А может, и не свечки?
А может, и не свечки?
Некие клиенты автомастерских, в этом случае, если движок не заводится с пришествием зимы, во всем склонны винить только систему подготовительного нагрева свеч. Им без различия, когда, в каком состоянии - прохладном либо жарком, движок заводится плохо либо вообщем перестает это делать. "Повинны свечки (блок управления, таймер и т.д.), и точка. Давайте делать!" Но при ближнем рассмотрении...
Появился как-то у ворот нашей мастерской Nissan с движком LD20-2.
- Что случилось?
- Да свечки, наверняка! - уверенно заявил клиент, - днем заводится нормально, а деньком, к примеру, если заскочить на минуту в магазин и заглушить, опять завести не удается!
Клиент, похоже, считал себя продвинутым спецом. - Реле номер один накала свеч врубается и здесь же выключается назад. А когда я «бросил» на свечки «плюс» от аккума - завелся сразу!
Ну что здесь сказать... Как разъяснить и обосновать, что причина, может быть, лежит еще поглубже (и дороже по выполнению) - в топливном насосе высочайшего давления? В ТНВД горючее из внутренней полости при помощи специального подкачивающего насоса (обычно, роторного типа - не путать с помпой ручной подкачки) нагнетается в подплунжерное место. Избытки через редукционный клапан ворачиваются вспять в полость насоса. После остановки жаркого мотора (а ТНВД, расположенный на блоке, нагрет более, чем движок) горючее через изношенную плунжерную пару и пропускающий редукционный клапан вытекает из-под плунжерного места. Содействует этому процессу и образование паров, создающих паровую пробку. При попытке запуска такового мотора подкачивающий насос не в состоянии сходу заполнить все пустоты (не забудем, что он развивает и наименьшее давление: жгучая солярка имеет более низкую вязкость). Плунжерная пара «голодает» и дает наименьшее количество горючего. Движок пробует завестись на обедненной консистенции. Пока ТНВД не выйдет на рабочий режим, пуск мотора очень проблематичен.
Но при чем тут свечки накала? Просто перегретая (включенная принудительно) свеча помогает движку завестись в этом нештатном режиме. Она маскирует недостаток, но, как досадно бы это не звучало, за счет понижения собственного ресурса.
Был у нас автомобиль, который "на жаркую" добивался для заводки 10 секунд работы стартера. При подаче принудительного питания на свечки удалось уменьшить это время до 3-4 секунд. Но "на прохладную" он заводился «взрывом» и сразу! Другими словами, эти 3-4 секунды ТНВД не давал горючего вообщем, потом 6-7 секунд давал уменьшенное количество горючего и только после чего выходил на обычный режим. Поливая его прохладной водой (удаляя паровые пробки и несколько понижая температуру горючего), удавалось существенно уменьшить время пуска без прогрева свеч. Но совсем вылечили автомобиль только подменой плунжерной пары и приведением в порядок остального железа в ТНВД.
Кстати, таковой недостаток присущ многим дизелям компании Nissan (RD20, RD28 и другие). Может быть, причина кроется в особенностях расположения ТНВД на блоке мотора. В любом случае принудительный нагрев свеч советовать нельзя ни в коем случае из-за значимого понижения их ресурса.
Мы по-разному пробовали разъяснить человеку причину неисправности его автомобиля. И даже сделали «наглядную заводку» - хорошо прогрели движок, налили в пластиковую бутылку из расчета «50 на 50» дизельного горючего и моторного масла и пустили шланг из бутылки прямо на вход ТНВД. Завелся фактически сразу!
А нет. Тяжелый оказался человек: смотрел на нас недоверчиво, не гласил, но задумывался, наверняка: «Ребятки меня желают раскрутить...» На ремонт мы никого силком не затаскиваем. Не желает веровать - есть и другие мастерские. Верно?
Уехал. И запамятовали уже мы о нем, таком недоверчивом... Нарисовался кое-где через месяц. Пешком пришел. Длительно прогуливался кругами, не решался подойти. Позже все-же отважился:
- Вы не возьмете в ремонт мой автобус?
Южно-Сахалинск