ИСКРА ДУПЛЕТОМ
ИСКРА ДУПЛЕТОМ
КЛУБ Автовладельцев
Кандидатура
ИСКРА ДУПЛЕТОМ
Катушкой зажигания быть нелегко. Обычно, она - одна, а цилиндров - много.
Миша КОЛОДОЧКИН
Приходится катушке сотрудничать с высоковольтным распределителем - в одиночку ей все свечки не обслужить. Распределитель чувствует свою значимость и позволяет для себя привередничать - то у него бегунок пробьется, то уголек в крышке зависнет. При всем при том отрешается работать в грязищи, но панически опасается увлажненной уборки. А если владелец вздумает установить сильную систему зажигания, то искровой разряд может просто свернуть с дороги от катушки до свечки, отыскав более маленький путь к "массе".
Чтоб избавиться от скандального коллеги, катушка обзавелась вторым высоковольтным выводом (рис. 1). Но работает двухвыводная точно так же, как и ее предшественница. Заметим, что сразу появляются не два разряда, а один! Две синхронные искры в различных цилиндрах - по сути один и тот же разряд, ток которого протекает через поочередно соединенные искровые промежутки свеч. При всем этом полезна только одна из упомянутых искр - чтоб разобраться в этом, обратимся к рис. 2.
Выводы левой по схеме катушки зажигания соединены со свечками первого и 4-ого цилиндров. При размыкании тока первичной обмотки катушки произойдет пробой искровых промежутков обоих цилиндров, но выделяющаяся при всем этом энергия искрового разряда распределится меж ними по-разному. Ее величина прямо пропорциональна давлению в цилиндре, потому 1-ый цилиндр имеет огромное преимущество перед четвертым, впрямую соединенным с атмосферой. В итоге в первом цилиндре произойдет воспламенение рабочей консистенции, а в четвертом никчемно рассеется энергия, сравнимая по величине с потерями в искровых промежутках разжалованного трамблера. Через один такт картина поменяется - разряд в четвертом цилиндре совпадет с окончанием такта сжатия, а в первом сработает вхолостую. 2-ая катушка аналогичным образом командует вторым и третьим цилиндрами.
Чтоб обеспечить порядок срабатывания катушек зажигания, довольно попеременно подключать к низковольтному источнику питания их первичные обмотки - схожий метод рассредотачивания искровых разрядов именуют бесконтактным либо статическим. Конкретно так работают двухвыводные катушки на "Оке" либо на "Волге" с "406-м" мотором, также на "самарах" и "москвичах", снаряженных микропроцессорными системами зажигания.
Снаружи двухвыводная катушка больше припоминает строчный трансформатор от телека, ежели свою цилиндрическую предшественницу. Это разъясняется конструктивными причинами - трудно расположить два высоковольтных вывода в маслонаполненном железном корпусе, обеспечив им должную плотность. Сегодняшние катушки - сухие, залитые полимерными компаундами.
Приобрести двухвыводную катушку сейчас достаточно просто - нам удалось приобрести 5 разных экземпляров (фото 1-5). Вообщем говоря, они все должны уметь сотрудничать с разной "электроникой" - от двухканальных коммутаторов типа 42.3734 до всеохватывающих систем управления впрыском и зажиганием типа МИКАС либо АВТРОН. На "половинке" мотора в "Оке" "пару" катушке составляет обычный коммутатор типа 3620.3734.
Электронные характеристики катушек приведены в таблице.
Так как характеристики катушек № 2-4 фактически совпадают, то по своим выходным чертам они взаимозаменяемы. В сопоставлении с ними у катушки № 5 наименьшее значение индуктивности первичной обмотки, а поэтому энергия, запасаемая для искрообразования, у нее также меньше. Соответственно, ужаснее свойства искрового разряда. Вобщем, все 5 катушек при проверке на щите обеспечили требуемое по эталону бесперебойное искрообразование и показали краткосрочную работу на искровой разрядник с зазором 12 мм. Все же, читателям мы советуем сначала катушки № 2 и 3, а при их отсутствии - № 1 и 4. Катушку № 5 лучше обойти стороной.
Рис. 1. Одно- и двухвыводные катушки зажигания: практически однообразные, но - совсем различные... Начало и конец каждой из обмоток условно обозначены знаками Н и К. В двухвыводной катушке отсутствует контакт меж первичной и вторичной обмотками, при всем этом вторичная обмотка состоит из нескольких секций и размещается поверх первичной.
Рис. 2. Так работают две двухвыводные катушки зажигания в четырехтактном 4-х цилиндровом движке. Красноватым цветом условно отмечены моменты "полезного" искрообразования, голубым - "холостые" разряды.
1. Катушка 29.3705 - "бабушка" российских двухвыводных катушек.
Производитель - АО "МЗАТЭ". Когда-то предназначалась для первых "микропроцессорных восьмерок". Издавна снята с производства, но в продаже еще встречается. По мере надобности подмены можно применить 3012.3705 либо 3022.3705, при этом подменять лучше обе катушки сходу.
2. Катушка 3012.3705.
Производитель - АО "МЗАТЭ". Создана для ВАЗов и ГАЗов, может поменять "старушку" 29.3705.
3. Катушка 3022.3705.
Производитель - АО "МЗАТЭ". Отличается от 3012.3705 наличием скоб крепления, созданных для установки на автомобилях АЗЛК-21412 в составе микропроцессорной системы зажигания.
4. Катушка КЗ-1.
Производитель - НПО "Молния" (Уфа). Поставляется на КамАЗ для комплектации автомобилей "Ока". По сопоставлению с прошлыми изготовлена достаточно гнусно: бандаж из кровельного железа, заливочный компаунд неоднороден и содержит пузырьковые включения и т. п. Навряд ли характеристики таких изделий могут быть размеренными.
5. Катушка КЗ12-1.
Производитель не опознан. Не приглянулась по всем статьям - к недочетам катушки КЗ-1 добавились неординарные размеры низковольтных выводов. Советовать к применению не можем.