ИТАЛЬЯНЦЫ В ТРУБЕ
ИТАЛЬЯНЦЫ В ТРУБЕ
фото Жору САДКОВА, Дмитрия БУРЦЕВА
Наша родина намного поближе к миру MotoGP, чем вы считаете. Доказательством чему информация о том, что спецы итальянской инжиниринговой компании Engines Engineering приехали в подмосковный Дмитров, в НИЦИАМТ (по-простому - Дмитровский автополигон), проводить тесты байка GP125 в аэродинамической трубе. Другими словами производить доводку аэродинамических параметров гоночного байка для сезона-2004.
Предыстория такая: у итальянской компании есть в Рф отделение (Eco Engines), в каком творят выпускники Строгановки (столичной художественной Академии), а само отделение тесновато сотрудничает с НАМИ. Основное направление деятельности компании - проектирование мототехники по заказам мотоциклетных компаний, в том числе и очень узнаваемых (Yamaha, Ducati, Malaguti, Gilera и других). Пару лет вспять руководители решили вывести компанию на Подвескаивную арену и поучаствовать в мотогонках, в том числе и в MotoGP. В 2002 году команда Engines Engineering выиграла чемпионат Италии в классе 125 смз на байках Honda. А уже в 2003-м компания подготовила к роли в MotoGP байк своей разработки. По окончании гоночного сезона по результатам пробного роли в гонках спецы занялись совершенствованием байка. Кроме механических составляющих, стопроцентно переработан аэродинамический обвес байка, другими словами обтекатели, что и вызвало необходимость продувки в трубе с кропотливыми замерами результатов проведенных конфигураций.
Вот и приехали в Россию итальянцы во главе с основным спецом компании по испытаниям и доводке Леонардо Троцци. Его аккомпанировали: Массимо Куффиани, главный дизайнер этого байка, Дмитрий Бурцев, один из ведущих работников компании, также гонщик Толмачи Габор, которому предначертано выступать на испытуемом болиде в MotoGP-2004. Кстати, гонщик также "нуждался в продувке" - нужно же осознать и его аэродинамические характеристики!
Началось все с продувки байка совместно с гонщиком в полной экипировке. Чтоб было видно, как воздух обтекает экипаж, из специального устройства перед "рожой" байка распылялась струя дыма. Подсвечиваемая с другой стороны массивным софитом, она давала ясное понятие об организации воздушного потока. Посмотрев результаты, Леонардо распорядился снять со шлема гонщика гребешки и "антикрыло", установленные производителем, - эти детальки портили картину, правда, из-за специфичной манеры гонщика держать голову.
Снова пошла продувка. Сейчас шеф доволен. Но решил немножко приподнять край ветрового стекла. Так как испытывался реальный байк с макетом обтекателя, изменение вносили так: добавляли на плоскости пластилина. И опять продувка. Гонщику предложили чуток поменять посадку.
Меж тем ветер в трубе дует со скоростью 40 м/с, другими словами 144 км/ч, а температура воздуха - минус 2°С (он подается с улицы, очевидно, без обогрева). Логично, что Габор окоченел в собственном гоночном комбинезоне из перфорированной кожи. Любая продувка продолжается ровно три минутки - за этот период времени приборы успевают считать все показания датчиков. Совершенство просит жертв, потому гонщик утепляется с помощью "поддевки" всего только из полиэтиленовых пакетов - поверх комбеза он ничего надеть не имеет права! Отмечу: предложение "принять немножко для сугреву" отторг с негодованием: "Я же Подвескасмен!".
Тем временем выясняется, что компьютер не обработал результаты последнего теста. Нужно повторить… Повторили, после этого посиневшего гонщика отпаивали жарким чаем. На этом рабочий денек завершен - Габор улетел домой. Нагреваться.
На последующий денек за руль байка усадили облаченный в гоночный комбинезон полигоновский манекен - итальянцы именуют его "дамми-пайлот"*. И байк, и манекен обклеили особыми кусками распущенных веревочек - чтоб было видно, как потоки воздуха обтекают экипаж. После каждого теста вносились какие-нибудь конфигурации: поначалу дизайнеры поменяли форму воздухоотводов радиатора, позже вообщем их закрыли. Застыл Сх (коэффициента аэродинамического сопротивления) показал: конфигурации фактически не оказывают влияние на обтекаемость, а характеристики остывания изменяются!
Следом пошли работы с задней частью байка. Когда воткнули кусочек пенопласта меж "нижним отделом спины" манекена и задней частью обтекателя, аэродинамика стала лучше - завихрений меньше, соответственно обтекаемость лучше.
Еще одна любознательная вещь: для чего меряют давление в полутора метрах сзади байка? Оказывается, необходимо усугубить аэро обстановку в зоне вероятного нахождения конкурентов - чтоб никто не вздумал пользоваться аэродинамическим "мешком", не "спрятался" в его комфорте и отдыхал до самого финиша. Для этого даже попробовали сделать нечто вроде спойлера на заднем обтекателе. Разрежение сзади байка осязаемо уменьшилось, а турбулентность усилилась. "То, что необходимо!" - радуется Леонардо.
Произвели и огромное количество не видимых глазу конфигураций обвеса, в том числе и канала инерционного наддува - и всякий раз с замерами… В конце концов, шеф испытателей удовлетворен: "Мы сделали все, что желали!"
А на вопрос, почему конкретно дмитровскую трубу избрали для проведения испытаний, Леонардо ответил, что его тут все устраивает в техническом плане, а с денежной - тем паче… Вот и говорю, что мы можем гордиться причастностью к миру GP: наши сограждане участвуют в проектировании байка. Может быть, чемпионского.
фото Жору САДКОВА, Дмитрия БУРЦЕВА

Предыстория такая: у итальянской компании есть в Рф отделение (Eco Engines), в каком творят выпускники Строгановки (столичной художественной Академии), а само отделение тесновато сотрудничает с НАМИ. Основное направление деятельности компании - проектирование мототехники по заказам мотоциклетных компаний, в том числе и очень узнаваемых (Yamaha, Ducati, Malaguti, Gilera и других). Пару лет вспять руководители решили вывести компанию на Подвескаивную арену и поучаствовать в мотогонках, в том числе и в MotoGP. В 2002 году команда Engines Engineering выиграла чемпионат Италии в классе 125 смз на байках Honda. А уже в 2003-м компания подготовила к роли в MotoGP байк своей разработки. По окончании гоночного сезона по результатам пробного роли в гонках спецы занялись совершенствованием байка. Кроме механических составляющих, стопроцентно переработан аэродинамический обвес байка, другими словами обтекатели, что и вызвало необходимость продувки в трубе с кропотливыми замерами результатов проведенных конфигураций.

Началось все с продувки байка совместно с гонщиком в полной экипировке. Чтоб было видно, как воздух обтекает экипаж, из специального устройства перед "рожой" байка распылялась струя дыма. Подсвечиваемая с другой стороны массивным софитом, она давала ясное понятие об организации воздушного потока. Посмотрев результаты, Леонардо распорядился снять со шлема гонщика гребешки и "антикрыло", установленные производителем, - эти детальки портили картину, правда, из-за специфичной манеры гонщика держать голову.
Снова пошла продувка. Сейчас шеф доволен. Но решил немножко приподнять край ветрового стекла. Так как испытывался реальный байк с макетом обтекателя, изменение вносили так: добавляли на плоскости пластилина. И опять продувка. Гонщику предложили чуток поменять посадку.
Меж тем ветер в трубе дует со скоростью 40 м/с, другими словами 144 км/ч, а температура воздуха - минус 2°С (он подается с улицы, очевидно, без обогрева). Логично, что Габор окоченел в собственном гоночном комбинезоне из перфорированной кожи. Любая продувка продолжается ровно три минутки - за этот период времени приборы успевают считать все показания датчиков. Совершенство просит жертв, потому гонщик утепляется с помощью "поддевки" всего только из полиэтиленовых пакетов - поверх комбеза он ничего надеть не имеет права! Отмечу: предложение "принять немножко для сугреву" отторг с негодованием: "Я же Подвескасмен!".
Тем временем выясняется, что компьютер не обработал результаты последнего теста. Нужно повторить… Повторили, после этого посиневшего гонщика отпаивали жарким чаем. На этом рабочий денек завершен - Габор улетел домой. Нагреваться.
На последующий денек за руль байка усадили облаченный в гоночный комбинезон полигоновский манекен - итальянцы именуют его "дамми-пайлот"*. И байк, и манекен обклеили особыми кусками распущенных веревочек - чтоб было видно, как потоки воздуха обтекают экипаж. После каждого теста вносились какие-нибудь конфигурации: поначалу дизайнеры поменяли форму воздухоотводов радиатора, позже вообщем их закрыли. Застыл Сх (коэффициента аэродинамического сопротивления) показал: конфигурации фактически не оказывают влияние на обтекаемость, а характеристики остывания изменяются!
Следом пошли работы с задней частью байка. Когда воткнули кусочек пенопласта меж "нижним отделом спины" манекена и задней частью обтекателя, аэродинамика стала лучше - завихрений меньше, соответственно обтекаемость лучше.
Еще одна любознательная вещь: для чего меряют давление в полутора метрах сзади байка? Оказывается, необходимо усугубить аэро обстановку в зоне вероятного нахождения конкурентов - чтоб никто не вздумал пользоваться аэродинамическим "мешком", не "спрятался" в его комфорте и отдыхал до самого финиша. Для этого даже попробовали сделать нечто вроде спойлера на заднем обтекателе. Разрежение сзади байка осязаемо уменьшилось, а турбулентность усилилась. "То, что необходимо!" - радуется Леонардо.
Произвели и огромное количество не видимых глазу конфигураций обвеса, в том числе и канала инерционного наддува - и всякий раз с замерами… В конце концов, шеф испытателей удовлетворен: "Мы сделали все, что желали!"
