В ОЖИДАНИИ КРИЗИСА
В ОЖИДАНИИ КРИЗИСА
ЦЕНЫ
/СТАТИСТИКА
В ОЖИДАНИИ КРИЗИСА
ДОСТИГНУВ ПОТОЛКА, ЦЕНЫ НА Российские АВТО Застыли. Навечно ЛИ?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Как всем понятно, на две недели - с 26 октября по 9 ноября АвтоВАЗ остановил выпуск автомобилей "в связи со сложившейся ситуацией на рынке". Как заявил вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей компании Владимир Кучай, АО "АвтоВАЗ" не планирует увеличивать отпускные цены, "но не будет их и снижения".
"Что касается отпускных цен, мы в течение последних лет их только поднимаем, при этом делаем это темпами, которые ниже темпов инфляции, - считает В. Кучай. - Но мы осознаем, что сейчас цены на наши авто фактически достигнули потолка, за которым они становятся соизмеримы со ценой новых дешевых импортных машин".
В сентябре дилеры АвтоВАЗа попробовали единовременно и сообща прирастить на несколько процентов цены всех моделей - не вышло. За последний месяц цены в Тольятти, по данным агентства "ЛадаОнлайн", даже снизились. В особенности на "классику" - практически на 10%. "Самары" подешевели на 0,2%, "нивы" - на 0,7%. Только "10-ки" не двинулись в стоимости. В Москве розничные цены тоже закончили расти прямо за отпускными - выше некуда.
И в течение октября розничные цены на авто ВАЗ (в первый раз за пару лет!) практически не поменялись. Модели "десятого" семейства как и раньше стоят в Тольятти в среднем от 175 тыс. руб. (2112 и 21102) до 186 тыс. руб. (21113). "Пятнадцатая" - в среднем 161 тыс. руб., "четырнадцатая" - 157 тыщ. VAZ 21099 и VAZ 2109 продаются в Тольятти в среднем по 153 и 143 тыс. руб. "Восьмерка" - на пару тыщ дешевле "девятки". А вот в Москве они дороже в среднем на 9-12 тыс. руб. (наибольшая разница цен - 15 тыс. руб. - на модели VAZ 2112 и VAZ 21083). Завышенный спрос на дешевенькие "пятерки" стимулировал их подорожание в среднем на 3,5 тыс. руб. (средняя цена на данный момент равна 96-97 тыс.). "Семерки" в Тольятти как и раньше стоят 102-103 тыс. руб., а "четверки" - 108-109 тыс. руб. В Москве вся "классика" дороже, чем в Тольятти, на 7-10 тыс. руб. "Нивы" стоят на данный момент в Тольятти 130-132 тыс. руб., а в Москве - 137-138 тыщ (на уровне прошлой зимы).
И все-же в торговле верно обозначился застой: на площадках АвтоВАЗа и складах дилеров скопилось, по различным сведениям, до 70 тыс. нераспроданных автомобилей. Соблазнительно разъяснить это сезонным спадом, который продлится приблизительно до февраля. Но ведь в другие годы ему предшествовал летний всплеск, которого сейчас не было. В таких критериях ВАЗу придется либо сокращать создание далее, либо все-же снижать цены. Ни тот, ни другой вариант управляющих АО не устраивает. Потому, чтоб выжить, российским производителям придется пойти на целый ряд непопулярных мер. 1-ый шаг уже изготовлен: под их нажимом правительство подняло таможенные пошлины на иномарки старше 7 лет. На очереди - другие иномарки (повысить пошлины на их планируется года через три). Да и этого не достаточно! Означает, остается один выход - снижать собственные издержки.
Сейчас на Волжском автозаводе готовится сокращение штатов. По словам генерального директора Виталия Вильчика, остановка сборочного потока не решает всех заморочек АвтоВАЗа, потому в последнее время будут предприняты увольнения, которые коснутся руководящего состава, служащих и вспомогательного персонала. Те, кто хоть раз имел дело с основным нашим автогигантом, согласятся - эта мера издавна назрела. Уже больше 10 лет "строим капитализм", а АвтоВАЗ как был, так и остался огромной забюрократизированной структурой "совкового" типа. Но одних только кадровых чисток все равно не достаточно, чтоб сделать завод современным и выгодным. Прогуливаются слухи и о том, что непростая ситуация на АвтоВАЗе может привести к переделу принадлежности.
Кому все-же принадлежит завод, точно непонятно (это одна из обстоятельств, почему сюда не рвутся западные инвесторы). Собственность тут распределена хитро: к примеру, 33% АвтоВАЗа принадлежит небезызвестному концерну АВВА, 19,5% - ЗАО ЦО АФК. При всем этом сам АвтоВАЗ обладает в этих обществах контрольными пакетами. Акционеры АвтоВАЗа выбирают управляющих завода, а завод, в свою очередь, выбирает управляющих компаний, которые ему принадлежат (нередко это одни и те же Различное). И хотя сами руководители обладают маленьким количеством акций, они на самом деле - истинные собственники завода, как и многих фирм-поставщиков. Потому, по воззрению профессионалов, сплошь и рядом практикуются поставки ВАЗу девайсов по завышенным ценам, вексельные расчеты, съедающие до 15% обратных средств, списание дебиторской задолженности, кредитование посторониих компаний под высочайшие проценты за счет средств АвтоВАЗа. О какой рентабельности может идти речь при таковой схеме? Естественно, в критичной ситуации управление декларирует меры по сокращению издержек, но к суровому улучшению ситуации - понижению цен, увеличению свойства и т. п. - они, вероятнее всего, не приведут.
На катигоричные же перемены сегодняшний генералитет навряд ли способен, потому ждать можно только 1-го - массированной атаки на правительство с целью предстоящего ограничения ввоза иномарок-конкурентов.
P. S. Меж иным, и Горьковский авто завод со 2 по 10 ноября приостанавливал выпуск легковых автомобилей. И не впервой: нерабочими деньками объявлялись 11, 18, 19 и 25 октября. Такое решение было принято "в связи с конфигурацией конъюнктуры на рынке, понижением спроса на легковые авто, также оптимальным внедрением рабочей силы". На Ижевском автозаводе также озабочены корректировкой планов - естественно, в сторону уменьшения...