Как работает умственная транспортная система ITS

Как работает умственная транспортная система ITS
Предупредительные сигналы выводятся на экран навигационной системы.
Принцип организации системы ITS на местности NTC.
Предупреждение о вероятной помехе слева
Сходу несколько «активных» дорожных символов держут под контролем скорость в зоне школы.

Программка ITS (Intelligent Transportation System) — детище компании Nissan, которому в ближайшее время оказывается поддержка на уровне правительства Стране восходящего солнца.

Эта разработка уже проходит «обкатку» на дорогах общего использования префектуры Канагава. А более продвинутая версия — на местности Технического центра Nissan в Атсуги (NTC). NTC — город в городке. Со своими улицами, перекрёстками и автобусными маршрутами — безупречные условия для отладки ITS.

Базисная часть системы, уже допущенная на дороги общего использования, — это сеть оптических датчиков, коммуницирующих со особыми модулями, установленными на участвующих в опыте автомобилях. Цель — предупредить водителя о различного рода неожиданностях на дороге. О заторе, о машине, приближающейся по второстепенной дороге, о дорожных работах, действующих ограничениях и т.д.. А в контролируемых критериях NTC ниссановцы отрабатывают дополнительные меры по увеличению безопасности пешеходов.

Основная причина аварий с ролью пешеходов — привычка людей ходить на «красный». Светофоры на местности NTC всегда «зелёные» для пешеходов. И «красные» — для автомобилей. Но чуть машина останавливается перед переходом, её датчик передаёт сигнал светофору — и он переключается на зелёный свет. Другими словами связь меж автомобилем и инфраструктурой становится двухсторонней!

Но если авто будут повсевременно двигаться в режиме stop-and-go, возрастет расход горючего и возрастут выбросы вредных веществ. Потому оптические датчики перед перекрёстками должны оценивать интенсивность движения, а «мозги» светофора — рассчитывать фазу переключения так, чтоб приближающимся машинам не приходилось резко замедляться и ускоряться.

Но всё же ценность — безопасность пешеходов. Так, к примеру, на подъезде к местному «детскому саду» организована зона интерактивного контроля скорости: сигнал о превышении выводится прямо на экран бортовика машины.

Ради опыта ниссановцы оснащают автопарк NTC интерактивными модулями и компьютеризируют свою дорожную инфраструктуру. Всё — как на дорогах Канагавы. Даже ещё строже! Интерфейс HMI (человек-машина) дополняется новыми функциями: если шофер игнорирует запрещающий сигнал светофора, система HMI может вмешаться в процесс управления.

В конце концов, в Атсуги пробуют решить делему пробок, синхронизируя работу сходу нескольких светофоров зависимо от интенсивности потока. А заодно и одолеть очереди, возникающие на правых поворотах при выезде с второстепенных улиц (у нас это могли быть левые повороты). Если новые элементы системы ITS удачно пройдут тесты на местности NTC, их допустят и на дороги общего использования префектуры Канагава. А там, глядишь, и во всей Стране восходящего солнца.