Вступление К БИОГРАФИИ
Вступление К БИОГРАФИИ
ТЕХНИКА
/РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬ!
Вступление К БИОГРАФИИ
Новенькая "НИВА" Очами СОЗДАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ / ВАЛЕРИЙ ДОМАНСКИЙ,
ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ПРОЕКТА VAZ 2123
Картинки / ВАДИМ ЕВДОКИМЕНКО,
АЛЕКСАНДР ЗОЛОТНИЦКИЙ,
АЛЕКСЕЙ ПЛЮХИН, ВАЛЕРИЙ СЁМУШКИН
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
На данный момент тяжело именовать определенную дату начала проектирования новейшей "Нивы". Конструкторы готовили принципно новые агрегаты для грядущего полноприводника еще в 80-е годы, окончив модернизацию прежнего автомобиля (другими словами подготовив VAZ 21213). Но главные работы развернулись сначала 90-х.
Какие главные задачки мы ставили при проектировании нового автомобиля, чем он должен отличаться от имеющегося?
Естественно, бо'льшим удобством, в особенности для задних пассажиров. Cоответствовать требованиям по безопасности, экологии, наружному шуму, серьезно изменившимся с 1974 года, когда делали VAZ 2121 (отчасти их выполнили в 1992-м при модернизации "Нивы"). Сразу требовалось убрать известные недочеты прежней машины, сохранив плюсы, 1-ое из которых - красивая проходимость. Ресурс "23-й" был определен в 140 тыс. км против 100 тыс. км у VAZ 2121. В конце концов, новый автомобиль необходимо создавать на имеющихся технологических линиях - в особенности это касается механо-
сборочного производства.
Чтоб VAZ 2123 увидел свет, приходилось идти по пути глубочайшей модернизации старенькых узлов, откладывая разработку новых. Многие агрегаты, ну и сборка в целом, думали другими; надеюсь, когда-нибудь мы увидим их - на последующем полноприводнике ВАЗ. А пока - опытно-промышленное создание (ОПП) приступило к сборке "23-й"...
КУЗОВ
Конструкторы, дизайнеры, технологи прорабатывали несколько вариантов вида. Так, была мысль делать маленькую и длинноватую машины - наподобие "тойот", "ленд-роверов" и др. Но в массовом производстве две разные по длине базы неудобны. В конечном итоге решили: к "21-й" "Ниве" добавляем столько, сколько по минимуму необходимо для удобства и по максимуму - позволяет разработка. База выросла на 250 мм, а длина (без запасного колеса) - всего на 100 мм. Геометрическая проходимость фактически не усугубилась; автомобиль получил настоящее трехместное заднее сидение и 5 дверей в главном варианте. Багажник, к огорчению, приметно прирастить не удалось - практически весь рост "ушел" на салон. Стала лучше аэродинамика: у старенькой "Нивы" Сх = 0,58...0,6, у новейшей приблизительно 0,45, другими словами на уровне "самар"!
У VAZ 2123 на шаге конструирования предусмотрели подушки безопасности, климатическую установку и остальные современные устройства. Защита от коррозии - на уровне "10-ки".
В этом году в продажу пойдут 5-и дверные универсалы; позднее появятся пикап и фургон с таким же расстоянием меж осями, но огромным задним свесом. Не исключаю, что когда-нибудь мы вернемся и к идее "поиграть" колесной базой.
Движок
Предусмотрена целая палитра бензиновых моторов, все с обычным для ВАЗа межцилиндровым расстоянием 95 мм. Правда, пока готов только 1-ый - 1,7-литровый VAZ 2123. Вот главные отличия от известного VAZ 21213, устанавливаемого на сегодняшнюю "Ниву": в приводе клапанов - гидроопоры рычагов; натяжитель цепи также стал гидравлическим, а сама цепь - однорядной; система питания - распределенный впрыск горючего, которым, как и зажиганием, командует электроника; на выпуске - каталитический нейтрализатор, требующий только неэтилированного бензина АИ-91-95. Все это позволило упростить техническое сервис, понизить шум и, главное, выполнить нормы Евро II, даже с припасом на многообещающие требования. Не считая того, вырос вращающий момент, в особенности при 1000-2000 об/мин, так что ехать на машине и легче, и приятнее. Подобные моторы под индексом VAZ 21214-10 уже серийно устанавливают и на прежние "нивы" (к этим движкам ЗР возвратится в ближайших номерах - ред.).
Приблизительно в 2002 году рассчитываем начать создание унифицированных 1,8- и 2-литровых бензиновых моторов мощностью до 83 кВт. Их дополнят турбодизели - барнаульский ВАЗ-3431 и какой-нибудь ввезенный.
Коробка
Еще в конце 80-х был разработан так именуемый "моноблок" - легкий малогабаритный агрегат, объединяющий двухвальные коробку и раздаточную коробку. К огорчению, освоить их не позволили денежные предпосылки (напомню одну из их - "10-ка" всасывала практически все ресурсы). Тогда модернизировали старенькые агрегаты - издержки составили только третья часть от начальных.
Итак, коробка заполучила удлинитель, в каком располагаются тяги механизма переключения. Рычаг переехал поближе к водителю, а четкость переключения возросла. Раздаточная коробка отодвинулась от коробки на 250 мм. Новый, более длиннющий промежный вал позволил не центрировать "раздатку", снабженную третьей опорой. Вибраций на кузов сейчас передается куда меньше. С визгом шестерен совладали, перейдя на маленький модуль - 2,25 заместо 2,5. Кстати, на старенькые "нивы" с октября 2000 года ставят раздаточные коробки с новыми зубчатыми колесами.
Однообразные карданные валы передают вращающий момент на фронтальный и задний мосты. Поточнее, впереди, как и на прежних "нивах", не мост, а редуктор, но на "23-й" он наконец получил свою подвеску. Древняя конструкция, когда редуктор крепился к агрегату, доставила много мигрени и создателям, и обладателям "нивы". Ведь реактивный момент нагружал весь агрегат и передавался на кузов всего через три опоры, что вынуждало делать их очень жесткими! Отсюда - нескончаемые на "нивах" вибрации... Не единожды конструкторы решали пробы отсоединить редуктор от агрегата - на моделях 2121, 21213 серийное создание не позволило вводить суровые конфигурации, а 2122 и 21215 никак не назовешь массовыми...
Итак, известные по старенькой "Ниве" узенькие места в коробки расшиты. А очереди ожидают последующие - ведь более массивные моторы потребуют усиления узлов. Более крепкие редукторы, дифференциалы, полуоси готовы (они пойдут на сборку еще ранее, чем
2-литровый мотор), а вот с коробкой труднее. Она выдержит 160, от силы 165 Н.м, а движок, похоже, способен на большее. Разумеется, придется находить коробку на стороне либо вновь усиливать прежнюю.
ПОДВЕСКА
Самые 1-ые эталоны VAZ 2123 ездили по Тольятти и вокруг на "мак-ферсонах" впереди и сзади, показывая очень хорошие устойчивость, плавность хода, проходимость. Но от таковой схемы пришлось отрешиться по целому ряду обстоятельств. Основная - отсутствие действующего производства (либо средств на подготовку нового) для узлов "Мак-Ферсон". К тому же амортизаторные стойки отымали место в багажнике, и без того маленьком, добивались реечного управляющего механизма. А рейка, которую тогда, по примеру "самар", располагали вверху, вынуждала передвинуть агрегат вперед приблизительно на 75 мм, так что и под капотом становилось некрасиво тесновато... В общем, сначала из экономии возвратились к схеме старенькой "Нивы" и стали ее перерабатывать.
В фронтальной подвеске укорочены верхние рычаги и удлинены нижние, так что плечо обкатки приблизилось к нулю. Машина стала более устойчивой. Увеличенный ход подвески востребовал уникальных амортизаторов и пружин. Ось верхнего рычага наклонили вспять, понизив центр наклона и избавившись от галопирования на неровностях.
В задней подвеске пробовали применить другой направляющий аппарат, чтоб на ухабах мост прогуливался только вверх-вниз, но не вбок. Делему удалось решить малой кровью - тяги остались те же, а вот рессоры, на 2121 наклоненные практически под 45°, сейчас стоят практически вертикально. Конкретно они заставляли старенькую "Ниву" на единичной выпуклости закидывать задок в сторону. Сам мост - опора из низколегированной стали несколько раздался вширь (задняя колея увеличена на 20 мм, приблизительно до размеров фронтальной).
Колеса для "23-й" избрали обычного для полноприводников посадочного поперечника 15 дюймов, шины размерностью 205/70 и 205/75. Сравним их с колесами прежней "Нивы": поперечник первой несколько меньше, что на 10 мм уменьшило дорожный просвет под редукторами. Вернемся тут к проходимости. "Против" нее выступило повышение массы, уменьшение клиренса на шинах 205/70, рост базы. "За" проголосовали более тяговитый мотор и наилучшая геометрия "брюха" - мы убрали кое-какие выступающие части. Так что в целом новенькая "Нива" тут не уступает старенькой.
ТОРМОЗА
Конструкторы сходу предусмотрели возможность оснащения Abs - бывалые работы уже ведутся с западными фирмами. Вероятнее всего, мы совместим с ней и противобуксовочную систему. Это позволит перекрыть междуколесные дифференциалы без усложнения конструкции - при помощи тормозов.
Рулевое
Даже маленькая "Нива" отличалась томным рулем, так что мы сходу пересмотрели конструкцию привода. В управляющем механизме вал сошки заполучил вверху третью опору, а передаточное отношение возросло с 16,4 до 20,6. Маятниковый рычаг сейчас крутится на игловатых подшипниках; длины тяг оптимизированы. В итоге усилие на ободе руля (измеряется на месте на сухом асфальте) удалось понизить с 30-32 кгс до 18-19 кгс, как на "самарах"! Электроусилитель руля (мы тщательно писали о нем в ЗР, 2000, № 10 - ред.) позволит еще облегчить руль - до 4-5 кгс. Правда, увеличенное передаточное отношение сделало руль более "длинноватым" - сейчас, чтоб повернуть колеса от упора до упора, нужно сделать 4,5 оборота баранкой. Может быть, с усилителем мы вернемся к прежнему передаточному отношению и 3,75 оборота.
Вот, в самых общих чертах, конструкция "Нивы" VAZ 2123. Как удалось нам решить задачки, поставленные при разработке машины? Окончательный ответ - за потребителем, которому, надеюсь, не придется длительно ожидать массового производства и которого, верю, наш автомобиль не разочарует.
От редакции. Главный вопрос, который задают всем, кто имеет отношение к новейшей "Ниве", - естественно, "когда?". Разумеется, в январе машины появятся в продаже по стоимости около 8 тыс. баксов; всего в этом году силами ОПП должны собрать 1,5-2 тыс. шт. VAZ 2123. Когда ждать начала массового производства - вопрос непростой, ибо пока непонятно даже, где его расположат. Там ли, где выпускают сегодняшнюю "Ниву" VAZ 21213, либо на площадях вновь образованного СП... Ведь, напомним, большой энтузиазм к машине проявила компания "Дженерал моторс".
Мы уже пару раз докладывали о сроках начала продаж VAZ 2123, и каждый раз невольно вводили читателей в заблуждение. Создание отодвигалось с 1998-го на 1999-й, позже еще на год... Сейчас выпуск первых, пусть маленьких партий товарных автомобилей близок, как никогда: сами удостоверились в Тольятти, когда готовили статью. Новые машины так и сновали меж опытно-промышленным созданием и НТЦ.
Постучим по дереву и пожелаем новейшей "Ниве" фортуны - не наименьшей, чем прежним машинам...
СЛОВО ДИЗАЙНЕРУ
ВАЛЕРИЙ СЁМУШКИН, Создатель ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ VAZ 2121 и 2123
Над новейшей "Нивой" мы задумывались еще в 1977-м, когда "древняя" (для нас уже тогда) только встала на сборочный поток. К 1992 году обусловилось реальное направление: разрабатываем 5-и дверный автомобиль. 10-ки тыщ км за рулем моей старенькой "Нивы" давали осознание, какой быть "Ниве" новейшей. Я не считал, что автомобиль должен быть снаружи брутальным. Не вездеход типа "Хаммера" наша "Нива", а легковой, завышенной проходимости, автомобиль. А для чего же машине показывать то, чего в ней нет? Моя "Нива" должна смотреться спокойно-уверенной. Быть собственной на природе и в городке, в зимнем лесу и в глубочайшей колее. Приглянуться и 25-, и 50-летним водителям обоих полов. Смотреться современно и через 20 лет. Сложная задачка? Но у дизайнера-художника есть совсем необычная возможность: вложить душу в мертвый предмет, тогда и это будет практически живое существо, и оно будет принято людьми и любимо... Как стала возлюбленной "ноль 1-ая" модель, как "21-я" "Нива". И с этим автомобилем непременно будет так же. Я уверен.
Перед вами - не обычная рентген-схема, выполненная художником. Это самый реальный компоновочный чертеж с четким обоюдным расположением агрегатов.
Кстати, видите ли, генератор переехал наверх и обзавелся поликлиновым ремнем - в таковой, окончательный вид движок VAZ 2123 придет приблизительно посреди года.
Таким представлял для себя интерьер новейшей "Нивы" дизайнер Алексей Плюхин: "внедорожник подразумевает укрупненные элементы..." (набросок 1993 года).
Передняя подвеска и редуктор.
Он крепится через четыре "резинки", гасящие колебания, к поперечине подвески и стабилизатору поперечной стойкости. Кстати, в таком виде узел собирают раздельно, ставят агрегат, регулируют углы установки колес и единым блоком подают на сборочный поток.
У раздаточной коробки сейчас три опоры и только один рычаг: при продольном перемещении включают I - II ступени, при поперечном блокируется межосевой дифференциал.
Новенькая конструкция тише и удобнее.