ПРИМЕРИМ ЦИЛИНДРЫ
ПРИМЕРИМ ЦИЛИНДРЫ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ПРИМЕРИМ ЦИЛИНДРЫ
Сериал "тормозных" экспертиз открывают задние рабочие цилиндры для ВАЗов. Каковы завезенные из других стран узлы в сопоставлении с "родными"?
Миша КОЛОДОЧКИН
Внутренности таких изделий "заселены" достаточно плотно - российский вариант содержит более 20 деталей, показанных на рис. 1 и 2. Их завезенные из других стран коллеги поординарнее, но об этом - чуток ниже.
Напомним, как работает задний цилиндр. В поршне изготовлена проточка, которая обширнее упрямого кольца на 1,25-1,65 мм - данная величина определяет спектр обоюдного перемещения пары "поршень-кольцо". При первом торможении поршень давлением тормозной воды двигается совместно с упрямым кольцом до того времени, пока фрикционная накладка тормозной колодки не коснется внутренней поверхности барабана. Отпустил педаль - стяжная пружина тормозного механизма возвращает поршень вспять до упора в кольцо, которое при всем этом остается недвижным. Дело в том, что сила трения меж кольцом и зеркалом цилиндра превосходит усилие пружины, потому кольцо двигается по цилиндру исключительно в момент торможения (по мере износа тормозных накладок) и исключительно в одну сторону - от центра к краю. Таким макаром, зазор меж накладкой и барабаном автоматом поддерживается в обозначенных границах.
Для оценки совершенства современных цилиндров были выбраны изделия компаний Lpr и CIFAM (из государств ЕС), ITT (Германия) и "Базальт" (Миасс, Наша родина) - по три штуки каждого типа. Все обретенные цилиндры были в фирменной упаковке с "оборотным адресом" - безымянные изделия с рынка отсеяли на стадии "собеседования". 1-ые воспоминания: Lpr - самый красивый, "германец" - самый дорогой, соотечественник - более доступный. Но перейдем от лирики к "физике".
Измерения геометрических размеров цилиндров оказались первым камнем "в наш огород" - выяснилось, что все три "россиянина" хоть малость, но отличаются друг от друга. Вобщем, отличия не выходят за границы допустимого. Самое увлекательное - впереди.
Пригласив по одному участнику от каждой команды, специалисты развели их поршни в последние положения и проверили плотность цилиндров поначалу при давлении 0,75 МПа, а потом - при 15 МПа. После чего бедняжек расположили в концентрированный раствор поваренной соли NaCl и применили к ним "допрос третьей степени" - подвергли повторяющейся нагрузке с давлением в конце цикла 5,0 МПа и температуре раствора 70°С. И так 16 000 циклов по 1000 циклов в час. По окончании пытки подопытных продержали еще четыре суток в концентрированном растворе соли, но уже при комнатной температуре. Потом измученных конкурсантов высушили на воздухе, передвинули поршни в начальное состояние и сравнили усилие их перемещения с показателями тех цилиндров, которые выступали в качестве зрителей. Когда "засоленные" поршни раздвинулись в последние положения, повторили тест на плотность. Приобретенные данные представлены в таблице.
Результаты испытаний внушают оптимизм - ни один из "допрашиваемых" не попросил пощады. Плотность все сохранили, а давление перемещения несколько возросло только у представителя команды CIFAM. Таким макаром, хотя бы одну московскую зиму хоть какой из таких цилиндров перенесет расслабленно. А далее?
Для того, чтоб спрогнозировать это самое "далее", цилиндры вскрыли. К огорчению, "россиянин" пострадал больше всех - темный налет на поршне (фото 1) - итог разложения материала резинового кольца. Длительно таковой цилиндр не протянет. Зарубежные кольца оказались покрепче и послужат еще.
Кстати, о кольцах. Резинка в виде малеханького бублика, именуемая "торовое уплотнительное кольцо", очевидно устарела - все завезенные из других стран цилиндры употребляют уплотнение так именуемого воротничкового типа. Напомним, что конструкция ввезенного поршня куда проще нашей (рис. 2).
Интересно, что из 4 представленных изделий схожую конструкцию поршней имеют только ITT и CIFAM. "Базальтовский" поршень (фото 2) стоит домом: он не только лишь конструктивно непростой, но вприбавок изготовлен из алюминия - раздолье для химической коррозии! "Ихние" поршни (фото 3 и 4) сделаны из стали с гальваническим покрытием - весят они побольше, но прослужат очевидно подольше. У поршня Lpr своя изюминка - упрямое кольцо находится далее от середины цилиндра, чем уплотнительное. При сборке цилиндра этим убивают 2-ух зайцев - во-1-х, отпадает необходимость ориентировать прорези упрямых колец в сторону штуцера (обыденный цилиндр по другому не прокачать!), а во-2-х - если упрямое кольцо процарапает зеркало цилиндра, то на живучести "резинки" это никак не отразится: она вошла первой...
И очередное замечание в адресок "Базальта" - плохо уплотняется штуцер прокачки. Его резьба имеет малую высоту, а уплотняющий конус изготовлен некачественно - в итоге при попытке затяжки шестигранник упирается гранями в выступающую часть цилиндра! Если взять ключик подлиннее, то мешающую грань можно смять и кое-как дотянуть, но, если честно, это не дело...
В общем, все цилиндры обосновали свою пригодность к работе. Хочешь отъездить сезон, малость сэкономив, - бери "Базальт", желаешь иметь длительный надежный тыл - разорись на "немца". Места распределяем так: 1-ый - ITT, далее - Lpr и CIFAM, почтенное 4-ое место - наше.
Любопытно, почему наша резина не переносит нашу же тормозную жидкость?
Рис. 1. Цилиндр в сборе (российского эталона): 1 - упор колодки; 2 - защитный колпачок; 3 - корпус цилиндра; 4 - поршень; 5 - упрямый винт; 6 - упрямое кольцо торового типа; 7 - сухари; 8 - пружина; 9 - опорная чашечка; 10 - уплотнительное кольцо.
Рис. 2. Ремонт и эксплуатация поршня а - российского эталона; б - компаний ITT CIFAM; в - компании Lpr. 1 - упрямый винт; 2 - упрямое кольцо; 3 - сухари; 4 - пружина; 5 - опорная чашечка; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - поршень; 8 - защитный колпачок.
Поршень от компании "Базальт" - трудно и не прекрасно.
Поршень от ITT и CIFAM.
Поршень от Lpr - уплотнительное и упрямое кольца поменялись местами.
Редакция благодарит лабораторию тормозных систем НАМИ за помощь в подготовке статьи.
Lpr (ЕС). Цена - 100-120 руб. Резьба защищена заглушкой. У защитных колпачков слабенькая посадка - влага и пыль могут просочиться вовнутрь. Тесты, все же, выдержал искрометно. Ремонтопригодность нулевая: наши "резинки" не подходят. Необыкновенна конструкция железных поршней с гальваническим покрытием.
Резюме: отлично обмысленное, технологичное и достаточно привлекательное изделие.
CIFAM (ЕС). Цена - 100-120 руб. Резьба защищена заглушкой. Тесты выдержал отлично (правда, возросло усилие перемещения поршней по цилиндру). Поршни - железные, с гальваническим покрытием. Для ремонта непригоден.
Резюме: собственных средств стоит.
ITT (Германия). Самый дорогой: 170-190 руб. Резьба защищена заглушкой, а штуцер - резиновым колпачком. Обычный "германец" - в нем все верно и придраться не к чему. Поршни - железные, с гальваническим покрытием. Ремонту, естественно, не подлежит, но навряд ли сломается.
Резюме: если есть Энциклопедия грузовых автомобилей, то нужно брать...
"Базальт" (Миасс, Наша родина). Самый дешевенький: 30-40 руб. Изготовлен дедовским методом и достаточно небережно, но тесты выдержал. "Резинка" растворяется в "тормозухе", а дюралевый поршень вступает в противоправные дела с металлическим корпусом. Штуцер прокачки упирается гранью в выступ корпуса и не закручивается до конца. Резиновые уплотнения можно поменять - ремкомплекты продаются свободно. А в общем - работает...
Резюме: за такие Энциклопедия грузовых автомобилей грех сетовать.