На мотоциклеты, товарищи!
На мотоциклеты, товарищи!
Плакат на фронтоне Центрального музея современной истории Рф докладывал: «История байка в России», выставка Андрея Мятиева .
Тот, кто ожидал узреть много байков «живьем», ошибся – их было не достаточно. Но так и задумано. Так как у истории и реставрированной старины только в эталоне много общего. На самом деле же восстановленные раритеты часто не полностью передают дух собственной эры – на их накладывает отпечаток авторское восприятие времени реставраторами. И позже, отыскать в неплохой сохранности байк, скажем, довоенных лет удается все пореже, а в полусгнивших полусгнил и отзвук прошедшегоѕ Зато старенькые фото, документы, предметы не утратили запах «раньшего времени». Вот из них-то приемущественно и состояла экспозиция – из старенькых фото, другой раз начала века, значков и эмблем мотообществ королевской Рф и мотокоманд СССР, проспектов байков различных лет, кубков и личных вещей именитых гонщиков...
Награда устроителя экспозиции и обладателя значимой части всей этой роскоши Андрея Мятиева, 1-го из самых толковых и везучих русских собирателей, не только лишь в том, что он смог спасти от забвения и смерти уникальные вещи. Он вывел реликвии в современный формат «широкоэкранного» показа. Фотки карманного размера увеличены до размера в полстены – и рядом с тобою, зрителем, стоят в твой рост Различное из 1918 года. Вот член Всероссийского общества мотоциклистов держит руль битого-мятого, вероятнее всего, «американца». Ты можешь лицо в лицо разглядеть, как он горделив в собственной кожанке и фуражке с инженерной кокардой. Рядом во френче с несуразным галстуком (но на байке!) очевидно учрежденческий служака. Очередной с усиками и в фуражке «ленинского» покрояѕ На другом фото повдоль обочины трассы мотогонки Различное, в буденовке, кепи, шапке, в гимнастерке, толстовке, сюртуке и белоснежном пиджаке с «бабочкой» во все глаза наблюдают за несущимися в шаге от их мотоциклистами, а ты, зритель, тоже в шаге, по другую сторону этого живого коридораѕ Войдя во вкус «рассматривания под лупой», ты наклоняешься над щитами, читаешь документ с витиеватым заглавием: «Членский билет Общества содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог в РСФСР, сокращенно «Автодор», вот значок участника пробега Москва–Тифлис–Москва, а вот «Билет Всесоюзной авто-мото-вело-лотереи» (лотерея была одним из источников средств для постройки мотозаводов, а именно, ленинградского «Красного Октября» и Ижевского опытнейшего мотоциклетного в 1928–1934 гг.)... Вы когда-нибудь лицезрели вот так, перед очами, заслуги фаворитов мотогонок 20–30-х годов? А карбюраторы, которым столько же, сколько вашим прадедам, и их разрешается потрогать?.. Тут мотоистория в «широком формате».
О каждом из предметов собственной богатой коллекции Мятиев может говорить длительно и увлеченно. Их набралось столько, что он просто обязан был ее классифицировать, обобщить, и в конечном счете на свет появилась книжка «История русского байка. 1924–1945». Ее презентация прошла в рамках выставки. Бесспорное достоинство издания – масса уникальных фото, нигде ранее не публиковавшихся. Собранные за 20 лет, они составляют более полную историю возникновения, развития и становления русских байков. Уникальный том выпущен до досадного маленьким тиражом – всего 1000 экземпляров. Много растеряет тот, кто ее не полистает, а обладателям книжки можно позавидовать... Понимаете, не успокаивает даже то, что, как помечено на большей страничке, это только 1-ая часть. 2-ая выйдет этим же тиражом?
Выставка работала всего 11 дней. Грустно и то, что экспозиция временная, неизменного места для нее не предвидится. Нам остается надеяться, что организаторы грядущих русских мотосалонов и хоть какого рода мотоэкспозиций (дарю гениальную идею) додумаются приглашать Мятиева с экспонатами его коллекции. При этом за Энциклопедия грузовых автомобилей. Не в том смысле, что он должен будет платить, а напротив – так как публика, уверен, станет ломиться на мотовыставки хотя бы для того, чтоб узреть русскую мотоциклетную историю поблизости, в деталях, доныне неслыханных.