Прикуриватель - это небезопасно?
Нашумевший не так давно сюжет о спаленной новой «Хонде» жительницы Подмосковья породил споры на тему «Кто повинет?». Свои суждения на сей счет у Алексея Воробьева-Обухова и Миши Колодочкина.
Прикуриватели не пылают. А штекеры?
Принципно И ПРОИЗВОЛЬНО
Виновником пожара признали зарядное устройство для телефона, присоединенное к гнезду прикуривателя. Владелицу автомобиля от всей души жалко. Но на данный момент нас интересует не причина возгорания определенного авто, а общий вопрос: не небезопасно ли вставлять в такое гнездо что-то, не считая штатного прикуривателя? Аргументы вроде «да мы все так делаем!» неубедительны.
Бесспорный авторитет в схожих спорах – изготовители автомобилей: что они произнесут, то и правильно. Но у всех по-разному. «Хёндай», к примеру, вставлять в гнездо прикуривателя электронные приборы разрешает, но только те, что с его клеймом. «Форд» допускает вставлять разъемы, но опять-таки с условием: надлежащие некоему эталону SAE (номер эталона не указан, а если б и был назван, то что с того обычному потребителю?). «Сузуки» категорически воспрещает использовать гнездо для подключения сторонних потребителей. Так же принципна компания «Чери». А вот другой «китаец» – ZX не против, только бы ток потребителя не превосходил 10 А... Сколько производителей, столько и советов. А что молвят эталоны? В их ясности не больше.

Три штекера – и таковой разброс в размерах! Тот, что поперечником больше 21 мм, в гнездо вообщем не влезает.
У ВАС КАКОГО РАЗМЕРА?
Прикуриватель появился ранее, чем бортовая розетка. Его запатентовала компания «Моррис» в 1921 году, а на автомобилях он прописался приблизительно четыре года спустя. Нехитрую автоматику на базе биметаллического саморазжимающегося захвата выдумали в 1956-м. Тогда же хватило разума унифицировать размеры гнезда прикуривателя – они описаны в эталоне SAE J563 и не изменяются уже более полвека. И все равно существует два типоразмера! Гнездо А должно быть с внутренним поперечником 20,97 ± 0,04 мм, оно создано для прикуривателей с поперечником корпуса 20,805 ± 0,075 мм. Гнездо В чуток больше: 21,455 ± 0,045 и 21,18 – 0,05/+ 0,15 мм соответственно.
По мере расширения фронта борьбы с курильщиками, а совместно с тем с развитием различных подключаемых гаджетов прикуриватель стали заменять идентичной с ним розеткой. Она вначале предназначалась для подключения наружных потребителей (зарядные устройства, компрессоры, навигаторы и т. п.) и смотрелась точно так же, прямо до размеров. Но ее устройство совсем другое: в ней нет биметаллической пружины-захвата, а в торце обыденный «бочонок» контакта. Прикуриватель в таковой розетке работать не будет, а вот штекер дополнительных устройств эту разницу фактически не ощущает.
На «Гетце» установлены и прикуриватель (слева), и розетка. Отлично видны различные конструкции торцевого контакта.
Одна неудача: так как центральный контакт штекера подпружинен, плохо подобранная вилка может просто выскочить из гнезда (что прикуривателя, что розетки), в особенности в случае, если упругость и размещение ее бокового контакта «массы» также подобраны некорректно…
ПЕРЕГОРАТЬ НЕ Должен
Вопросом, какими должны быть гнезда, похоже, никто не занимается – ни за рубежом, ни у нас. В головном НИИ автоэлектроники профильный отдел вообщем расформировали. Так что предлагает потребителю рынок?
Поглядите на фото. Мы просто отыскали три штекера, поперечникы которых растут с шагом в мм. Какие там сотые, прописанные в эталоне! Более того, контакт массы на одном из их так «уехал» вспять, что при вибрации вилка точно выпадает из гнезда прикуривателя/розетки. Отсюда угроза появления искры, перегрев и, как следствие... сами понимаете что. На другом образчике штекера кольцевой контакт должен фиксироваться штатной биметаллической пластинкой гнезда прикуривателя, вот только штекер в него вообщем не влезает!
Нам сделают возражение: электронная цепь гнезда прикуривателя защищена предохранителем, который в случае чего должен перегореть! Предохранитель выручает не всегда. Смотрите, штатный прикуриватель работает в краткосрочном режиме и не успевает раскалить гнездо своим жаром. Когда же заместо него вставите тот же зарядник для телефона, который плохо контачит, искрит, нагревается, но при всем этом не выходит за допустимые рамки по току, предохранитель остается целехонек... Как возможен худший ход последующих событий? Ответьте сами, вспомнив: разве, соблазнившись ценой и приличным внешним обликом, не брали продукт, предлагаемый услужливыми уличными торговцами? Сможете быть убеждены в его качестве? Мы – нет. И вы усомнитесь: эталоны штекеров с плохой внутренностью перед вами. Прикиньте, чем это чревато. И учтите, что даже самый приклнный на свете производитель сделает каменное лицо, когда автомобилист-погорелец, он же владелец прибора неведомого происхождения, востребует компенсацию за утрату.
Направьте внимание и на разную высоту установки контакта массы.
МОЖНО, ЕСЛИ ОСТОРОЖНО
1. Если отважтесь подключить в гнездо прикуривателя либо розетки дополнительное оборудование (и против этого не возражает управление по эксплуатации), оцените потребляемую им силу тока: она не должна превосходить 10 А при 12 В, что соответствует мощности 120 Вт. Небезопасными могут стать преобразователи напряжения на 220 В либо адаптеры для ноутбуков, пылесосы, кофеварки, подогреватели сидений, компрессоры, мини-мойки, полировщики. Непременно прочитайте приложенную к ним документацию.
2. Зарядные устройства для мобильных телефонов, ионизаторы, адаптеры для навигаторов, маленькие телеки в исправном состоянии потребляют заранее наименьший ток. Чтоб так и было, не приобретайте левые изделия у придорожных коробейников – велика возможность натолкнуться на приборы плохой сборки. Сэкономите копейки – сможете утратить автомобиль. Ей-богу, спокойнее не пожадничать и совершить покупку в фирменном салоне дилера либо приличном магазине.
3. Штекер должен плотно держаться в гнезде (либо розетке) и не должен выстрелить из него при мельчайшем пошатывании. Эту проверку нелишне повторять в пути, в особенности если дорога ухабистая. К тому же, прикасаясь к штекеру, вы можете ощутить перегрев. Отлично, если снутри электропотребителя установлен дополнительный предохранитель (выищите указание об этом в аннотации к прибору).
4. Спиральный провод присоединенного устройства не должен быть туго натянут. Если ослабить натяжение подвижкой электропотребителя не выходит, попробуйте растянуть провод руками; лучше получится, если подогреете его феном. Пружинящий эффект ослабеет, и провод закончит растягивать штекер.
5. Не оставляйте без присмотра машину с присоединенным оборудованием, в особенности если прикуриватель (либо розетка) не обесточивается, когда вынимаешь ключ из замка зажигания. Это, пожалуй, самое главное – держать под контролем, чтоб предупредить пожар.