Суицид!
Суицид!
АНКЕТА "ЗА РУЛЕМ"
Суицид!
Не предоставлять преимущество, не соблюдать дистанцию...
Из года в год сми и "За рулем" в числе их публикуют статистику аварийности - сухой официальный документ, собственного рода отчет о проделанной ГАИ работе по регистрации дорожно-транПодвесканых происшествий и их причинах. Но это взор на делему с одной стороны - органов МВД. Меж тем есть и другая - сами водители, которые судят о ДТП со собственной колокольни - виновников и жертв того, что творится на наших дорогах. К ним-то мы и обратились с просьбой честно, как на духу, наедине с собой признаться в прегрешениях за рулем и таким макаром посодействовать ответить на волнующее всех: почему на наших дорогах - война? Скажем сходу: ваши ответы на вопросы анкеты и приобретенные на базе их данные впечатляют еще больше обычной статистики ДТП, которая жутка уже сама по для себя числом жертв, калек, поломанных жизней.
Начнем с самого шокирующего: 76% водителей из 40 тыщ ответивших на анкету (спасибо им за это) честно признались, что нарушают Правила дорожного движения. Вникните только: три из 4 автомобилей повсевременно представляют опасность для жизни окружающих! Ну, и для своей. Тяжело представить, что мы не ценим свою жизнь, которая, как понятно, дается один раз. Но, похоже, садясь за руль, мы напрочь об этом забываем: "Эх, была - не была!"
Более всераспространены три вида нарушений: превышение скорости, нарушение правил обгона и... несоблюдение дистанции. Из числа тех, кто ответил, что нарушает ПДД, ездят с недозволенной скоростью все 100%! Любопытны и другие числа, а конкретно: сколько водителей из тыщи грешат теми либо другими нарушениями. Приведем "цифирь" (рис. 1).
Превышение скорости - 761.
Нарушение правил обгона - 280.
Несоблюдение дистанции - 230.
Выезд на встречную полосу - 186.
Езда с неисправными световыми устройствами и не надлежащими требованиям ПДД колесами - 150.
Езда на "красноватый" сигнал светофора - 103.
Езда с неисправными тормозами - 65.
Езда в нетрезвом состоянии - 48.
Непредоставление достоинства - 48.
Кто-то произнесет, ну и что? Езжу так и ничего не случилось. Нет, просто подфартило. Пока не верите? Вот реальный опыт наших читателей - ответы на вопрос "Случались ли ДТП по этой причине?" (рис. 1). (Естественно те, кто поплатился жизнью, не смогли ответить на наши вопросы.) Мы называем совершенные нарушения и их последствия - количество попавших в ДТП (на тыщу водителей, допускающих эти нарушения). Превышение скорости - 63. Нарушение правил обгона - 43. А вот несоблюдение дистанции - 303. Дальше: выезд на полосу встречного движения - 43, движение с неисправным освещением и негожей "резиной" - 61, с неисправными тормозами - 140. А вот состояние опьянения привело к аварии уже 167 водителей (напомним, по их собственному признанию). Это без малого каждый 5-ый, позволивший для себя совсем недозволенное - пару рюмок водки либо других крепких напитков. Престижный сегодня проезд на "красноватый" не остался без последствий для 42 наших респондентов - просто отвертелись! Зато практически каждый 2-ой(!) побывал в аварии из-за непредоставления достоинства другим водителям либо пешеходам - 438! Вот так.
А сейчас очень интересно сопоставить данные нашей анкеты с официальной статистикой ГАИ (рис. 2 и 3), которая исходит из того, что всего в Рф записанно 30 миллионов транПодвесканых средств, в том числе 16 миллионов легковых автомобилей (см. стр. 6). Итак вот, за прошедший год, по сводкам ГАИ, одно происшествие из-за превышения скорости приходилось на 1300 транПодвесканых средств, из-за несоблюдения дистанции - на 9000, из-за обгона и выезда на встречную полосу - на 2000. Любопытно выходит, даже если привести к "общему знаменателю", в расчете на 1000, как было выше. Читатели молвят о том, что практически послужило предпосылкой ДТП, а ГАИ - что официально записанно. Очевидно, создадим скидку на то, что отвечавшие на анкету суммировали свои аварии за пару лет. Но все равно что-то не сходится.
Для справки: в 1996 году в РФ, где на 1000 обитателей, как понятно, приходится 120 автомобилей, записанно 160523 ДТП, а, скажем, во Франции, где далековато не самые дисциплинированные водители, - 180 000, хотя автомобилей там вчетверо больше.
Но продолжим анализ "анкетных данных". Выходит, что превышение скорости - безопасный проступок по сопоставлению с непредоставленным преимуществом, что "неверный" обгон не так страшен, как простое несоблюдение дистанции, что неисправности в машине существенно коварнее, чем выезд на встречную полосу, не говоря о проезде на "красноватый". Есть над чем задуматься? Попутно вспомним и о наказании. Согласно КоАП, за несоблюдение дистанции вы заплатите максимум 41 тыщу рублей, за превышение скорости и неработающие тормоза - 250, за обгон и проезд под "красноватый" - 83, а выезд на встречную полосу и непредоставление достоинства обойдется в 167 тыщ. Но это уже - производное, а нас интересует сущность.
Скажем, как статус (специалист либо любитель), стаж вождения и возраст водителя сказываются на отношении к законам дороги.
Результаты анкеты не оправдали представления тех, кто подразумевает, что водители-профессионалы более дисциплинированны и нарушителей посреди их меньше. График "Нарушения ПДД любителями и специалистами" (рис. 4) указывает, что соотношение практически однаково. Посреди первых - 80% нарушающих ПДД, ненарушающих - 20%, а посреди вторых - 78 и 22%. В наше время, судя по анкете, проф принадлежность к шоферскому обществу не лежит в базе нарушений ПДД.
Возьмем очередной нюанс, затронутый в нашем опросе. В состоянии ли мы с годами отрешиться от дурной привычки нарушать ПДД? В этом плане увлекательны данные, выставленные на рис. 5, - изменение соотношения нарушающих и ненарушающих ПДД зависимо от возраста. Выяснилось, что с годами удельный вес нарушающих ПДД становится все-же меньше, хотя во всех возрастных группах очевидное доминирование нарушающих ПДД над теми, кто их делает, сохраняется.
В возрастной группе до 20 лет соотношение нарушающих и ненарушающих составляет 77 и 23%, в возрастной группе 21-30 лет оно добивается критичных величин - 84 и 16%, а позже несколько понижается: в возрасте от 31 до 40 лет до 82 и 18%, в группе от 41 до 50 лет оно уже 74 и 26%, а посреди тех, кому больше 50 лет, это соотношение равно 58 и 42%.
Кто-то произнесет: привычка - 2-ая натура, особенная черта нрава. Но, с учетом размещенных данных о нраве водителя (см. ЗР, 1996, № 5), речь вероятнее всего идет не столько о привычке, сколько об определенных, прирожденных качествах. А именно, скорее всего, настолько нужное качество для водителя, как смелость, решительность, обеспечивающее уверенность поведения на дороге, в собственной диалектической противоположности и оборачивается фактором риска. Так что давайте держать в голове о том, что не сам автомобиль является средством завышенной угрозы, а сначала мы сами, водители, со своим нравом, амбициями, невыдержанностью становимся фактором риска на дороге. Задумаемся над этим. Ведь не самоубийцы и не убийцы же мы по правде.
Осталась еще одна сторона трудности: соотношение нарушающих и ненарушающих Правила зависимо от стажа вождения. Оказывается (рис. 6), повышение стажа вождения не играет приметной роли в нарушении ПДД. Если посреди водителей со стажем до 1 года нарушающих ПДД - 68%, а ненарушающих соответственно 32%, то со стажем от 2 до 5 лет это соотношение - 81 и 19%; от 6 до 10 лет - 84 и 16%, а выше 10 лет - 75 и 25%. Так что, повторимся, и стаж вождения не является значимым фактором в понижении удельного веса нарушающих ПДД.
Результаты обработки анкеты требуют глубочайшего осмысления и сурового анализа. Или что-то с нами не в порядке, или движение скооперировано так, что ездить без нарушений нереально, или система контроля безопасности движения дает сбой. Но ситуация очевидно ненормальна и просит корректировки. По другому мы все, кто ездит в автомобиле, обречены.
Редакция