ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ
ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ЗАГЛЯНЕМ В СВЯТЦЫ
ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ
Такое с полным правом можно сказать о том, как НАМИ - Научный автомоторный - вот уже 80 лет служит российскему автомобилестроению.
Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ
Читателям "За рулем" со стажем, и не только лишь им - всем, кого заинтересовывали дела нашей автоиндустрии и авто науки, их история, должны быть знакомы эти сухие аббревиатуры и сокращения: ЦНИТА, ЦНИДИ, НИИТавтопром, Гипроавтопром, ЦНИАП, ВНИИ подшипниковой индустрии и многие схожие им. И все таки сейчас не достаточно кто помнит, что они все - эти научные, исследовательские, проектные университеты, обслуживавшие наше автопромышленность, - родом из НАМИ, все должны ему своим рождением и становлением.
"За рулем" в протяжении 10-ов лет писал о том, что разрабатывалось и создавалось в НАМИ, на его страничках выступали ведущие спецы института, начиная с патриарха русской авто науки академика Чудакова. Тут же мы вспомним всего только несколько фактов, событий, фото - мелкие штришки к богатой биографии НАМИ, вобравшей в себя черты собственного непростого времени.
НАЧАЛО НАЧАЛ
В 1918 году Высший совет народного хозяйства РСФСР по предложению узнаваемых ученых Николая Брилинга и Евгения Чудакова сделал Научную авто лабораторию, которую три года спустя преобразовали в НАМИ. А еще через два года тут был разработан и прошел тесты 1-ый легковой малолитражный автомобиль "НАМИкар". Скоро группа юных инженеров во главе с К.А. Шараповым представила уже несколько конструкций, и к первомайскому праздничку 1927 года столичный завод "Спартак" на базе какой-то из них выпустил партию малолитражных НАМИ-1 с V-образным двухцилиндровым движком воздушного остывания (рабочий объем - 1,2 л, мощность - 22 л. с. при 2800 об/мин); всего сделали тогда около 400 экземпляров. Макет последующей модели - он получил заглавие НАТИ-2 - снабдили более совершенным 4-х цилиндровым движком.
Этапным в довоенной истории НАМИ стало создание в конце 30-х годов автомобиля КИМ-10, разработкой которого управлял главный конструктор института Островцов. К началу войны Столичный автозавод выпустил 750 таких машин. Посреди приметных работ тех пор можно упомянуть и аэросани, и вездеходы на базе грузовых и легковых автомобилей - в их была большая потребность.
Несчастный НОМЕР
В 50-х годах в КБ легковых автомобилей НАМИ спроектировали несколько уникальных прототипов с задним расположением мотора. И ах так бывает: присвоенный первому из их номер НАМИ-013 оказался вправду "чертовой дюжиной". Злоключения начались с того, что макетный эталон на заводе опытнейших конструкций (ЗОК) уронили... со второго этажа. И это еще не все. Конструктор мотора запамятовал (бывало и такое) предугадать зазоры меж поршнем и цилиндром - на ЗОКе, длительно не раздумывая, поршни забили кувалдой. Создателю этой статьи поручили "доработать" движок. Пришлось выбивать поршни, а потом, используя опыт доводки моторов Подвескаивных байков, ратфилем придавать им требуемый профиль - овал, конус, "холодильники". Движок заработал, но уже при 4000 об/мин его очень огромные клапаны начинали подпрыгивать и мощность падала до нуля. Не достаточно того: ошибка в конструкции управляющего управления добивалась поворачивать руль в сторону... обратную повороту машины! Ни один шофер даже за обещанную премию не рискнул ездить на таком автомобиле хотя бы по двору. Проект "013" закрыли...
Лилипуты В СТРАНЕ ГИГАНТОВ
В послевоенной Европе появились - и воспользовались фуррором - различные микролитражные авто. НАМИ получил задание - проверить, не подходят ли такие и нам. Были куплены эталоны, начались тесты. Создателю достался самый небольшой - "Кляйншнидгер" с движком 125 смз и рулем меж коленями. Полигона тогда не было, и дорожные тесты вели на Ленинградском шоссе ранешным днем, когда движение еще не начиналось. А для оценки проходимости в экстремальных критериях машины выслали на... трассу грузового кросса. Мой "малыш" не подвел. Фронтальные ведущие колеса с муфтами свободного хода заместо дифференциала уверенно тащили легкую машину по колеям от грузовиков в глубочайшей грязищи. Гладкое днище скребло по грунту и камням, но машина никогда не застряла. Более массивным ее собратьям временами требовалась помощь, но в целом и они выдержали тесты. Правда, на выезде с проселка на шоссе выполнил "бочку" трехколесный "Мессершмит", но отвертелся всего только разбитым колпаком над водителем.
Стоило нашей колонне где-нибудь тормознуть, как сразу собирались толпы мечтавших о дешевеньком автомобильчике. Он так и не появился: "наверху" решили, что для наших критерий подобные машины не подходят. Наверное, верно.
Оборотная СВЯЗЬ
В конце 50-х годов началось строительство Запорожского авто и Мелитопольского моторного заводов. В то время в НАМИ разработали отлично уравновешенный малогабаритный оппозитный движок для "Запорожца", скоро получившего кличку "горбатый". Но в одном британском журнальчике появилась статья под ехидным заглавием "Фолькс Фиатович". Британцы намекали, что концепция кузова русской новинки скопирована с ФИАТ-600, а движок и передняя подвеска - с "Фольксвагена-Жук". Управление автопрома оперативно отреагировало на "критику из-за рубежа" и обязало конструкторов отрешиться от оппозитного мотора в пользу V-образного, правда, тоже разработанного НАМИ.
Зеленоватая ВОЛНА
Начавшаяся в мире более 30 годов назад борьба с выбросами ядовитых веществ автотранПодвескаом обусловила одно из приоритетных направлений в теме института. Разработанная в НАМИ система "Каскад", обеспечившая применимое для собственного времени понижение выброса оксида углерода и углеводородов, также уменьшение расхода горючего, внедрена на автомобилях ВАЗ, УАЗ, ЗАЗ. Микропроцессорную систему управления впрыском бензина и зажиганием, сделанную в НАМИ вместе с НИИП (г. Жуковский), уже три года выпускает для автомобилей "Волга" Раменский приборостроительный завод. В 1997 году получила путевку в жизнь новенькая система АВТРОН. Она обеспечивает десятикратное понижение токсичности отработавших газов на автомобилях, оборудованных каталитическим нейтрализатором.
А сейчас вернемся к тому, что было сказано выше: тут только мелкие куски из истории долгой жизни НАМИ, которая вместила в себя тесты бессчетных (и самых различных) образцов авто техники, исследования в области конструирования и постройки движков, доводку машин до данных динамических, экономических и экологических характеристик, работы по наддуву, газовой турбине и многие, многие другие.
На данный момент, как досадно бы это не звучало, далековато не наилучшее время для российскей науки. В НАМИ все же не прекращают работы, которые еще будут нужны русским автомобилестроением, русской авто наукой.
"НАМИ-Карапет" - 200 кг, 500 смз, 8 л. с. (1924 г.).
НАТИ-2 на демонстрации.
Макет на испытаниях.
НАМИ-АР, прототип "русского внедорожника".
"Изетта" (впереди) и "Кляйншнидгер" на трассе грузового кросса.
НАМИ-С4, полугусеничный из 60-х.
Редакция "За рулем" поздравляет
Научно-исследовательский авто и автомоторный институт - НАМИ,
всех его служащих с датой, которой можно гордиться, - восьмидесятилетием!