НА Фронтальном КРАЕ
НА Фронтальном КРАЕ
КЛУБ Автовладельцев
/НОУ-ХАУ
НА Фронтальном КРАЕ
ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ Сейчас - ПРОДУКТ Больших ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ
Условия, в каких работают щетки, по другому как экстремальными не назовешь. "С открытым забралом" они встречают и песок, и соль, и камешки. Поблажек никаких: и грязь смахни - не размажь, и стекло не поцарапай, и послужи дольше, да еще будь прекрасной. Нынешний "дворник" отличается от собственного прадеда, как микроволновая печь от электроплитки. "Поумнела" и система управления: датчик дождика сейчас не уникальность даже на автомобилях среднего класса (пример - "Peugeot 406").
Автоконцерны уже давненько не разрабатывают стеклоочистители для собственных новых моделей - прибыльнее обратиться к "узеньким спецам". Европейский фаворит в поставках этих изделий на фабрики - французская компания "Валео". Вобщем, она же одна из первых и в Новеньком Свете: 44% автомобилей "Дженерал моторс" сходит с сборочного потока со щетками "Валео". Французы проектируют и выпускают все составляющие системы - от датчика дождика и моторчика стеклоочистителя до самой щетки. Подбирают усилие пружины, форму спойлера - аэродинамика в зоне ветровых стекол у всех автомобилей различная, потому его проектируют для каждой модели и изготавливают как одно целое с поводком щетки.
Мы побывали на заводе во Франции, где раз в день создают выше 100 тыщ (!) щеток Знакомство началось с лаборатории испытаний. Тут изделия должны выдержать суровый экзамен: не считая незапятнанного дождичка, в меню - грязь, сауна со льдом (перепад температур от -66 до +100оС), солнечные ванны на крыше лаборатории. Естественно, есть и ультрафиолетовые лампы, но их употребляют, в главном, зимой. В парижском филиале щетки проходят и солевую обработку, хотя навряд ли здешняя лаборатория может конкурировать с столичной улицей.
Направляемся в цех. 1-ая стадия: сырую резину обрабатывают особенным порошком (состав его засекречен), а потом полученную массу неоднократно прокатывают через особые валки для наилучшего смешивания, после этого нарезают на ремни и выдерживают несколько часов при неизменной температуре и влажности. За этот период времени происходят хим реакции меж резиновой массой и порошком. Для большинства щеток (в том числе и предназначенных к продаже на русском рынке) "Валео" употребляет только натуральный каучук, лучше других сохраняющий упругость при низкой температуре. Часть щеток изготавливают из синтетических материалов. По стоимости они практически не отличаются, но по чертам малость уступают "натуральным" (кроме износостойкости - у "синтетики" она чуток выше). Так в чем все-таки выигрыш? Для производства последних не нужна гевея, из сока которой и добывают натуральный каучук - защита природы!
Последующий шаг - создание "резинки". Выдавленную из экструдера ленточку немного обжаривают в микроволновой печи (для сохранения профиля), потом основательно пропекают уже на "гриле" (здесь происходит вулканизация), после этого поочередно хлорируют, графитируют, сушат, маркируют и, в конце концов, нарезают на кусочки подходящей длины. В маркировке (на основании резинки) зашифрованы год и неделя выпуска, состав консистенции, начало либо конец партии (А - 1-ая тыща, В-вторая тыща). Графитирование не только лишь поверхностное, да и в массе, потому даже при маленьком износе щетка не "дробит".
На одной и той же полосы создают "резинки" к щеткам и для сборочного потока (к примеру, "Пежо" либо "Audi"), и для реализации в запчасти (а именно, к нашим "ладам", "москвичам", "волгам") - разработка одна и та же. На всех стадиях производства - кропотливый контроль: состав консистенции, характеристики приобретенной "резинки", точность профиля и т.п. Последняя разработка "Валео" - двойной экструдер: смесь 1-го состава подается вовнутрь "резинки", другого - в поверхностный слой. Пока по новейшей технологии выпускают относительно маленькие партии - недешево!
Конструкций каркаса щетки - три. Самая обычная и доступная: основная дуга железная, а малые дуги (поддерживающие резинку с направляющими) - пластмассовые; шарнир - загнутые вовнутрь, в пластмассу, лепестки железной дуги. Сборка автоматизирована, один бот собирает до 1000 щеток в час. Невзирая на простоту, конструкция эта очень надежная. Она же и часто встречающаяся - около 45% выпускаемых на заводе щеток.
Другой вариант: все дуги - железные, шарниры - завальцованные оси. Меж дугами, в шарнирах, пластмассовые вкладыши: контакта металл-металл нет, а означает, меньше шума и коррозии. Такие щетки дороже, их толика около 30%.
В конце концов, стопроцентно пластмассовые щетки. Они для заднего стекла автомобиля, где их не спрячешь под закраину капота - тут важен стильный дизайн. Обычно, собирают их (только вручную) совместно с поводком - также пластмассовым. Таких - около 25%. Проявили нам и бывалые эталоны задних щеток со интегрированной форсункой омывателя - льет только туда, куда необходимо - и расход воды гораздо меньше, и регулировать нечего.
Еще одна новинка компании - серия "Силенцио" (Silencio) (в переводе - "бесшумно") снабжена индикаторами износа - наклейками желтоватого цвета на боковине каркаса. После установки наклейку нужно снять, под ней - темный кружочек (его видно с водительского места через ветровое стекло). Он реагирует на уф-излучение: как пожелтеет - щетки пора поменять. Резина старится под действием воздуха и света независимо от того, работает щетка либо нет (вспомните, что и на шины есть гарантийный срок хранения). В политре "Силенцио" модели и для русских авто. Естественно, на наших дорогах, когда на стекле больше песка, чем воды, "резинка" может измочалиться ранее, чем состарится. Но уж если индикатор пожелтел - нужно поменять, не задумываясь. Хотя любителям затачивать изношенную резинку о бетонную стенку, наверняка, проще поменять стекла.
Оптический щит для зрительного контроля профиля "резинки".
Командный пульт
"резинового" цеха.
Серия "Силенцио" с индикатором износа.
Задняя щетка и поводок -
в едином стиле.
"Кривые" щетки в точности повторяют форму кромки ветрового стекла.