммутатор, катушка, резистор?
Справочная литература дала подсказку, что в системе зажигания "Волги" могут применяться коммутаторы 3-х типов: 131.3734, 90.3734 и 94.3734. Рынок занес поправку - наша коллекция пополнилась изделием с длинноватым заглавием 468 332 008 АНАЛОГ 131.3734. Не считая того, услужливые торговцы вроде бы невзначай предложили устаревшие 13.3734, 13.3734-01, также очередное странноватое изделие - 468 332 007 АНАЛОГ 13.3734. Катушек зажигания оказалось меньше - к древней Б116 добавилась современная 31.3705. Резистор 1402.3729 особенных конфигураций не перетерпел.
Остается решить ординарную задачу - из 7 коммутаторов, 2-ух катушек и 1-го резистора составить бригаду, способную управлять зажиганием "Волги" и не испытывать обоюдной аллергии.
Поначалу разберемся с катушками. Электронные характеристики Б116 и 31.3705 фактически совпадают, потому на "Волге" может ездить неважно какая из их. В то же время маслонаполненная "старушка" Б116 обладает более высочайшей живучестью при перегревах и иных неприятностях, а поэтому отправлять ее на пенсию не стоит.
Коммутаторы разобьем на две группы - "старенькые" и "новые". "Старенькые" (фото 1-3) не могут регулировать время нарастания тока в катушке, "новые" (фото 4-7) должны уметь все.
Из "старичков" самым "жестким искровцем" оказался старооскольский (фото 1) - обмысленная и опробованная конструкция. Ульяновское изделие (фото 2) на вид практически такое же, но ужаснее. Что касается другого "ульяновца" (фото 3), это - полный провал. Те, кто сделал корпус коммутатора из пластмассы, обрекли силовой транзистор (кстати, он без маркировки) на страдальческую погибель в слабом огне: площадь теплоотвода сократилась в три раза...
Перебегаем к "современникам". Старооскольские традиции передаются по наследию - к коммутатору 131.3734 (фото 4) претензий нет. Выслеживается наследственность и в Ульяновске (фото 5), но тут ликовать нечему. К мерзкому теплоотводу добавилась пародия на индикаторное сопротивление в виде печатного проводника на плате. Калужский коммутатор (фото 6) изготовлен радиво. Индикаторное сопротивление - покупное, со размеренной чертой. Старый "чебоксарец" (фото 7) откровенно не приглянулся. Индикаторное сопротивление - в виде неопрятной спирали из узкого медного провода. Ремонтопригодность нехорошая - винты припаяны к плате. А вертикально установленные элементы просто могут отвалиться при тряске.
Таким макаром, из 4 "современников" на "Волге" могут кататься двое - "староосколец" (фото 4) и "калужанин" (фото 6). Резистор 1402.3729 им противопоказан, а катушка может быть хоть какой - как Б116, так и 31.3705. К огорчению, под капоты сегодняшних "волжанок" временами проникает откровенная халтура, свирепо убивающая мемуары о некогда неотказном автомобиле.
Рис. 1. Традиционная схема бесконтактного зажигания "Волги": 1 - датчик-распределитель; 2 - коммутатор; 3 - дополнительный резистор; 4 - катушка зажигания.
Рис. 2. График нарастания тока в катушке с дополнительным резистором и без него. Заштрихованная область - это и есть перегрев коммутатора.
Фото 1. Коммутатор 13.3734-01 (Старенькый Оскол). Родоначальник систем бесконтактного зажигания для "Волги". Собственного рода идеал - размещение компонент кропотливо обмыслено, теплоотвод от силового транзистора неплохой. Применим только с дополнительным резистором. Ток разрыва - 6,5 А.
Фото 2. Коммутатор 13.3734 (Ульяновск). "Двойник" старооскольского "дедушки". Размещение компонент исходя из убеждений вибро- и ударопрочности несколько ужаснее, но в целом - приемлемо. Выбор силового транзистора неудачен. Применим только с дополнительным резистором. Ток разрыва - 6,5 А.
Фото 3. Коммутатор 468 332 007 АНАЛОГ 13.3734 (Ульяновск). Иллюстрация к поговорке "Наилучшее - неприятель неплохого". Для частей почему-либо не хватило места на одной стороне платы - пришлось использовать "изнанку". Термический режим транзистора трагический. Применим только с дополнительным резистором. Ток разрыва - 6,5 А.
Фото 4. Коммутатор 131.3734 (Старенькый Оскол). Доброкачественное изделие с обмысленным расположением частей и неплохим теплоотводом от транзистора. Индикаторный резистор - нихромовая спираль из 2-3 витков. Применяется без дополнительного резистора. Ток разрыва - 7,3 А.
Фото 5. Коммутатор 468 332 008 АНАЛОГ 131.3734 (Ульяновск). Очень тяжкий термический режим транзистора. Индикаторный резистор в виде печатного проводника на плате не обеспечивает четкой регулировки тока разрыва. Очень безуспешно размещены элементы, безграмотно изготовлена проводка. Применяется без дополнительного резистора. Ток разрыва - 6,6 А.
Фото 6. Коммутатор 90.3734 (Калуга). Наилучший в собственном классе. Индикаторный резистор - покупной, со размеренной чертой. Красивый теплоотвод от силового транзистора забугорного производства. Высочайшая вибро- и ударопрочность конструкции. Применяется без дополнительного резистора. Единственный прокол - очень большой ток разрыва: 9,8 А катушка может не выдержать...
Фото 7. Коммутатор 94.3734 (Чебоксары). Ухудшенная копия старооскольского 131.3734. Индикаторный резистор - спираль из медного провода, сопротивление которой очень находится в зависимости от температуры. Низкая ремонтопригодность. Нехорошая вибро- и ударопрочность. Применяется без дополнительного резистора. Ток разрыва - 6,8 А.
Катушки зажигания - "древняя" Б116 и "новенькая" 31.3705.