СКОЛЬЗКОЕ ДЕЛО
СКОЛЬЗКОЕ ДЕЛО
Тесты
ТЕСТ
СКОЛЬЗКОЕ ДЕЛО
Испытываем нешипованные зимние шины посадочного поперечника 14'.
Анатолий КАРПЕНКОВ, Сергей ОСОКИН. Фото Игоря Твердунова
Шины без шипов мы избрали преднамеренно. Имея бесспорное преимущество на скользких, оледенелых дорогах, ошипованные покрышки проигрывают обыденным на асфальте, гремят и никак не делают лучше проходимости в рыхловатом снегу (подробнее ЗР, 1997, № 11; 1998, № 9, 10). Не случаем водители, чьи маршруты пролегают по улицам городов (а тут асфальт или чист, или покрыт слоем рыхловатой черной каши), не хотят напрасно тратиться на шипы. И многие фабрики выпускают зимние шины, конструктивно вообщем не созданные для шипования. Вприбавок, нам было любопытно изучить характеристики конкретно самих шин, определяемые рисунком протектора, составом, конструкцией, размерами...
ЧТО ИСПЫТЫВАЛИ
Из всего контраста 14-дюймовых шин мы для начала специально избрали представителей различных ценовых групп. Такими стали: "Мишлен-Ивало" ($150), "Фредестайн-Винтрек" ($80), "Тореадор МР56" ($50), "Таганка М-214" ($20) и летняя "Таганка-Партнер М-242" ($18). Указаны приблизительные цены в Москве на конец ноября.
Просто увидеть, что, к примеру, "Мишлен" практически в 8 раз (!) дороже "Таганки". Но испытуемые покрышки принципно отличаются не только лишь ценой. "Мишлен" и зимняя "Таганка М-214" созданы для шипования, а "Фредестайн" и "Тореадор" - нет. К тому же 1-ая тройка перечисленных шин - с направленным рисунком протектора. Что касается летней М-242, то она попала на тест в качестве специфичной точки отсчета. Не считая того, многие наши автолюбители и не помышляют о сезонной смене резины - очень недешево.
Не считая оценки сцепных параметров, более интересно, каково реальное приемущество дорогих шин над доступными по стоимости рядовому водителю. Как говорится, стоит овчинка выделки? Принципиально знать, кто и в каких конкретно дорожных критериях обгонит соперников. И в конце концов, как поведут себя шины, созданные для ошиповки, в сопоставлении с теми, кому шипы "не положены". Интересно и то, сколь осязаемым будет проигрыш летней шины. Те, кому недосуг смотреть за нашими изысканиями, могут сходу перейти к главе "Горная дорога".
Малость ОБ Критериях
Если честно, хлопотное это дело. Подготовка начинается за длительное время до первого снега. Но реальную мигрень приносят холода. Ведь при изменении температуры изменяются и покрытие дороги, и характеристики шин. В один прекрасный момент мы успели сделать львиную долю работы, когда под вечер вдруг замела поземка и потеплело. Пришлось дожидаться ясной морозной погоды и начинать все поначалу.
Ко всему иному, по мере того, как "дорожка" раскатывается, изменяется коэффициент сцепления. Вот почему комплекты шин в процессе заездов приходится тасовать, как будто карты в колоде. При этом из 5 зачетных попыток, чтобы исключить случайные ошибки водителя, лучший и наихудший результаты отбрасывались, а из 3-х оставшихся выводился средний. В общем, "скользкое" это дело - зимние тесты. Вот поэтому приобретенные числа нельзя считать некоторой абсолютной и четкой чертой, они только помогают выявить главные тенденции, более калоритные характеристики той либо другой шины в сопоставлении с другими.
На должности испытательного автомобиля трудился "Москвич" с французским движком "Рено-F3R (115 л. с.), снаряженный измерительным комплексом "Датрон". Температура воздуха в процессе тестов: -16... -19°С, ясно; загрузка автомобиля - частичная.
СИСТЕМА ЗАЧЕТА
Выбрав настолько различные по конструкции и стоимости шины, мы решили не выводить для каждой из их некоторый универсальный показатель, исчисляемый в баллах. Снабдив комментами результаты тестов на различных типах покрытия, мы предоставили окончательный вывод сделать читателю, зависимо от предполагаемых маршрутов движения и толщины кошелька. Для фаворита в каждом упражнении указан его средний итог в метрах либо секундах. Рядом с остальными дано отставание от фаворита. Итоговые места, занятые шинами на покрытиях, где измерялись и разгон, и торможение, выведены на базе результатов и экспертной оценки.
ЛЕД
Тормозной путь со скорости 40 км/ч. 1. "Фредестайн": 76,43 м; 2. "Мишлен": 0,77 (повышение); 3. "Тореадор": 4,07; 4. "Таганка": 5,07; 5. М-242: 7,50. Время разгона до 30 км/ч. 1. "Мишлен": 14,13 с; 2. "Фредестайн": 0,08 (отставание); 3. "Тореадор": 0,43; 4. "Таганка": 1,65; 5. М-242: 3,65. Слалом на льду. 1. "Мишлен": 24,44 с; 2. "Тореадор": 0,46 (отставание); 3. "Фредестайн": 0,73; 4. "Таганка": 1,00; 5. М-242: 1,02.
Итоговое место: 1-2 - "Фредестайн", "Мишлен"; 3 - "Тореадор"; 4 - "Таганка";
5 - М-242.
Поведение на льду, где происходит масса аварий, - очень принципиальное свойство шины. Тут хороший итог "Фредестайна" (не самой дорогой шины) не изумил. Владея мягеньким составом протекторной консистенции, куда заходит особая добавка на базе соединений кремния, она остается эластичной при низких температурах и как будто стелется по льду. Пожалуй, ее итог мог быть наилучшим и на разгоне, если б не наименьший по сопоставлению с "Мишленом" радиус качения. Наш "Москвич" не отличался плавностью отклика на педаль акселератора и в основном провоцировал срыв "Фредестайна" в пробуксовку. Мощнейший вакуумный усилитель тормозов "Лукас" сослужил не наилучшую службу при замедлениях, содействуя блокировке. Полностью возможно, на автомобиле с Abs лидерство голландской шины смотрелось бы более впечатляющим. Вприбавок, будучи самой легкой (на 1,4 кг легче "Мишлена) и менее инертной, она резвее "раскручивается" после краткосрочной блокировки колес. В основном удивил фуррор "Мишлена", созданного для шипов. Похоже, слова в маркетинговом проспекте компании о "царапающем" эффекте протектора с маленькими самозатачивающимися ламелями, оказались не пустым звуком. "Тореадор" обогнал нашу "Таганку". А М-242, что естественно для летней шины, на торможении уступила фавориту целых 7,5 м, которых в реальной жизни полностью хватит, чтоб "собрать в кучу" пару машин, остановившихся впереди на светофоре. И это, заметьте, со скорости всего-навсего 40 км/ч! Очередное принципиальное наблюдение: на шинах "Тореадор" и "Таганка" при мельчайшей разнице в тормозных силах правых и левых колес автомобиль склонен к отклонению от прямолинейной линии движения, тогда как фавориты обеспечивают отменную курсовую устойчивость.
Слалом на льду длиной 120 метров (шаг - 12 м) мы делали с фиксированной скорости входа - 20 км/ч, чтобы исключить воздействие ошибок водителя при старте с места. Дальше, если позволяло сцепление с дорогой, шофер добавлял ход. В некий мере высокоскоростной слалом давал возможность оценить сцепные свойства шин и в боковом направлении. Заодно мы косвенно перепроверили итоги разгона на льду и удостоверились: сенсации не случилось. Поменялись местами только "Тореадор" и "Фредестайн", показав близкие результаты. Плотность результатов снова подтверждает, что лед - очень опасное покрытие, и даже самая наилучшая нешипованная шина не позволяет интенсивно на нем маневрировать.
ПЛОТНЫЙ СНЕГ
Тормозной путь со скорости 80 км/ч. 1. "Мишлен": 83,37 м; 2. "Фредестайн": 0,43 (повышение); 3. "Тореадор": 6,03; 4. "Таганка": 10,56; 5. М-242: 12,03. Время разгона до 50 км/ч. 1. "Мишлен": 9,09 с; 2. "Таганка": 0,67 (отставание); 3. "Тореадор": 0,72; 4. "Фредестайн": 1,99; 5. М-242: 2,42.
Итоговое место: 1 - "Мишлен";
2 - "Фредестайн"; 3 - "Тореадор"; 4 - "Таганка"; 5 - М-242.
При разгоне на плотном снегу шириной до 4 см, лежащем на асфальтобетонном покрытии, лидировали три шины со "злым" расчлененным протектором. Более "гладкий" "Фредестайн" и летняя шина приметно отстали. Зато на торможении (пожалуй, более принципиальной характеристике) приятно изумила голландская шина, составившая конкурентнсть самому "Мишлену". От покрышки с направленным и асимметричным рисунком совсем не непременно ожидать похожих результатов на разгоне и торможении, но таковой рывок в фавориты принудил приглядеться внимательнее к "Фредестайну". Благодаря форме рисунка колеса при частичной блокировке нагребают впереди себя валики снега, которые, может быть, и помогают резвее тормознуть. А вот "Таганка", шедшая на разгоне практически вровень с "Тореадором", приметно уступила ему при торможении.
РАСКАТАННЫЙ СНЕГ
Тормозной путь со скорости
80 км/ч. 1. "Мишлен": 92,47 м; 2. "Фредестайн": 1,33 (повышение); 3. "Таганка": 13,56; 4. "Тореадор": 17,53; 5. М-242: 31,93. Время разгона до 50 км/ч.
1. "Мишлен": 9,39 с; 2. "Таганка": 0,39 (отставание);
3. "Тореадор": 0,45; 4. "Фредестайн": 1,18; 5. М-242: 2,50.
Итоговое место:
1 - "Мишлен"; 2 - "Фредестайн"; 3 - "Таганка";
4 - "Тореадор"; 5 - М-242.
На раскатанном, но не до гололеда снегу все-же есть за что "зацепиться" протектору, и на разгоне опять лидировали "злые" шины. При торможении опять-таки повеселил "Фредестайн", соперничавший с "Мишленом", тогда как другие отстали значительно. При этом "Таганка" приметно обогнала "Тореадор". А вот длина тормозного пути на летней шине просто-таки удручает.
БРУСЧАТКА ("бельгийская мостовая")
Тормозной путь со скорости
80 км/ч. 1. "Фредестайн": 83,9 м;
2. "Мишлен": 16,03 (повышение); 3. "Тореадор": 17,5; 4. М-242: 22,93; 5. "Таганка": 23,03. Время разгона до 50 км/ч.
1. "Таганка": 9,19 с; 2. М-242: 0,02 (отставание); 3. "Мишлен": 0,23; 4. "Фредестайн": 0,24; 5. "Тореадор": 0,79.
Итоговое место: 1 - "Фредестайн";
2 - "Мишлен"; 3 - "Тореадор"; 4 - "Таганка"; 5 - М-242.
Разгон на брусчатке, нередкой спутнице трамвайных путей, не принес никому очевидного достоинства. Вся "пятерка" уложилась на финише наименее чем за секунду. Но на торможении "Фредестайн" нанес сокрушительное поражение конкурентам. Видимо, решающую роль сыграли набросок, состав протектора и конструкция в целом. Будучи легкой и эластичной, эта шина интенсивно помогала работе подвески на неровном покрытии, сохраняя всепостоянство контакта (амортизаторы-то на морозе "каменеют"!). На этом фоне провал "антипода" голландской шины - "Таганки" не изумил, тогда как "Тореадор" на равных сражался с "Мишленом". Возьмите для себя на заметку, обладатели столичных шин!
Рыхловатый СНЕГ
Разгон до 30 км/ч. 1. "Тореадор":
9,80 с; 2. "Мишлен": 2,11 (отставание);
3. "Таганка": 2,61; 4. "Фредестайн": 3,02; 5. М-242: 3,04.
Намедни тестов, пытаясь выделить набросок протектора для фотосъемки, мы катали шины по снегу и направили внимание, сколь без охоты набивается он меж "шашками" "Тореадора". Может быть, способность к самоочищению и предназначила его победу в слое рыхловатого снега (20-22 см) - косвенном показателе проходимости. За отменные тормозные свойства на скользких покрытиях "гладкому" "Фредестайну" пришлось рассчитываться на целине, где он откатился на предпоследнее место.
ГОРНАЯ ДОРОГА (три круга - 4488,4 м)
1. "Мишлен": 317,37 с (ср. скорость 50,9 км/ч); 2. "Фредестайн": отставание на 14,14 (48,7); 3. "Тореадор": 15,2 (48,6); 4. "Таганка": 15,72 (48,5); 5. М-242: 24,97 (47,2).
Горная дорога автополигона с сериями поворотов различного радиуса, подъемами и спусками разной крутизны, покрытая слоем укатанного после расчистки снега с пролысинами скользкого асфальтобетона, как нельзя лучше подходила для испытаний в обстановке, "приближенной к боевой". Тут с очевидным преимуществом одолел "Мишлен", позволявший более просто, уверенно и накрепко управлять автомобилем, верно выслеживать задаваемую траекторию перемещения и без напряжения корректировать рулем и газом плавненько возникающее боковое скольжение автомобиля либо одной из его осей.
Отставание "Фредестайна" по времени прохождения трассы значительно. Но и на голландской шине поведение автомобиля осталось отлично предсказуемым, не принесло противных сюрпризов. Довольно легко удавалось выслеживать и корректировать задаваемую линию движения.
"Тореадор" и "Таганка" ненамного отстали от "Фредестайна", показав близкие результаты. Но на этих шинах нрав поведения автомобиля стал несколько "нервным". Боковые скольжения и заносы начинались довольно резко, требуя от водителя резвой ответной реакции для корректировки. Вероятнее всего, это противное свойство еще больше усугубится на заднеприводных автомобилях.
Двадцатипятисекундный проигрыш летней М-242 гласит сам за себя. Хотя нужно отметить, что поведение автомобиля очень отлично прогнозируется, скольжение начиналось плавненько. Неудача в том, что наступало оно еще ранее, чем на зимних шинах, определяя еще наименее насыщенный темп движения.
Подготовительные ИТОГИ
Снова подчеркнем: мы только начинаем знакомство с разнообразием 14-дюймовых шин и пока сделали "разведку боем". Комменты к результатам заездов посодействуют вам судить о плюсах той либо другой шины в разных дорожных критериях. Все же попытаемся кратко охарактеризовать настолько непохожих друг на друга героев рассказа.
"Мишлен" одержал убедительную победу в абсолютном зачете. Его главное преимущество - стабильность, высочайшие результаты на всех типах покрытий. Основной недочет - очень дорог. Вобщем, человек состоявшийся, в особенности обладатель массивного автомобиля, может потратиться. Эти шины и без шипов не только лишь добавят убежденности, доставят наслаждение от езды по зимним дорогам, да и обеспечат Законодательство, которая по правде дорогого стоит.
"Тореадор" - как и фаворит, обладает отменной стабильностью результатов. Только они приметно ниже, что не умопомрачительно, вспоминая о разнице в ценах. Благодаря универсальности будет хорош в самых различных дорожных критериях - от рыхловатого снега до булыжной мостовой на городских улицах. Словом, "крепкий середнячок". Управление автомобилем на этих шинах востребует от водителя большей сосредоточенности.
Главные козыри "Фредестайна": отменные тормозные характеристики на скользких покрытиях, высочайший комфорт, малый вес, упругость, малый уровень шума, приближающийся к показателям летних шин. Но "Фредестайн" все-же шина более узенькой специализации. Рыхловатый снег, целина - не ее стихия. Она, быстрее, для городских улиц и расчищенных высокоскоростных магистралей. С высочайшей ценой несколько примиряет то событие, что изготовитель советует после износа протектора приблизительно до 4 мм смело использовать ее летом, а это, согласитесь, экономия. Вприбавок, ее дизайн, отмеченный шинным "Оскаром" в 1997 году, очень элегантен и способен выделить изящество вашего автомобиля.
"Таганка" достойно сражалась с "Тореадором", но ей недостало стабильности результатов. Созданная для ошиповки, эта шина обладает более жестким составом протектора, симметричным рисунком, что и могло найти проигрыш при торможении на льду и брусчатке. Очередной недочет - самый высочайший уровень шума на асфальте. Так что для городских улиц и автострад "Таганка" - не наилучший выбор. На заснеженных пригородных дорогах звуковой аккомпанемент намного смягчается. Принципиальное достоинство - малая стоимость.
"Летний идеал" - М-242 проиграл по всем "зимним" статьям. Но не будем хитрить - сегодня не каждому по кармашку даже набор зимней "Таганки". В утешение припомним стабильность поведения 242-й на горной дороге.
Гробят ЛЮДЕЙ НЕ ШИНЫ!
И фавориты, и аутсайдеры наших испытаний имеют один суровый недостаток. Неошипованные, они в большей либо наименьшей степени становятся немощными на оледенелой дороге. Если, к примеру, на шоссе впору не увидеть прозрачной корочки льда, накатанной на "ходовом" повороте, и войти в него с "асфальтовой" скоростью - непринципиально, на летних шинах либо на победителе нашего ледового турнира, - последствия будут грустны. Водителю нужно всегда быть настороже: заранее сбавить ход, не пропустить тот момент, когда, скажем, слой плотного снега вдруг сменится сплошным катком перед светофором. Аварии на льду все-же почаще происходят из-за невнимательности, ежели из-за нехороших сцепных параметров шин.
Редакция благодарит:
ЗАО "Российское Генеральное Агентство шин Мишлен",
ЗАО "Матадор-Москва", ОАО "Столичный шинный завод", фирму "Пасифик Лайн" и ООО "ПРОМА колеса из легких сплавов" за помощь в организации теста.
"Мишлен-Ивало"
"Фредестайн"
"Тореадор МР56"
"Таганка М-214"
М-242


Тесты
ТЕСТ
СКОЛЬЗКОЕ ДЕЛО
Испытываем нешипованные зимние шины посадочного поперечника 14'.
Анатолий КАРПЕНКОВ, Сергей ОСОКИН. Фото Игоря Твердунова
Шины без шипов мы избрали преднамеренно. Имея бесспорное преимущество на скользких, оледенелых дорогах, ошипованные покрышки проигрывают обыденным на асфальте, гремят и никак не делают лучше проходимости в рыхловатом снегу (подробнее ЗР, 1997, № 11; 1998, № 9, 10). Не случаем водители, чьи маршруты пролегают по улицам городов (а тут асфальт или чист, или покрыт слоем рыхловатой черной каши), не хотят напрасно тратиться на шипы. И многие фабрики выпускают зимние шины, конструктивно вообщем не созданные для шипования. Вприбавок, нам было любопытно изучить характеристики конкретно самих шин, определяемые рисунком протектора, составом, конструкцией, размерами...
ЧТО ИСПЫТЫВАЛИ
Из всего контраста 14-дюймовых шин мы для начала специально избрали представителей различных ценовых групп. Такими стали: "Мишлен-Ивало" ($150), "Фредестайн-Винтрек" ($80), "Тореадор МР56" ($50), "Таганка М-214" ($20) и летняя "Таганка-Партнер М-242" ($18). Указаны приблизительные цены в Москве на конец ноября.
Просто увидеть, что, к примеру, "Мишлен" практически в 8 раз (!) дороже "Таганки". Но испытуемые покрышки принципно отличаются не только лишь ценой. "Мишлен" и зимняя "Таганка М-214" созданы для шипования, а "Фредестайн" и "Тореадор" - нет. К тому же 1-ая тройка перечисленных шин - с направленным рисунком протектора. Что касается летней М-242, то она попала на тест в качестве специфичной точки отсчета. Не считая того, многие наши автолюбители и не помышляют о сезонной смене резины - очень недешево.
Не считая оценки сцепных параметров, более интересно, каково реальное приемущество дорогих шин над доступными по стоимости рядовому водителю. Как говорится, стоит овчинка выделки? Принципиально знать, кто и в каких конкретно дорожных критериях обгонит соперников. И в конце концов, как поведут себя шины, созданные для ошиповки, в сопоставлении с теми, кому шипы "не положены". Интересно и то, сколь осязаемым будет проигрыш летней шины. Те, кому недосуг смотреть за нашими изысканиями, могут сходу перейти к главе "Горная дорога".
Малость ОБ Критериях
Если честно, хлопотное это дело. Подготовка начинается за длительное время до первого снега. Но реальную мигрень приносят холода. Ведь при изменении температуры изменяются и покрытие дороги, и характеристики шин. В один прекрасный момент мы успели сделать львиную долю работы, когда под вечер вдруг замела поземка и потеплело. Пришлось дожидаться ясной морозной погоды и начинать все поначалу.
Ко всему иному, по мере того, как "дорожка" раскатывается, изменяется коэффициент сцепления. Вот почему комплекты шин в процессе заездов приходится тасовать, как будто карты в колоде. При этом из 5 зачетных попыток, чтобы исключить случайные ошибки водителя, лучший и наихудший результаты отбрасывались, а из 3-х оставшихся выводился средний. В общем, "скользкое" это дело - зимние тесты. Вот поэтому приобретенные числа нельзя считать некоторой абсолютной и четкой чертой, они только помогают выявить главные тенденции, более калоритные характеристики той либо другой шины в сопоставлении с другими.
На должности испытательного автомобиля трудился "Москвич" с французским движком "Рено-F3R (115 л. с.), снаряженный измерительным комплексом "Датрон". Температура воздуха в процессе тестов: -16... -19°С, ясно; загрузка автомобиля - частичная.
СИСТЕМА ЗАЧЕТА
Выбрав настолько различные по конструкции и стоимости шины, мы решили не выводить для каждой из их некоторый универсальный показатель, исчисляемый в баллах. Снабдив комментами результаты тестов на различных типах покрытия, мы предоставили окончательный вывод сделать читателю, зависимо от предполагаемых маршрутов движения и толщины кошелька. Для фаворита в каждом упражнении указан его средний итог в метрах либо секундах. Рядом с остальными дано отставание от фаворита. Итоговые места, занятые шинами на покрытиях, где измерялись и разгон, и торможение, выведены на базе результатов и экспертной оценки.
ЛЕД
Тормозной путь со скорости 40 км/ч. 1. "Фредестайн": 76,43 м; 2. "Мишлен": 0,77 (повышение); 3. "Тореадор": 4,07; 4. "Таганка": 5,07; 5. М-242: 7,50. Время разгона до 30 км/ч. 1. "Мишлен": 14,13 с; 2. "Фредестайн": 0,08 (отставание); 3. "Тореадор": 0,43; 4. "Таганка": 1,65; 5. М-242: 3,65. Слалом на льду. 1. "Мишлен": 24,44 с; 2. "Тореадор": 0,46 (отставание); 3. "Фредестайн": 0,73; 4. "Таганка": 1,00; 5. М-242: 1,02.
Итоговое место: 1-2 - "Фредестайн", "Мишлен"; 3 - "Тореадор"; 4 - "Таганка";
5 - М-242.
Поведение на льду, где происходит масса аварий, - очень принципиальное свойство шины. Тут хороший итог "Фредестайна" (не самой дорогой шины) не изумил. Владея мягеньким составом протекторной консистенции, куда заходит особая добавка на базе соединений кремния, она остается эластичной при низких температурах и как будто стелется по льду. Пожалуй, ее итог мог быть наилучшим и на разгоне, если б не наименьший по сопоставлению с "Мишленом" радиус качения. Наш "Москвич" не отличался плавностью отклика на педаль акселератора и в основном провоцировал срыв "Фредестайна" в пробуксовку. Мощнейший вакуумный усилитель тормозов "Лукас" сослужил не наилучшую службу при замедлениях, содействуя блокировке. Полностью возможно, на автомобиле с Abs лидерство голландской шины смотрелось бы более впечатляющим. Вприбавок, будучи самой легкой (на 1,4 кг легче "Мишлена) и менее инертной, она резвее "раскручивается" после краткосрочной блокировки колес. В основном удивил фуррор "Мишлена", созданного для шипов. Похоже, слова в маркетинговом проспекте компании о "царапающем" эффекте протектора с маленькими самозатачивающимися ламелями, оказались не пустым звуком. "Тореадор" обогнал нашу "Таганку". А М-242, что естественно для летней шины, на торможении уступила фавориту целых 7,5 м, которых в реальной жизни полностью хватит, чтоб "собрать в кучу" пару машин, остановившихся впереди на светофоре. И это, заметьте, со скорости всего-навсего 40 км/ч! Очередное принципиальное наблюдение: на шинах "Тореадор" и "Таганка" при мельчайшей разнице в тормозных силах правых и левых колес автомобиль склонен к отклонению от прямолинейной линии движения, тогда как фавориты обеспечивают отменную курсовую устойчивость.
Слалом на льду длиной 120 метров (шаг - 12 м) мы делали с фиксированной скорости входа - 20 км/ч, чтобы исключить воздействие ошибок водителя при старте с места. Дальше, если позволяло сцепление с дорогой, шофер добавлял ход. В некий мере высокоскоростной слалом давал возможность оценить сцепные свойства шин и в боковом направлении. Заодно мы косвенно перепроверили итоги разгона на льду и удостоверились: сенсации не случилось. Поменялись местами только "Тореадор" и "Фредестайн", показав близкие результаты. Плотность результатов снова подтверждает, что лед - очень опасное покрытие, и даже самая наилучшая нешипованная шина не позволяет интенсивно на нем маневрировать.
ПЛОТНЫЙ СНЕГ
Тормозной путь со скорости 80 км/ч. 1. "Мишлен": 83,37 м; 2. "Фредестайн": 0,43 (повышение); 3. "Тореадор": 6,03; 4. "Таганка": 10,56; 5. М-242: 12,03. Время разгона до 50 км/ч. 1. "Мишлен": 9,09 с; 2. "Таганка": 0,67 (отставание); 3. "Тореадор": 0,72; 4. "Фредестайн": 1,99; 5. М-242: 2,42.
Итоговое место: 1 - "Мишлен";
2 - "Фредестайн"; 3 - "Тореадор"; 4 - "Таганка"; 5 - М-242.
При разгоне на плотном снегу шириной до 4 см, лежащем на асфальтобетонном покрытии, лидировали три шины со "злым" расчлененным протектором. Более "гладкий" "Фредестайн" и летняя шина приметно отстали. Зато на торможении (пожалуй, более принципиальной характеристике) приятно изумила голландская шина, составившая конкурентнсть самому "Мишлену". От покрышки с направленным и асимметричным рисунком совсем не непременно ожидать похожих результатов на разгоне и торможении, но таковой рывок в фавориты принудил приглядеться внимательнее к "Фредестайну". Благодаря форме рисунка колеса при частичной блокировке нагребают впереди себя валики снега, которые, может быть, и помогают резвее тормознуть. А вот "Таганка", шедшая на разгоне практически вровень с "Тореадором", приметно уступила ему при торможении.
РАСКАТАННЫЙ СНЕГ
Тормозной путь со скорости
80 км/ч. 1. "Мишлен": 92,47 м; 2. "Фредестайн": 1,33 (повышение); 3. "Таганка": 13,56; 4. "Тореадор": 17,53; 5. М-242: 31,93. Время разгона до 50 км/ч.
1. "Мишлен": 9,39 с; 2. "Таганка": 0,39 (отставание);
3. "Тореадор": 0,45; 4. "Фредестайн": 1,18; 5. М-242: 2,50.
Итоговое место:
1 - "Мишлен"; 2 - "Фредестайн"; 3 - "Таганка";
4 - "Тореадор"; 5 - М-242.
На раскатанном, но не до гололеда снегу все-же есть за что "зацепиться" протектору, и на разгоне опять лидировали "злые" шины. При торможении опять-таки повеселил "Фредестайн", соперничавший с "Мишленом", тогда как другие отстали значительно. При этом "Таганка" приметно обогнала "Тореадор". А вот длина тормозного пути на летней шине просто-таки удручает.
БРУСЧАТКА ("бельгийская мостовая")
Тормозной путь со скорости
80 км/ч. 1. "Фредестайн": 83,9 м;
2. "Мишлен": 16,03 (повышение); 3. "Тореадор": 17,5; 4. М-242: 22,93; 5. "Таганка": 23,03. Время разгона до 50 км/ч.
1. "Таганка": 9,19 с; 2. М-242: 0,02 (отставание); 3. "Мишлен": 0,23; 4. "Фредестайн": 0,24; 5. "Тореадор": 0,79.
Итоговое место: 1 - "Фредестайн";
2 - "Мишлен"; 3 - "Тореадор"; 4 - "Таганка"; 5 - М-242.
Разгон на брусчатке, нередкой спутнице трамвайных путей, не принес никому очевидного достоинства. Вся "пятерка" уложилась на финише наименее чем за секунду. Но на торможении "Фредестайн" нанес сокрушительное поражение конкурентам. Видимо, решающую роль сыграли набросок, состав протектора и конструкция в целом. Будучи легкой и эластичной, эта шина интенсивно помогала работе подвески на неровном покрытии, сохраняя всепостоянство контакта (амортизаторы-то на морозе "каменеют"!). На этом фоне провал "антипода" голландской шины - "Таганки" не изумил, тогда как "Тореадор" на равных сражался с "Мишленом". Возьмите для себя на заметку, обладатели столичных шин!
Рыхловатый СНЕГ
Разгон до 30 км/ч. 1. "Тореадор":
9,80 с; 2. "Мишлен": 2,11 (отставание);
3. "Таганка": 2,61; 4. "Фредестайн": 3,02; 5. М-242: 3,04.
Намедни тестов, пытаясь выделить набросок протектора для фотосъемки, мы катали шины по снегу и направили внимание, сколь без охоты набивается он меж "шашками" "Тореадора". Может быть, способность к самоочищению и предназначила его победу в слое рыхловатого снега (20-22 см) - косвенном показателе проходимости. За отменные тормозные свойства на скользких покрытиях "гладкому" "Фредестайну" пришлось рассчитываться на целине, где он откатился на предпоследнее место.
ГОРНАЯ ДОРОГА (три круга - 4488,4 м)
1. "Мишлен": 317,37 с (ср. скорость 50,9 км/ч); 2. "Фредестайн": отставание на 14,14 (48,7); 3. "Тореадор": 15,2 (48,6); 4. "Таганка": 15,72 (48,5); 5. М-242: 24,97 (47,2).
Горная дорога автополигона с сериями поворотов различного радиуса, подъемами и спусками разной крутизны, покрытая слоем укатанного после расчистки снега с пролысинами скользкого асфальтобетона, как нельзя лучше подходила для испытаний в обстановке, "приближенной к боевой". Тут с очевидным преимуществом одолел "Мишлен", позволявший более просто, уверенно и накрепко управлять автомобилем, верно выслеживать задаваемую траекторию перемещения и без напряжения корректировать рулем и газом плавненько возникающее боковое скольжение автомобиля либо одной из его осей.
Отставание "Фредестайна" по времени прохождения трассы значительно. Но и на голландской шине поведение автомобиля осталось отлично предсказуемым, не принесло противных сюрпризов. Довольно легко удавалось выслеживать и корректировать задаваемую линию движения.
"Тореадор" и "Таганка" ненамного отстали от "Фредестайна", показав близкие результаты. Но на этих шинах нрав поведения автомобиля стал несколько "нервным". Боковые скольжения и заносы начинались довольно резко, требуя от водителя резвой ответной реакции для корректировки. Вероятнее всего, это противное свойство еще больше усугубится на заднеприводных автомобилях.
Двадцатипятисекундный проигрыш летней М-242 гласит сам за себя. Хотя нужно отметить, что поведение автомобиля очень отлично прогнозируется, скольжение начиналось плавненько. Неудача в том, что наступало оно еще ранее, чем на зимних шинах, определяя еще наименее насыщенный темп движения.
Подготовительные ИТОГИ
Снова подчеркнем: мы только начинаем знакомство с разнообразием 14-дюймовых шин и пока сделали "разведку боем". Комменты к результатам заездов посодействуют вам судить о плюсах той либо другой шины в разных дорожных критериях. Все же попытаемся кратко охарактеризовать настолько непохожих друг на друга героев рассказа.
"Мишлен" одержал убедительную победу в абсолютном зачете. Его главное преимущество - стабильность, высочайшие результаты на всех типах покрытий. Основной недочет - очень дорог. Вобщем, человек состоявшийся, в особенности обладатель массивного автомобиля, может потратиться. Эти шины и без шипов не только лишь добавят убежденности, доставят наслаждение от езды по зимним дорогам, да и обеспечат Законодательство, которая по правде дорогого стоит.
"Тореадор" - как и фаворит, обладает отменной стабильностью результатов. Только они приметно ниже, что не умопомрачительно, вспоминая о разнице в ценах. Благодаря универсальности будет хорош в самых различных дорожных критериях - от рыхловатого снега до булыжной мостовой на городских улицах. Словом, "крепкий середнячок". Управление автомобилем на этих шинах востребует от водителя большей сосредоточенности.
Главные козыри "Фредестайна": отменные тормозные характеристики на скользких покрытиях, высочайший комфорт, малый вес, упругость, малый уровень шума, приближающийся к показателям летних шин. Но "Фредестайн" все-же шина более узенькой специализации. Рыхловатый снег, целина - не ее стихия. Она, быстрее, для городских улиц и расчищенных высокоскоростных магистралей. С высочайшей ценой несколько примиряет то событие, что изготовитель советует после износа протектора приблизительно до 4 мм смело использовать ее летом, а это, согласитесь, экономия. Вприбавок, ее дизайн, отмеченный шинным "Оскаром" в 1997 году, очень элегантен и способен выделить изящество вашего автомобиля.
"Таганка" достойно сражалась с "Тореадором", но ей недостало стабильности результатов. Созданная для ошиповки, эта шина обладает более жестким составом протектора, симметричным рисунком, что и могло найти проигрыш при торможении на льду и брусчатке. Очередной недочет - самый высочайший уровень шума на асфальте. Так что для городских улиц и автострад "Таганка" - не наилучший выбор. На заснеженных пригородных дорогах звуковой аккомпанемент намного смягчается. Принципиальное достоинство - малая стоимость.
"Летний идеал" - М-242 проиграл по всем "зимним" статьям. Но не будем хитрить - сегодня не каждому по кармашку даже набор зимней "Таганки". В утешение припомним стабильность поведения 242-й на горной дороге.
Гробят ЛЮДЕЙ НЕ ШИНЫ!
И фавориты, и аутсайдеры наших испытаний имеют один суровый недостаток. Неошипованные, они в большей либо наименьшей степени становятся немощными на оледенелой дороге. Если, к примеру, на шоссе впору не увидеть прозрачной корочки льда, накатанной на "ходовом" повороте, и войти в него с "асфальтовой" скоростью - непринципиально, на летних шинах либо на победителе нашего ледового турнира, - последствия будут грустны. Водителю нужно всегда быть настороже: заранее сбавить ход, не пропустить тот момент, когда, скажем, слой плотного снега вдруг сменится сплошным катком перед светофором. Аварии на льду все-же почаще происходят из-за невнимательности, ежели из-за нехороших сцепных параметров шин.
Редакция благодарит:
ЗАО "Российское Генеральное Агентство шин Мишлен",
ЗАО "Матадор-Москва", ОАО "Столичный шинный завод", фирму "Пасифик Лайн" и ООО "ПРОМА колеса из легких сплавов" за помощь в организации теста.
"Мишлен-Ивало"
"Фредестайн"
"Тореадор МР56"
"Таганка М-214"
М-242

