АЛЛО, КОММУТАТОР?
АЛЛО, КОММУТАТОР?
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
АЛЛО, КОММУТАТОР?
ОНИ УПРАВЛЯЮТ ЗАЖИГАНИЕМ "САМАРЫ"...
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
Со времени выхода предшествующей статьи о коммутаторах для "Самары" (ЗР, 1998, № 11, с. 78) прошло два с излишним года. Напомним, особенного рвения к работе те конкурсанты не показали - из 11 участников до финиша добрались восемь. Что поменялось с того времени?
Сначала, коммутаторы приметно похудели - одиночные радиоэлементы равномерно уступают место интегральным сборкам. С упаковкой дела похуже - половина изделий как и раньше продается в оголенном виде. Пора бы объявить им бойкот, но любопытство все-же посильнее. Получаем 6 коммутаторов - четыре "наших" и два привезенных из других стран. Снаружи изделия похожи - только тольяттинский "Пульсар" состоит из 2-ух частей, так как содержит октан-корректор. Но сейчас нас заинтересовывают только сами коммутаторы - токи употребления, разрыва и разряда, время разряда и т. п. Покупки попеременно устанавливаем на лабораторный щит и проверяем при различных напряжениях питания и нескольких частотах искрообразования (см. табл.).
До того как осмысливать результаты, вспомним азы теории. Коммутаторы "Самары" могут нормировать время скопления энергии в катушке зажигания - другими словами, при подаче сигнала с датчика Холла ток через катушку потечет не сходу, а с необходимым запаздыванием. Смысл обычный - для чего никчемно расходовать электроэнергию и греть выходные транзисторы? Кстати, при желании можно оценить коэффициент полезного деяния системы - чем выше отношение тока разрыва к току употребления, тем лучше.
А сейчас смотрим в таблицу. Она обнадеживает, так как результаты 6 участников фактически схожи. "Прокололся" только № 5 - при понижении питания до 6 В "германец" (кстати, не имевший упаковки!) почему-либо отказался пробивать стандартный искровой просвет в 7 мм. Другие коммутаторы во всевозможных режимах вели себя прилично, а поэтому полностью могут ездить под "самарскими" капотами. Тому содействует и стоимость - приблизительно по 5-6 у. е.
А ОНИ В ОДИНОЧКУ НЕ РАБОТАЮТ
Что касается встречающихся в продаже двухканальных коммутаторов 84.3734 (фото 7) и 6420.3734 (фото 8), то им на обыкновенной "Самаре" делать нечего. Подобные изделия созданы для выпускавшихся некогда автомобилей с микропроцессорной системой зажигания и могут работать только "на пару" с контроллерами типа МС-2713-01 и им схожими.
Был период, когда по каким-то неизвестным причинам они стоили чуть не дешевле обычных, а поэтому их приобретение числилось экономически оправданным, но сейчас это не имеет смысла. Неординарные методы подключения таких коммутаторов подчиненны только опытным радиолюбителям, желающим перевести свою "Самару" на зажигание со статическим рассредотачиванием энергии - в данном случае оба канала будут применены по предназначению. Что касается рядовых "самарцев", желающих ограничить свое общение с электрикой обычным втыканием вилки в розетку, то им проще не страдать и приобрести обыденный коммутатор.