Энергосберегающие масла Действительность либо миф?
Какую реальную экономию дают энергосберегающие продукты и почему до сего времени нет единой методики определения энергосберегающих параметров моторных масел? На всех ли машинах энергосберегающее масло дает экономический эффект? Сейчас спецы ведущих фирм дадут ответы на эти и многие другие вопросы.
За три года, прошедшие с нашей последней публикации, посвященной энергосберегающим маслам (см. «Энергетический коктейль» в №4-2007 г.), на русском рынке появились новые продукты такого же предназначения. А перевозчики освежили парк техники. Как следует, появился повод возвратиться к теме.
Разберем тщательно последующие вопросы: 1. Новое поколение энергосберегающих масел (ЭСМ), принципы их воздействия на горючее.
2. Пользующееся популярностью разъяснение принципа работы ЭСМ.
3. Предпосылки отсутствия единой маркировки масел для томных дизелей, указывающей на то, что продукт является энергосберегающим.
4. Являются ли современные, стопроцентно синтетические масла энергосберегающими?
5. Существует ли метод получить реальную экономию от использования ЭСМ?
6. Внедрение одной только разновидности моторного масла - залог фуррора?
Естественно, все это сопроводим четкими указаниями – при каких критериях и на каких движках (экологический эталон, степень износа) достигается наибольшая экономия горючего при использовании энергосберегающих товаров.
Самая ценная информация – из первых рук. Беря во внимание это, мы адресовали вопросы нашим профессионалам, представителям компаний-производителей смазочных материалов, в активе которых есть энергосберегающие продукты.
Исторический экскурс Намкью ХанНамкью Хан, менеджер департамента разработок компании SK Lubricants (производитель смазочных материалов ZIC)
Исторически, смазочные материалы, разрабатываемые для движков огромных рабочих объемов, должны были, сначала, обеспечивать силовым агрегатам долговечность и наивысшую защиту от износа. Не допускать образования высокотемпературных отложений, стойко сопротивляться окислению, обеспечивать малый расход масла на угар. Потом акцент сместился на повышение интервала подмены масла – продление срока его службы, также уменьшение вредных выбросов в атмосферу.
Илья ХолодновИлья Холоднов, бренд-менеджер торговой марки ZIC
После эмбарго на поставки нефти 1973-го года резко возросло значение экономии горючего на авто транПодвескае, в связи с чем огромные усилия разработчиков смазочных материалов были потрачены на создание энергосберегающих масел, в особенности моторных для легковых автомобилей.
Зависимость вязкости масла от температурыЗависимость вязкости масла от температуры
К огорчению, созданию энергосберегающих товаров для томных дизельных движков уделялось недостаточно внимания. Обладатели коммерческой техники и томных транПодвесканых средств были обязаны наслаждаться маслами, не имеющими ярко выраженных энергосберегающих параметров.
В текущее время стоимость на сырую нефть как и раньше высока, и необходимость понижения издержек на горючее играет для перевозчика важную роль. Ситуацию подогревают разные положения и нормативные акты о сокращении выбросов СО2 – к примеру, Киотский протокол. Одним из путей решения задачки является внедрение в дизелях коммерческой техники моторных масел с ярко выраженными энергосберегающими качествами.
Рассредотачивание механической энергии дизельного мотораРассредотачивание механической энергии дизельного мотора Снижаем трение. Подшипники коленчатого вала Анализ данных о транПодвесканых расходах английских перевозчиков свидетельствует, что издержки на горючее у их составляют около 30% от общих эксплуатационных расходов. Таким макаром, применение топливосберегающих смазочных материалов как в движке, так и в коробки дает возможность уменьшить расход горючего. Как?
Приведем последующие данные. При сгорании горючего в дизельном движке в механическую энергию преобразуется приблизительно 35% энергии горючего, часть которой идет на преодоление сил трения в ДВС, и привод вспомогательных агрегатов, а оставшаяся – на выполнение полезной работы. Как следует, чтоб понизить расход горючего, нужно понизить утраты на трение в самом движке. Применив энергосберегающее масло, можно уменьшить утраты на трение, сначала, в подшипниках коленчатого вала, клапанном механизме и цилиндро-поршневой группе.
Рассредотачивание энергии горючего в среднетоннажном автомобилеРассредотачивание энергии горючего в среднетоннажном автомобиле
В первом случае понизить утраты на трение можно, применив масла малой вязкости: чем меньше вязкость, тем меньше утраты на трение в подшипниках. Но снижать вязкость масла нескончаемо нельзя, потому что в определенный момент масляная пленка разрушится, и поверхности, которые она делила, войдут в контакт, что вызовет лавинообразный износ и разрушение подшипникового узла.
Вот поэтому производители авто движков строго клеветают характеристики вязкости моторных масел для каждого определенного мотора.
В текущее время более пользующимися популярностью классами вязкости масел для томных дизельных движков являются 15W-40 и 10W-40. Исходя из убеждений экономии горючего, масло вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40, потому что при низких температурах обладает наименьшей вязкостью и, как следует, просит наименьших издержек энергии на преодоление трения. Таким макаром, энергосберегающее масло будет иметь индекс вязкости 10W-40.
Снижаем трение. Клапанный механизм В отличие от подшипниковых узлов, понижение утрат на трение в клапанном механизме в основном находится в зависимости от свойства соответственных присадок. Дело в том, что условия смазки, в особенности такового сопряжения как кулачок распредвала и толкатель, очень жесткие. Из-за больших нагрузок масляная пленка разрушается, а контактные поверхности делит узкий слой присадок.
Механические утратыМеханические утраты двигателя внутреннего сгорания легкового авто и дизельного мотора огромного рабочего объема
Для уменьшения трения в клапанном механизме в масла вводят специальную присадку – «модификатор трения». Но ее эффект в большей мере проявляется в маслах, работающих в движках легковых автомобилей. В сопоставлении с ними толика утрат на трение в клапанном механизме дизелей огромного объема существенно меньше, что наглядно показывает диаграмма рассредотачивания механических утрат в движках.
...и цилиндропоршневая группа Так как условия смазки в цилиндропоршневой группе по мере движения поршня от верхней до нижней мертвой точки изменяются от «мягких» до «жестких» (композиция критерий смазывания подшипника и клапанного механизма), на понижение утрат от трения окажет воздействие и уменьшение вязкости масла, и внедрение в пакете присадок модификатора трения.
Как лицезреем, главными отличиями энергосберегающих моторных масел являются свойства их вязкости и наличие модификатора трения.
Вязкость и индекс вязкости Чтоб показать, как оказывает влияние вязкость масла на экономию горючего, приведем графическую зависимость конфигурации вязкости от температуры.
Возьмем два масла, «зеленое» и «красное», и представим, что они имеют схожую вязкость в данной точке. Параметр вязкости определен производителем мотора, и при нем гарантируется наибольшая защита мотора от износа. Безупречное масло то, которое независимо от температуры имеет размеренный показатель вязкости. Как досадно бы это не звучало, такового продукта в природе нет, и вязкость масла меняется зависимо от его температуры.
Явление это охарактеризовывает индекс вязкости масла. Чем меньше с конфигурацией температуры изменяется вязкость масла, тем выше индекс. Направьте внимание, что вязкость и индекс вязкости – понятия различные. На графике вязкость «зеленого» масла с конфигурацией температуры изменяется не так очень, как вязкость «красного». Мы можем заключить, что у «зеленого» индекс вязкости выше, чем у «красного». Вязкости «зеленого» и «красного» масел в контрольной точке равны, таким макаром, и возможности каждого из масел защищать Ремонт и эксплуатация от износа в этот момент тоже схожи.
При более низкой температуре «зеленое» масло имеет наименьшую вязкость, чем «красное», что в итоге приводит к наименьшим потерям на трение. Другими словами, масло с высочайшим индексом вязкости имеет наилучшие свойства топливной экономичности.
Вязкость и создание Создание моторных масел с высочайшим индексом вязкости является одним из ценностей компании SK Lubricants. Мы называем это «технология VHVI» (очень высочайший индекс вязкости), по которой и производим моторные масла ZIC.
Обычно масло вязкостью 10W/40 имеет более высочайший индекс вязкости, чем 15W/40. Таким макаром, мы можем прийти к выводу, что 10W/40 – неплохой выбор для экономии горючего. Потому и количество производителей движков для тяжеленной техники, рекомендующих масла класса вязкости 10W/40, непреклонно вырастает. ZIC не является исключением, мы хотим предложить синтетические (ZIC XQ 5000 10W/40) и полусинтетические (ZIC 5000 10W/40) масла очень высочайшего индекса вязкости для экономии горючего и заботы о вашем движке.
Издержки на перевозку (Англия)Издержки на перевозку (Англия)
Рассредотачивание утрат от тренияРассредотачивание утрат от трения
Энергосберегающие масла для бензиновых агрегатов легковых машин отличаются от энергосберегающих товаров, созданных для массивных дизелей.
А ГОСТов нет... Грустно, но до сего времени общей для всех масленщиков нормативной базы (ГОСТов), которая бы регламентировала наличие у масла группы «С» (Commercial) энергосберегающих параметров, как досадно бы это не звучало, нет. Каждый производитель ориентируется на результаты собственных исследовательских работ, сделанных по собственной, уникальной методике испытаний.
Илья МартыненкоИлья Мартыненко, управляющий отдела масел для коммерческой техники ООО «Мобил Ойл Лубрикантс»
Но, простите, так можно ради гонки за повышением продаж наделять масла самыми уникальными качествами! И позже, самое железобетонное доказательство энергосберегающих параметров масла, исходя из убеждений перевозчиков, дают не лабораторные, а натурные тесты, которые проводятся в реальных критериях эксплуатации, а тут уже на итог влияют масса посторониих причин. Одной только подменой наименее опытнейшего водителя более опытным можно получить экономию горючего, не сравнимую ни с какими, даже самыми смелыми обещаниями производителя.
Обещания и действительность Так что все-таки, выходит, что все обещания масленщиков понизить расход горючего методом внедрения энергосберегающих масел – миф?! Как практик утверждаю: получить экономию полностью может быть, но еще наименьшую, чем обещают маркетинговые проспекты, и только при строго определенных критериях.
Сначала, озвучу числа: настоящая экономия горючего при использовании энергосберегающих моторных масел последнего поколения - в границах 0,5-2,5%. А прокомментирую данный разброс последующим образом. 1-ая цифра отражает экономию горючего при отработке масла в движке более 3/4 собственного ресурса. 2-ой ориентир - для безупречных критерий эксплуатации: свежее масло, исправный автомобиль, отменная дорога, опытнейший шофер. Другими словами в реальной жизни перевозчик должен ориентироваться на экономию горючего в один, максимум полтора процента.
Невзирая на малые числа, экономия выходит значимой. При расходе горючего 40 л. на 100 км пути выигрыш от внедрения энергосберегающего масла составит 0,40 литра (1%), а в самом худшем случае 0,2 литра (0,5%). Чтоб числа стали симпатичными для глаза и кармашка, помножьте их на число машин в парке и сопоставьте с суммарным месячным пробегом всех автомобилей.
Малозольные моторные маслаМалозольные моторные масла уменьшают засорение сажевого фильтра Опыт обосновал Невзирая на то, что полномасштабных (подчеркну это особо) испытаний ЭСМ наша компания, как, вобщем, и другие производители смазочных материалов, не проводила, я соглашусь с воззрением и выводами моего коллеги Николая Островского («Энергетический коктейль» ЗР №4-2007 г.). Он привел пример тесты такового продукта (Mobil Delvac 1 SHC 5W40) на межрегиональных автобусах MB 0303, принадлежащих Межрайонному филиалу №2 ГУП Мострансавто в Коломне.
По заключению профессионалов, экономия горючего по сопоставлению с обычным минеральным маслом 15W-40 составила 1,1-1,7%.
Настоящая экономия горючего при использовании энергосберегающих моторных масел составляет от 1-го до 2-ух процентов
Но чтоб получить, почувствовать, зафиксировать экономию в определенных цифрах, литрах, рублях, километрах, нужно иметь точку отсчета. Другими словами я снова возвращаюсь к тому, что у нас, масленщиков, до сего времени нет единой методики определения энергосберегающих параметров масел, созданных для коммерческой техники.
Предпосылки для колебаний Что касается реальных, натурных, испытаний, проводящихся не в лабораториях, а на работающих на полосы машинах, то опять-таки необходимо задать вопрос: что служило точкой отсчета при оценке экономии? К примеру, если ранее перевозчик заливал в моторы масла устаревших классов свойства, а сейчас решил перейти на современный продукт, имеющий наилучший индекс вязкости, то он уже априори получит экономию как по расходу горючего, так и по ресурсу силовых агрегатов. И это без внедрения каких-то магических присадок в масла, которые понижают трение.
Кстати, как практик, я не верю во все эти чудодейственные препараты, снижающие трение. Я прямо заявляю: энергосберегающее масло - это тонковзвешенный пакет присадок, сделанный под определенную базу - минеральную, полусинтетическую либо синтетическую. Если б все трудности решались «зельем из флакона», то создание масла можно было бы сделать в сарае, размешивая составляющие в бочке совковой лопатой.
Ремонт и эксплуатацияСовременные способы обработки деталей цилиндро-поршневой группы значительно уменьшают утраты на трение

Энергосберегающие масла, невзирая на современную базу и пакет присадок, не являются продуктами с удлиненными интервалами подмены. Их подмена должна проводиться строго по регламенту технического обслуживания.

Итак, перевозчик должен знать: так как у производителей масел для коммерческой техники нет одного для всех эталона, который бы регламентировал свойства, характеристики и свойства энергосберегающих масел, гласить о том, что тот либо другой продукт обладает способностью понизить расход горючего, нельзя.
Замечу, что для масел, созданных для движков легковых автомобилей, методика определения энергосберегающих параметров существует. Но неудача в том, что движки легкового и грузового автомобилей различные, и не только лишь по размеру, весу, рабочему объему и потребляемому горючему, а по режиму работы, нагрузке, ресурсу, конструкции, рассредотачиванию механических и теплопотерь. А конкретно их оптимизация и дает возможность сберегать горючее.
Так что продукт, дающий эффект для движков легковых автомобиле – как бензиновых так и дизельных, не работает в дизелях коммерческих автомобилей. Конкретно в дизелях (!), потому что газовые и бензиновые моторы в коммерческой технике пока в абсолютном меньшинстве. Движок коммерческого автомобиля на наиблежайшие годы – дизель.
Понижение тренияПонижение трения в клапанном механизме обеспечивается за счет особенных присадок
цилиндро-поршневая группаРежимы работы смазочного материала в цилиндро-поршневой группе изменяются от мягеньких до жестких
В старенькых, изношенных дизельных движках энергосберегающее масло не даст ожидаемого экономического эффекта, потому его применение будет неоправданным.
О сроках службы масел Принято считать, что энергосберегающее масло - это самый совершенный продукт, который не только лишь сберегает горючее, да и обладает длительным сроком службы. Как досадно бы это не звучало, это заблуждение.
ЭСМ не имеют более длительного срока службы, как, скажем, продукты, имеющие маркировку long live. Свойство длительно работать, а просто сопротивляться окислению, закладывается пакетом присадок, основой базисного масла и технологией их блендинга (смешивания). Другими словами гласить о том, что благодаря особенной формуле пакета присадок, приготовленной по уникальной технологии базы, масло служит подольше собственных аналогов (по классу свойства, типу базы, характеристикам вязкости), нельзя.
Если масло разрабатывали для долгой работы, то не факт, что оно обладает энергосберегающими качествами, даже если его вязкость допускает такое предположение. Напомню, что энергосберегающее масло делается более водянистым, чтоб уменьшить утраты на внутреннее трение.
Достоверно понятно, что жидкое масло имеет более низкую несущую способность и, соответственно, более склонно к образованию смешанного и граничного режимов трения, которые приводят к насыщенному изнашиванию сопрягаемых деталей. Вот поэтому жидкое масло нельзя лить в изношенный дизель.
Так как моторное масло имеет ограниченный срок службы, то разумно представить, что и его энергосберегающие характеристики будут с течением времени изменяться. В процессе работы масло окисляется, растет его вязкость, а как следует, понижаются энергосберегающие характеристики. Присадки к концу срока службы масла тоже срабатываются, но их воздействие на экономию горючего не настолько велико, потому что производитель смазки закладывает некоторый припас прочности по присадкам. Конкретно увеличением вязкости базы масла к концу срока его службы и разъясняется обозначенная цифра экономии горючего 0,5%, в то время как свежее масло дает возможность уменьшить расход горючего на 2-2,5%.
Выбор для старенькой техники У мотора с огромным пробегом зазоры в сопряжениях увеличены, и ему нужно более густое масло. Если в вашем парке древняя техника - об энергосберегающих продуктах забудьте!
Не стоит использовать энергосберегающие (водянистые) масла и в конструктивно старенькых силовых агрегатах, даже если их техническое состояние не вызывает приреканий. Заострим на этом факте внимание.
Концепция энергосберегающего масла – пройти по грани меж защитой мотора и попыткой сберечь горючее. Потому для конструктивно старенькых моторов, у каких сопряжения имеют огромные допуски (!), необходимы более вязкие масла, которые гарантированно создадут масляный клин в подшипниках коленчатого вала и поделят поршень с гильзой.
Современные моторы делаются с другими, более узенькими допусками, обработка их деталей чище, частично вот поэтому эти силовые агрегаты не требуют обкатки. Так как точность производства деталей современных моторов высока, то водянистые масла делают в парах трения нужные условия смазки, и возможность пройти по грани, не допустив износа сопрягаемых поверхностей. При всем этом они дают реальное понижение расхода мощности на трение, другими словами позволяют ощутить  энергосберегающий эффект.
Euro 4, Euro 5 = реальный эффект Настало время ответить на определенный вопрос: на какой технике можно получить реальную экономию горючего при использовании энергосберегающих масел? Это, сначала, силовые агрегаты, выполняющие нормы Euro 4 и Euro 5.
Но если мотор отвечает экологическому эталону Euro 3, но при всем этом сделан по современным технологиям (которые реализованы при производстве агрегатов Euro 4 и Euro 5), то заправленный энергосберегающим маслом, он позволит понизить расход горючего на один-два процента.
Общая же рекомендация к применению энергосберегающих масел смотрится так. Для заслуги осязаемой экономии горючего их следует использовать в моторах не старше 3-х лет, которые соответствуют экологическому классу не ниже Euro 4.
Полный подход Александр Лихолитов, технический эксперт компании Shell Neft
Современное моторное масло – продукт больших технологий, где эффект сбережения энергии стоит не на последнем месте вместе с основными эксплуатационными чертами. Потому при разработке рецептуры продукта употребляют полный подход для заслуги наибольшего эффекта.
Экономии горючего при работе на энергосберегающих маслах можно достигнуть методом понижения утрат на трение: меж деталями цилиндропоршневой группы (узкая, но очень крепкая масляная пленка меж поршневыми кольцами и стеной цилиндра способна выдержать высочайшие давления и температуры), в подшипниках коленчатого вала (маловязкое масло в масляном зазоре), в механизме газораспределения (разработанные специально модификаторы трения из противоизносного комплекса присадок).
Таким макаром, в рецептуре современного моторного масла для тяжело нагруженных дизельных движков на сбережение энергии работает понижение вязкости масла в допустимых границах (всесезонные масла SAE 10W-40, 5W-30). При всем этом употребляют загущающие макрополимерные присадки, устойчивые к сдвиговым нагрузкам. Вводят модификаторы трения и подбирают высокоэффективные моюще-диспергирующие присадки.
Наивысшую экономию горючего от внедрения ЭСМ можно получить, заливая эти продукты и в движок, и в коробку.

Роль присадок Если 1-ые перечисленные методы ясны, то как могут воздействовать на экономию горючего моюще-диспергирующие присадки? Их действие раскрывается не сходу, а только при накоплении сажи в моторном масле по мере его выработки: она содействует увеличению вязкости масла, что наращивает утраты на преодоление сил трения и, в конечном счете, наращивает расход горючего. Диспергирующие присадки задерживают частички сажи в объеме масла, препятствуя их срастанию, а означает - загущению моторного масла.
В линейке моторных масел Shell Rimula энергосберегающие масла обозначены суффиксом «E» (Energy). Наши исследования демонстрируют, что при использовании таких масел (к примеру, синтетических масел Shell Rimula R6 ME, Rimula R6 LME) экономия горючего может составлять до 2,5% по сопоставлению с обыкновенными минеральными маслами вязкостью SAE 15W-40.
Естественно, на топливную экономичность оказывают влияние дорожные условия, нагрузка на автомобиль, стиль вождения, качество смазки, горючего и много других причин.
Масла маслам рознь Используя правильные смазочные материалы, высококачественные синтетические масла для мотора, коробки и мостов можно обеспечить экономию горючего до 5% в сопоставлении с обыкновенными минеральными маслами даже в томных критериях эксплуатации.
Противодавление выпускной системыПротиводавление выпускной системы автомобиля зависит не только лишь от состояния сажевого фильтра, да и конструкции глушителя, также геометрии трубопроводов
Еще увлекательный эффект экономии горючего мы нашли при разработке экологичных моторных масел Shell Rimula с суффиксом «L» (Rimula R5 LM, Rimula R6 LM, Rimula R6 LME), что означает «Low-SAPS» - другими словами малозольное.
«Low-SAPS» масла имеют пониженный уровень сульфатной золы, фосфора и серы. И при сгорании масла в цилиндрах мотора меньше засоряются сажевые фильтры, которые сейчас устанавливают на большая часть грузовых автомобилей, соответственных нормам Euro 4 и Euro 5. Меньше золы в фильтре – меньше противодавление в системе выхлопа – меньше расход горючего.
Голландцы получили 2,5% Если приводить реальные примеры внедрения энергосберегающих масел, то стоит разглядеть опыт большой голландской компании Connexxion TSN, осуществляющей автобусные перевозки по стране.
Тестирование проводилось на 28-ми автобусах Volvo 8700BLE с движками Volvo DH12D340 (Euro 3) и АКП производства Voith. Автобусы совершали один и тот же комбинированный маршрут трасса–город в течение восьми месяцев.
Показания по расходу горючего и пробегу снимали специальной электрической системой. В моторы и коробку 9 из 28-ми автобусов были залиты стопроцентно синтетические масла Rimula R6 ME 5W-30 заместо Rimula R4 15W-40 и Spirax ASX 75W-90 заместо Spirax A 80W-90 соответственно. Документально зафиксированная средняя экономия горючего составила 2,5%.
И не следует забывать, что не считая экономии горючего применение самых современных синтетических смазочных материалов позволит понизить издержки на сервис техники за счет увеличенных в два и поболее раз интервалов обслуживания.
Выводы 1. Энергосберегающие характеристики моторных масел определяются, приемущественно, вязкостью масла (обычно маловязкие SAE 5W-30, 10W-30 и др.) и применяемым пакетом присадок. Наибольшее воздействие оказывают вязкостно-температурные, обеспечивающие высочайший индекс вязкости и всепостоянство вязкостных черт в широком спектре температур, плюс противоизносные присадки, модификаторы трения.
2. Природа базисного масла – минеральное, синтетическое, полусинтетическое – не имеет существенного значения. Например, минеральное масло класса вязкости SAE 10W-30 может владеть наилучшими энергосберегающими качествами, чем полусинтетическое такого же класса.
3. На энергосберегающий эффект влияют конструктивные особенности и состояние мотора, условия его эксплуатации, человечий фактор.
4. Кроме экономии горючего применение современных, энергосберегающих, синтетических смазочных материалов позволит понизить издержки на сервис техники и прирастить интервалы обслуживания.
5. Малозольное ЭСМ меньше загрязняет сажевый фильтр и не делает предпосылок роста противодавления выпускной системы, что тоже уменьшает расход  горючего.
6. ЭСМ имеют не таковой длительный срок службы, как продукты класса long live.
7. Свежее масло дает наибольший эффект экономии 1,5-2,5%. К концу срока службы показатель понижается до 0,5%.