О буранах , газете Правда и вредном доценте
О "буранах", газете "Правда" и вредном доценте
ЗАПИСКИ УЧАСТНИКА ПЕРВОГО СНЕГОХОДНОГО ТЕСТ-ДРАЙВА, СОСТОЯВШЕГОСЯ 30 Годов назад
В 1973 году на Рыбинском моторостроительном заводе начали выпускать совсем необыкновенное транПодвесканое средство - лыжно-гусеничный снегоход "Буран". В то время каждое оборонное предприятие в дополнение к основному ассортименту обязали делать продукты народного употребления, при этом этих ТНП следовало выпускать "рубль на рубль", другими словами их цена должна быть эквивалентна фонду заработной платы служащих предприятия. Дело сложное: на РМЗ тогда трудилось более 40 тыщ человек. Потому за 1-ый год сделали всего только около тыщи снегоходов. Продажная стоимость вышла очень высочайшей - она равнялась половине цены автомобиля "Москвич". Жалоб и рекламаций на "Бураны" поступало много. Замминистра авиационной индустрии И. А. Салащенко, ответственный в авиапроме за выпуск ТНП и Подвеска, отдал указание организовать испытательный пробег "по северам", чтобы успешными плодами его проведения заглушить голоса жалобщиков.
В Рыбинск направили группу Подвескасменов - мастеров Подвескаа, членов сборной команды ДСО "Зенит" по зимнему туризму в составе Евгения Прочко, Олега Ильина, Александра Красикова и вашего преданного слуги, имевших опыт проведения сложных зимних походов в ненаселенной местности. К участникам пробега присоединились сотрудник журнальчика "За рулем" Борис Синельников и внештатный корреспондент "Правды" Валентин Иванов. От завода в команду вошли Герман Дерунов, Олег Бараев, Владимир Шведов и Евгений Сорокин.
Подготовили девять снегоходов "Буран" и саней-прицепов к ним, собрали снаряжение, провиант, запасные части и инструмент.
18 марта 1974 года под звуки духового оркестра и напутственные речи с промышленного аэродрома пробег стартовал.
…Снегоход сломался сходу за кустиками, окружавшими аэродром… Наилучшие комсомольцы, которым доверили работать на сборке в честь XVII съезда ВЛКСМ, видимо, запамятовали набить смазку в подшипник вариатора. За первой поломкой последовала 2-ая, потом 3-я… Начало путешествия было в особенности томным: нередкие поломки техники, притирка участников друг к другу, рваный ритм движения, устойчивая плюсовая температура, при которой перегревались движки, а снег просто растаял.
Маршрут проходил практически прямо на север повдоль тракта Ярославль - Архангельск. Равномерно дневной пробег увеличивался, маленькие неурядицы забывались. Через 6 дней после старта, пройдя 580 км, миновали Вельск и на десятый денек достигнули слияния рек Пинеги и Северной Двины. Общий километраж составил 1190 км. Дальше направление движения резко поменялось - пошли на восток повдоль реки Пинеги.
Путь пролегал через древние села Архангельской губернии - Кузомень, Пинега, Лешуконское. Тут в первый раз повстречались большие дома под единой крышей, совершенно адаптированные к грозной северной природе, с расписными диковинными львами и цветными фронтонами под коньками крыш. Меж Кузоменем и Пинегой размещен редчайшей красы Красногорский монастырь, в каком прожил свои последние годы и похоронен князь Василий Голицын, победитель царевны Софьи.
Последний населенный пункт на местности Архангельской области - поселок Койнас. Несколько веков тут проходил Печорский почтовый тракт, действовавший прямо до Величавой Российскей войны, другими словами до середины XX века. По рассказам свидетелей, еще в русское время дорога содержалась в безупречном состоянии, мельчайшие выбоины и ямки сразу засыпались песком, так что конные экипажи летом двигались по грунтовой дороге, как по асфальту... К 1974 году полотно дороги заросло юными деревцами.
К востоку от Койнаса проходит водораздел бассейнов рек, впадающих в Северную Двину, и Печорский тракт проложен по очень пересеченной местности. Пожалуй, это самое сложное место для снегоходов. Глубочайший, до 1,5 метров, рыхловатый снег, в который водители, сходя с "Буранов", проваливались по грудь. Крутые спуски и подъемы приходилось преодолевать, вытягивая технику всем миром на длинноватых капроновых тросах. Ох, как это не просто - 350 кг "живого" веса снегохода плюс 200 кг саней, нагруженных запчастями и походным скарбом…
ЗАПИСКИ УЧАСТНИКА ПЕРВОГО СНЕГОХОДНОГО ТЕСТ-ДРАЙВА, СОСТОЯВШЕГОСЯ 30 Годов назад

В Рыбинск направили группу Подвескасменов - мастеров Подвескаа, членов сборной команды ДСО "Зенит" по зимнему туризму в составе Евгения Прочко, Олега Ильина, Александра Красикова и вашего преданного слуги, имевших опыт проведения сложных зимних походов в ненаселенной местности. К участникам пробега присоединились сотрудник журнальчика "За рулем" Борис Синельников и внештатный корреспондент "Правды" Валентин Иванов. От завода в команду вошли Герман Дерунов, Олег Бараев, Владимир Шведов и Евгений Сорокин.
Подготовили девять снегоходов "Буран" и саней-прицепов к ним, собрали снаряжение, провиант, запасные части и инструмент.
18 марта 1974 года под звуки духового оркестра и напутственные речи с промышленного аэродрома пробег стартовал.
…Снегоход сломался сходу за кустиками, окружавшими аэродром… Наилучшие комсомольцы, которым доверили работать на сборке в честь XVII съезда ВЛКСМ, видимо, запамятовали набить смазку в подшипник вариатора. За первой поломкой последовала 2-ая, потом 3-я… Начало путешествия было в особенности томным: нередкие поломки техники, притирка участников друг к другу, рваный ритм движения, устойчивая плюсовая температура, при которой перегревались движки, а снег просто растаял.
Маршрут проходил практически прямо на север повдоль тракта Ярославль - Архангельск. Равномерно дневной пробег увеличивался, маленькие неурядицы забывались. Через 6 дней после старта, пройдя 580 км, миновали Вельск и на десятый денек достигнули слияния рек Пинеги и Северной Двины. Общий километраж составил 1190 км. Дальше направление движения резко поменялось - пошли на восток повдоль реки Пинеги.
Путь пролегал через древние села Архангельской губернии - Кузомень, Пинега, Лешуконское. Тут в первый раз повстречались большие дома под единой крышей, совершенно адаптированные к грозной северной природе, с расписными диковинными львами и цветными фронтонами под коньками крыш. Меж Кузоменем и Пинегой размещен редчайшей красы Красногорский монастырь, в каком прожил свои последние годы и похоронен князь Василий Голицын, победитель царевны Софьи.

К востоку от Койнаса проходит водораздел бассейнов рек, впадающих в Северную Двину, и Печорский тракт проложен по очень пересеченной местности. Пожалуй, это самое сложное место для снегоходов. Глубочайший, до 1,5 метров, рыхловатый снег, в который водители, сходя с "Буранов", проваливались по грудь. Крутые спуски и подъемы приходилось преодолевать, вытягивая технику всем миром на длинноватых капроновых тросах. Ох, как это не просто - 350 кг "живого" веса снегохода плюс 200 кг саней, нагруженных запчастями и походным скарбом…