ТАЛАНТ ЮРИЯ ДОЛМАТОВСКОГО
ТАЛАНТ ЮРИЯ ДОЛМАТОВСКОГО
ТЕХНИКА
ТАЛАНТ ЮРИЯ ДОЛМАТОВСКОГО
70 годов назад Юрий Долматовский принес в редакцию "За рулем" авто рисунки-заставки. Идеально исполненные, они привнесли дух Баухауза в графику журнальчика, сделали его вид более авангардным. И позже Юрий Аронович развивал этот дух авангардизма в рисунках, статьях, обзорах, книжках. Не только лишь во наружной манере, да и в сущности.
Начав работать в области авто кузовостроения, Долматовский, пожалуй, первым в нашей стране сообразил роль художественного конструирования, роль строительного дизайна автомобиля. Он был не только лишь отлично знаком с работами специалистов-кузовщиков - Сахновского и Ама, Фарины и Бюрига. Он осознавал, что роскошный вид машины неразрывно связан с ее конструкцией. А означает, дизайнер должен быть эрудитом: разработка и новые материалы, традиции и история, социальные запросы и климатические условия - все это нужно взвесить, учитывать, сопоставить до этого, чем создать вид новейшей модели.
Юрий Аронович не только лишь провозглашал новые концепции. Он осознавал, что нужно прививать автомобилистам, включая инженеров, конструкторов, технологов, высшую техно культуру. Делал он это самозабвенно и безустанно: хороший десяток книжек, фаворитных и особых, статьи, общественные выступления, лекции в Автомеханическом институте.
Не поддается счету, сколько людей отыскало увлечение либо путь к профессии, прочитав книжку Ю. Долматовского "Повесть об автомобиле". В годы, когда грехом числилось упоминание в печати даже заглавий забугорных моделей, он удачно знакомил читателей (и как следствие - почитателей) с новинками забугорной техники. Равномерно родилась школа, миропонимание, определенная тенденция - воспитывались приверженцы тех авангардных мыслях, которые исповедовал Долматовский.
Юрий Аронович приложил руку к созданию многих российских автобусов, грузовиков, легковушек. Он стремительно завоевывал авторитет посреди профессионалов, где бы он ни работал: на ЗИСе, в НАМИ, во ВНИИ технической эстетики, в НИИАТе. Еще на ЗИСе, в 1941 году он совместно с группой коллег занес идею заднемоторного автомобиля. Предложенная ими сборка позволяла понизить массу машины, сделать лучше аэродинамические свойства, открывала новые дизайнерские способности. На самом деле, Долматовский выступил зачинателем сотворения однообъемного кузова за длительное время до того, как его благословили тенденции последних лет.
Потом Юрий Аронович методически развивал свою идею в сделанных под его управлением концепт-карах: НАМИ-013 (1952 год), "Белка" (1956), ВНИИТЭ-ПТ (1964), "Макси" (1967).
Для многих, и в особенности для читателей "За рулем", Ю. А. Долматовский представлялся таким нескончаемым памятником, олицетворяющим передовые начинания российского автопрома. Кандидат технических наук, активный член бессчетных комиссий и деятельных групп, председатель авто секции столичного Дома ученых, Юрий Аронович был вездесущ. Читательские конференции "За рулем", научные симпозиумы, слеты "самодельщиков", парады древних автомобилей, выставки - все укладывалось в бескрайний круг его интересов.
Как подабает монументу, Долматовский "стоял" на серьезном фундаменте. Интеллигентный человек, начитанный, знавший несколько языков, он - пример для сегодняшней молодежи - обладал идеальным вкусом, что много содействовало дизайнерскому делу. Приятный собеседник с великодушными манерами сходу располагал к для себя. И если завязывался спор, отстаивал свою позицию без нажима, но твердо.
Мы не всегда связываем эти особенности нрава с проф свойствами. Но даровитость, высочайшее мастерство - они не только лишь от Бога, да и от особенностей натуры. К авто делу шестнадцатилетний парень Долматовский прикоснулся, как и все дети - и тогда сейчас - благодаря романтичному увлечению отрисовывать машины. А вот нрав позволил увлечению вырасти в устойчивую приверженность на всю жизнь.
"На всю жизнь..." Она была долгой - 85 лет и полнокровной. Нам всем будет недоставать этого нестандартного человека.
В подписях применены цитаты из книжки
Ю. Долматовского "Мне нужен автомобиль".
Сельскохозяйственный вариант "Белки" - НАМИ-А50. За рулем - Долматовский. "Министр и другие ответственные лица произвели осмотр "белок"; в отделах и управлениях министерства заговорили о выпуске народного автомобиля..."
Долматовский рядом с опытным НАМИ-013: "Возникновение "тринадцатого" в новеньком виде совпало с демонстрацией на экранах пользующегося популярностью южноамериканского кинофильма "Тарзан"... Московские мальчишки подметили сходство меж физиономией мортышки Читы из кинофильма с внешним обликом "тринадцатого". Сейчас наши выезды сопровождались кликами: "Ребята, Чита едет!".