ИГРА в ШАШЕЧКИ
ИГРА в ШАШЕЧКИ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/КАЛЬКУЛЯТОР
ИГРА в ШАШЕЧКИ
МОЖНО ЛИ РАЗБОГАТЕТЬ, ПОДРАБАТЫВАЯ ИЗВОЗОМ?
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
айдется ли автовладелец, который хотя бы раз не "калымил" на собственной машине? "Полтинничек на заправку" излишним не бывает, да если еще клиенту нужно в ваш район...
Отлично так рассуждать, когда в кармашке водится монета и "калымишь" нечасто и в охотку. А если "бомбардировать" раз в день, чтоб залатать денежные дыры? Романтики здесь никакой - одинаковая работа и четкий расчет. Вот о нем-то и побеседуем - прикинем на калькуляторе: сколько приносит этот сложный бизнес? Что ж, пора выезжать...
ЗАРАБОТОК
Самые высочайшие цены, понятное дело, в богатой Москве. Каждый километр по счетчику такси - 10 рублей. Но нас заинтересовывают не официальные тарифы, а ставки "нелегалов", промышляющих извозом. И в столице, и в других городках они приблизительно в 1,5-2 раза ниже официальных. Сравните - проехать километр в питерском такси стоит 7 рублей, а с частником можно торговаться из расчета четыре целковых. В Краснодаре официально за километр требуют 5 рублей, машина без шашечек поедет за "трешник". Выезд за черту крупного города поднимает тарифы приблизительно в полтора раза.
Вобщем, кто решил подработать на собственном авто, уже через несколько рейсов будет знать конкретно цены и изучит все действующие на их причины. Можно набросить энную сумму "за скорость" либо, напротив, снизить ставку, если сзади порыкивает мотор соперника. И, пожалуй, главное - доходной окажется только половина пробега! Приблизительно 50% времени вы проведете в поисках клиентов. Но довольно о доходах - куда увлекательнее и полезнее разглядеть...
Главные РАСХОДЫ
Малые денежные издержки несут индивидуальные водители, имеющие возможность в свободное от основной работы время "подкалымить" на хозяйском авто. На бирже таксомоторов шофер темной "Волги" с муниципальным номером может смело "играть на снижение" - его километр обходится в среднем около 1-го рубля, растраты лишь на горючее (данные по остальным моделям приведены в табл. 1). Время от времени и его удается списать за казенный счет. Тогда все заработанное - незапятнанная прибыль.
Когда из-под капота "баржи" доносится непривычное российскому уху дизельное тарахтение, доход практически в 1,5 раза выше. Вообщем надежный дизель в такси жуть как выгоден (ЗР, 2001, № 4).
Частник, который "бомбардирует" на собственной машине, обязан подходить к работе более расчетливо. Не считая бензина нужно еще раскошеливаться на запчасти. Обычно ремонт, даже суровый, таксисты-нелегалы делают своими силами (см. табл. 1). Вобщем, если доходы позволяют либо работы очень много, можно "барствовать" в автосервисе. Такие издержки выделены в таблице отдельной строчкой.
Частник не должен забывать еще об одной принципиальной статье расходов. С каждым деньком и километром стоимость его кормильца неумолимо падает. И если этот фактор не учесть, перспектива поменять старенькую машину на чего-нибудть поновее станет призрачной. Последние строки в таблице - итоговые. В их учтены расходы на запчасти, бензин, падение цен. Но еще есть и...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
Столкнуться с ними ранее либо позднее придется. Сколь ни удачлив "таксист", он не застрахован от встречи с сотрудником ГИБДД. На свидание грех идти без подарка, потому две-три сотки всегда должны согревать кармашек.
Работа на извозе - опасная. Возница должен уметь себя защитить. Газовый пистолет, естественно, неплох, но необходимо разрешение, ну и стоимость кусается. Лучше ограничится газовым баллончиком за 50-150 рублей зависимо от емкости и "запаха". Электрошок стоит дороже - 550-800 рублей; действует стремительно и достаточно отлично.
Но это - только нагая теория. Дополним ее записанным слово в слово монологом "бомбилы", который, кроме основной работы, зарабатывает на жизнь извозом. Он поведал о собственном втором ремесле и показал листочек с расходами и доходами за последнюю неделю (табл. 2).
НЕДЕЛЯ ТАКСИСТА-НЕЛЕГАЛА
"Встаю рано, чтоб подобрать утренних клиентов. На службу к 10.00, потому пара часов в припасе есть. Обычно объезжаю возлюбленные точки - кого-нибудь да подхвачу до неблизкой станции метро. Когда тридцатник, время от времени 40 рублей "срублю" на пятикилометровом маршруте. Если дела совершенно плохи, подъезжаю к автобусной остановке и кидаю клич: до метро по "чирику" с каждого. Столько же маршрутка стоит, потому три-четыре человека всегда найдутся.
Вечерком - ужаснее. У метро обычно "свои" стоят. Раз им в хвост пристроился, стал пассажиров ожидать - сходу двое подошли: либо уезжай, молвят, либо плати. Приходится круги около выходов порезать: на первом никого не подхватишь, на 2-ой заходишь - есть пассажир. А когда пробки рассасываются, можно и в центр человечка подбросить. Здесь в один прекрасный момент домой возвращаюсь - мужчина голосует: на другой конец городка за 250 рублей. На оборотной дороге еще полтинничек заработал. Три сотки за 80 верст - не так плохо.
Но, признаться, прошедшая неделя была не самая успешная. Два раза чинил свою "девятку": 1-ый раз по мелочи - колодки фронтальные износились, а в воскресенье до поздней ночи менял сцепление. Из-за этого только 20 рублей и успел в тот денек заработать - по пути до магазина "Автозапчасти" даму подвез.
Одно к одному - в пятницу вечерком к тому же на гаишный радар налетел. Клиент попросил в аэропорт отвезти, за скорость пообещал "стольник" сверху набросить. Поехали... На самолет-то он успел, а мой навар достался расторопному лейтенанту... За неделю - 1410 рублей, из их прибыль - 420 рублей".
Порядок доходов приблизительно совпадает с теоретическим: учтем безизбежно огромные холостые пробеги, износы, падение цены и т. д. (посчитайте по таблице 1 - прибыль на бумаге составит 600 рублей при 50% холостого пробега и таксе 5 руб./км). Теоретические выкладки совпадут с практикой на большем отрезке времени... и что все-таки мы увидим?
* * *
Навряд ли при помощи извоза вы разбогатеете, накопите на новейшую машину, дачу, квартиру. Этих надбавок к основной заработной плате хватит в наилучшем случае на маленькие личные нужды и будущие ремонты автомобиля. Подрабатывать извозом - все равно что делать маленький мотивированной вклад: накопил и не жалея издержал. Чтоб получать на развозном поприще отличные Энциклопедия грузовых автомобилей, нужно заниматься этим мастерски. Но это уже другая тема.
Тем, кого заинтриговала приведенная тут информация, советуем обратиться еще к материалам в № 1, 4, 7 за этот год.
P.S. Поехать "побомбить", что ли? До заработной платы еще неделя, а друзья зовут пиво попить. Пятница все-же...