КАРМАННЫЙ ЭКСПЕРТ
КАРМАННЫЙ ЭКСПЕРТ
КЛУБ Автовладельцев
Ассистент
КАРМАННЫЙ ЭКСПЕРТ
Особый индикатор позволяет проводить экспресс-контроль чистоты топлив и масел.
Денис БОРОВИЦКИЙ
На пути от раздаточной емкости завода-изготовителя до потребителя горюче-смазочные материалы, облизав стены бессчетных трубопроводов, цистерн, бочек, канистр, впитывают в себя много грязищи. В движке к ней добавляется собственная - продукты износа. Масло ранее положенного срока теряет свои характеристики, стремительно чернеет, окисляется. Как найти, не пора ли его поменять?
Если б не длиннющий хоботок фотоэлектрического датчика-щупа, гнездо штекера блока питания и электрическое табло, индикатор просто перепутать с пробником свеч зажигания - так похожи их корпуса. "Очами" прибору служат запрятанные в носике щупа излучатель и фотоприемник. Попав в анализируемую жидкость, оппоненты рассматривают друг дружку через разделяющую их среду и докладывают о "падении зрения" на электрический блок. Электроника конвертирует приобретенные данные в проценты загрязнения воды и выводит их на цифровой индикатор.
Приобретенный итог, естественно, величина относительная: почти во всем зависит как от равномерности рассредотачивания загрязнения в объеме пробы, так и от точности калибровки прибора. Например, для определения загрязненности моторного масла его пробу нужно брать сходу после остановки мотора, пока взвешенные частички не осели на дно картера. При этом сливать все масло совсем не требуется. Довольно одной капли со щупа-измерителя, которую помещают конкретно в чувствительную зону на рабочем конце датчика. Если же масло успело отстояться, не поленитесь хорошо его перемешать - очевидно, не щупом пробника, по другому есть риск разрушить его чувствительные элементы.
Принципиально отметить, что индикаторы держут под контролем относительную чистоту технических жидкостей и совсем не годятся для исследовательских целей. Потому перед тестированием нужно заложить в память прибора эталонные характеристики, относительно которых и будет выполняться отчет. Образцом может служить, например, канистра масла из фирменного магазина либо класс чистоты продукта, обозначенный в сопроводительных документах. Так, заводская регулировка предугадывает, что индикация "0,00" соответствует моторному маслу с классом чистоты (ГОСТ 17216-71) не ужаснее тринадцатого. Отклонение - например, "2,00" - гласит о том, что на каждые 100 г незапятнанного масла приходится около 2 г примеси. И напротив, если показания индикатора имеют точку в конце числа (к примеру, "0,15."), это показывает приемущество тестируемой среды над избранным образцом. Следует также держать в голове, что масла разных производителей могут отличаться цветом. Потому, чтоб тестировать содержимое некоей упаковки "Шелл", сначала купите канистру реального "шелловского" масла и по нему оттарируйте прибор.
Если нужно проверить загрязнение других технических жидкостей, установку нуля и корректировку чувствительности индикатора создают аналогично, опуская датчик в раствор с заблаговременно известной концентрацией примесей. Образцы можно также заказать в хим лаборатории либо, в последнем случае, сделать без помощи других.
Имея данные о максимально допустимых концентрациях товаров износа и других загрязнителей, можно предсказывать срок службы и подмены моторных и трансмиссионных масел, других технических жидкостей, используемых в автомобиле. Также уберечься от покупки горюче-смазочных материалов непонятного свойства. Финансовая выгода от внедрения индикатора еще выше его цены (600-900 рублей).