ВПЕРЕД, СТАРИНА!
ВПЕРЕД, СТАРИНА!
Целый год старичок – он 1955 года выпуска – пылился в гараже, ждя собственной участи. Вокруг него скопился «хлам» – баки, седла, крылья, другие Ремонт и эксплуатацияѕ Сформировалась странная мысль – скооперировать современные узлы (дисковые тормоза, стартер, 12-вольтное оборудование) со старенькым–хорошим нижнеклапанным движком и вписать во все это бак и седло от Harley-Davidson WLA 42. Почему нет – «американец» тоже старый и знаменитый...
Лишь на собственные силы полагаться не стал – огромную часть работ доверил экспертам. Виктор Завьялов, в прошедшем конструктор ирбитских байков, а на данный момент узнаваемый кастомайзер, зажегся моей мыслью. Для начала разрезали и на 15 см удлинили раму. Переднюю ее часть подогнали под форму и серьезные размеры «валуевского» бака. Изменили угол наклона управляющий колонки. Задние же «свечки» оставили такими, как были. Хотя их рессоры и устарели, но как не сохранить «первоисточник» – уж очень они элегантные. И позже, у кастомайзеров до сего времени в почете конкретно «свечные» рамы.
Переднюю вилку собрали из «ураловских» деталей. Ее подвижные части взяли от «Вояжа» – на их есть крепления для суппорта дискового тормоза. А вот кожухи стопроцентно самодельные. Крылья тоже из «ураловских», но это интерпретация темы. С обоими пришлось попотеть – ведь «заточены» под 19-дюймовые колеса, тогда как поперечник новых – всего 16. Чтоб крылья «съежились», сделали надрезы по всему их периметру, а позже сварили.
Движок перебрали, но не стали заносить никаких новшеств. Для чего поменять то, что испытано годами? Если уж мотор дотянул до сего времени и практически не износился, означает, ему предстоит еще долгая жизнь. На впуск установили чешские карбюраторы Jikov с диффузорами поперечником 26 мм, также воздушный фильтр конструкции сегодняшних ирбитских умельцев. Все шестерни и валы КП поменяли теми, что в коробке «Урала-Волк». Приварили к ее корпусу кронштейн для крепления электростартера. Рама стала длиннее – пришлось удлинить и кардан. Глушитель сделали из труб маленького поперечника. Они не пустые – снутри малогабаритные глушащие сетки. Звук вышел роскошный: глубочайший бас, но громкостью он не разрушает барабанные перепонки.
После установки 12-вольтового «ураловского» генератора пришлось поменять все те лампочки и реле, что работают от напряжения в 6 вольт. Заместо старенького прерывателя с ручным конфигурацией угла опережения зажигания установили чуток более современный, снова же «ураловский».
На фронтальном колесе дисковый тормоз Brembo с армированным шлангом. На заднем остался штатный, но с «доведенным до ума» барабаном. Бросить его без конфигураций нельзя: тот, что был на «старичке», норовил окончить торможение уже позднее препятствия. Эта неудача – следствие низкого свойства производства: форма поверхности, о которую трутся колодки, далека от цилиндрической, вот и цепляются фрикционные накладки за барабан только кое-как. После доводки барабана тормоза заработали как следует.
Руль согнули в стиле «Харлеев» 50-х годов – с ним байк смотрится увлекательнее. Фару, задний габарит, сигнал и поворотники взяли в долг у ЗИЛа-157. Эти элегантные штуки не напрасно любимы русскими кастомайзерами – они дали аппарату особенный шарм. И увенчал композицию механизм ручного переключения передач с длинноватым рычагом – вещь элегантная и никак не никчемная: этот узел устраняет водителя от обыденного «развлечения» хозяев «Уралов» на светофоре – мучительного поиска «нейтрали». Сейчас все делается одним взмахом руки... Седло – четкая копия того, что на WLA 42 – его повторили до мелочей и обшили доброкачественной кожей.
Имя байку – Old Friend, «Старый друг». А другу, вроде бы стар он ни был, не дело пылиться в гараже. Старина со мной на всех байкерских тусовках.
Общие данные: длина – 2320 мм / ширина 1040 мм / высота по седлу – 700 мм / дорожный просвет – 120 мм / объем бензобака – 17,5 л. / Движок – М-72, 1955 г.в., рабочий объем – 750 смз / поперечник/ход – 78 х 78 мм / мощность – 22 л.с. / переделан маховик для работы со стартером / прерыватель – от «Урала» / карбюраторы – Jikov / воздушный фильтр и глушители – от КБМТС, г. Ирбит. Коробка: механизм сцепления – штатный / КПП – все валы и шестерни изменены на «волковские», к корпусу приварено крепление для стартера / сделан ручной привод переключения передач / карданный вал – удлиненный / основная передача – «девятка». Ходовая часть: рама – удлинена на 150 мм и доработана изменен угол наклона управляющий колонки передняя вилка – из деталей штатной и «Урала-Вояж» / траверсы – от КБМТС / задняя подвеска – доработанные и облагороженные «свечки» М-72. Подвесное оборудование: бак, бардачки, приборная панель – доработанные Ремонт и эксплуатация от H-D WLA 42 седло – самодельное, копия H-D WLA 42 / пружины – от «Бурана» / руль, подножки, ручки руля, задний багажник и др. – от КБМТС. Тормоза: фронтальный – дисковый Brembo от «Урала-Вояж», с армированным шлангом / задний – штатный, с «доведенным до ума» барабаном. Шины: передняя и задняя – «волковские» Mitas 130/90-16’’. Электрическое оборудование: 12-вольтовый генератор «Урал» / стартер – от «Оки» / фара, указатели поворотов, стоп-сигнал, звуковой сигнал – от ЗИЛ-157, доработанные и отхромированные.

Алексей УРЕНЕВ,
г. Тюмень,
фото создателя
и Виктора ЗАВЬЯЛОВА