ВРЕШЬ, НЕ ВОЗЬМЕШЬ!
ВРЕШЬ, НЕ ВОЗЬМЕШЬ!
РЫНОК
Экспертиза
ВРЕШЬ, НЕ ВОЗЬМЕШЬ!
Антирадар - непонятный метод избежать излишних расходов...
Аркадий КОЗЛОВ
Неверное это словечко, похоже, прижилось надолго заместо труднопроизносимого "радар-детектор". По сути, антирадаром следовало бы именовать передатчик, способный интенсивно сбивать работу локатора (такие везде запрещены к использованию и поэтому серийно не выпускаются). Радар-детектор - просто приемник, вещь полностью безопасная. Но так как люд уже привык к словечку "антирадар", то и мы будем его употреблять, имея в виду радар-детектор.
ЧТО ЕСТЬ ЧТО?
Дорожные радары всераспространены в мире. Ничего более комфортного пока не изобрели. И даже выделены частоты, разрешенные к использованию милицией во всех странах. Каждой полосе частот присвоено буквенное обозначение:
10,500 - 10,550 ГГц (Х-диапазон),
24,050 - 24,250 ГГц (К-диапазон),
33,400 - 36,000 ГГц (Ка - широкий спектр).
Три спектра выделены преднамеренно - чем выше несущая частота, тем меньше поперечник излучателя, а означает, портативнее сам радар. Но генерировать настолько высочайшие частоты тяжело (и недешево). Переход на их проходит равномерно, потому в мире интенсивно употребляют все спектры. А вот у нас в Рф - только два, при этом на Х приходится львиная толика (до 90%), в спектре К работают только "Искры", а спектр Ка и совсем экзотичен. Средств, как обычно, не хватает...
Не считая радиоволн для отлова нарушителей высокоскоростного режима может применяться и луч лазера. Но лишь на Западе. Ибо лазер - игрушка уж совершенно дорогая. За рубежом милиция употребляет радары обычно на самых небезопасных участках дорог в чисто профилактических целях, потому антирадары там, обычно, приветствуются (вобщем, где-то они запрещены).
Наши же блюстители порядка, часто устраивающие кормушки у "сороковников", позабытых дорожниками на издавна уже отремонтированном шоссе, очень недолюбливают сенсоры. В ход идут различные хитрости: умелая маскировка под придорожный кустик, застыл скорости маленькими "выстрелами" (чтоб антирадар не успел "засечь" сигнал) и т. д. Автомобилисты, в свою очередь, вооружаются все более дорогими и совершенными радар-детекторами. Обычно, ввезенными. Часто переплачивают, приобретая совсем излишние функции.
ЗА ЧТО ПЛАТИМ?
Что все-таки такое антирадар? Если локатор инспектора - передатчик радиоволн сверхвысокой частоты (с узеньким, как у фонарика, лучом), то сенсор, как было сказано, - обычный приемник. И чем выше его чувствительность, тем с большего расстояния он распознает опасность. Да и тем больше возможность неверных срабатываний от сотовых телефонов, раций, сварки и иных помех. Потому неплохой антирадар оснащают сложной схемой определения случайных помех, что принято именовать термином "помехозащищенность".
Обыденный приемник бывает или прямого усиления, или с интегрированным колебательным контуром, понижающим несущую частоту, - супергетеродином. У последнего еще большая чувствительность, селективность (избирательность) и коэффициент усиления. Отсюда следует: при покупке антирадар обязательно нужно выбирать с супергетеродином.
Многие радар-детекторы могут отлавливать сигнал лазера. Функция недешевая, и к тому же никчемная. В Рф лазерных радаров фактически нет. А тем, кто нередко бывает за рубежом, напомним, что луч лазера очень тонок, и антирадар может не сработать даже тогда, когда полицейский будет "светить" им в радиатор вашей машины. Вобщем, если он и сработает, то все равно будет уже поздно. Стало быть, приемник лазера совершенно необязателен.
Америкосы очень обожают развешивать радиомаячки: на месте аварии, ремонта дороги и т. п. Антирадар распознает сигнал такового маячка и предупреждает водителя особым сигналом или бегущей строчкой, или голосом. Само собой, на родных просторах такая функция никчемна, и отстегивать за нее излишние Энциклопедия грузовых автомобилей просто тупо. И позже, даже если ГИБДД закупит заместо еще одного "Мерседеса" партию таких маячков и будет развешивать их как положено и даже впору снимать, то кто, скажите, обозначит им стоящий на ночной обочине КамАЗ без "габаритов"? Нет, такая примочка не для нас. Внимательность только терять...
Полицейские Нового света могут найти радар-детектор, есть у их особое оборудование (любопытно, для чего? Сенсоры не запрещены). Антирадар, в свою очередь, тоже может "додуматься", что его пробуют опознать и перейти в режим "невидимки", отключив временно супергетеродин и работая в режиме прямого усиления (VG-2). Функция для Рф совсем никчемная.
Итак, при выборе радар-детектора нужно выбирать непременно супергетеродин с спектрами Х и К. Спектр Ка, определитель лазера, режим "невидимки" и опознаватель "дорожных проблем" - пустая растрата средств. Комфортно, если в приборе есть регулятор громкости, режимы "Город" (City) и "Высокоскоростная дорога" (Highway) и так именуемый "Гейгер-эффект". Сущность его в том, что частота предупреждающего сигнала антирадара тем выше, чем поближе он находится к локатору. И, естественно, сенсор должен быть легкосъемным - воров пока хватает. А если злодей окажется дилетантом, будет вдвойне грустно лишиться не только лишь прибора, да и стекла. По типу крепежного элемента приборы можно поделить на три части: с присосками, с защелкой на противосолнечный козырек и на "липучке". Самый удачный - с присосками, если, естественно, они не отпадают поминутно. Хороши и защелки, но козырьком с пристегнутым антирадаром уже не воспользуешься по предназначению. Самый плохой - на "липучке". Для такового сенсора не всегда найдется место на "торпедо", ну и производитель, который невнимателен к крепежу, не вызывает доверия.
ПРОБЫ
Для испытаний мы избрали более пользующиеся популярностью модели радар-детекторов: китайскую "Кобру", корейские "Мангуст" и два "Стара", канадский "Бел", пару филиппинских "Вистлеров", российские "Стелс" и "Симикон". Новая "Кобра" ни на один радар упрямо не отзывалась. Торговец отказался поменять ее на новейшую: дескать при включении пищит, самотестирование проходит. А означает, работает. С испытаний пришлось снять. Не всякий антрадар исправно работает, даже если тест проходит без сучка. Это следует учитывать еще при покупке.
"Симикон" и "Стелс" - прямого усиления, работают в спектрах Х и К. Все другие - супергетеродины, обхватывают спектры Х, К и Ка и лазер. У всех есть режим город/шоссе и кнопка отключения звука. А вот отрегулировать громкость у "Стелс", "Симикон" и "Бел" нельзя, "Мангуст", "Бел", "Стар 2040" и "Вистлер 975" можно переключить в ночной режим, притушив наполовину индикаторы. Неясно, правда, для чего. Они и так не мешают. "Вистлер 975" - с бегущей строчкой, высвечивающей режимы работы, спектр найденного радара и мощность сигнала (в цифрах).
Для всеполноценных испытаний удалось раздобыть самые всераспространенные радары: "Барьер-2М", два "Орла" (Х-диапазон) и две "Искры", работающие в К-диапазоне. Словом, вооружились до зубов. Тесты проводили на прямом участке дороги в сухую ясную погоду; на пологом повороте и холмике (для определения горизонтального и вертикального углов охвата), также в городке всеми радарами поочередно на дальности 3000, 1500, 1000, 750, 500 и 300 метров. Оценивалась чувствительность для всех типов радаров. Помехозащищенность определялась по количеству срабатываний от сотовых телефонов (в том числе из примыкающей машины), электросварки, трамваев, троллейбусов и т. д. Результаты сведены в таблицу.
ТАК ЧТО Приобрести?
Результаты испытаний оказались такими разновеликими для российских и привезенных из других стран антирадаров, что таблицу пришлось разбить на две неравные части. Практически однообразные свойства "Стелс" и "Симикон" расставляют их на 1-е и 2-е места только условно. Низкая чувствительность и нехорошая помехозащищенность заданы конструктивно - оба прибора прямого усиления. И только смехотворно малая стоимость делает их конкурентоспособными на рынке. Самый беспритязательный шофер может приостановить собственный выбор на любом из их. "Барьер" они найдут. Более современные "Искру" и "Сокол" с низким уровнем сигнала опознать сложнее. Не считая того, нужно быть готовым к частым неверным срабатываниям, в особенности в городке.
У супергетеродинных привезенных из других стран сенсоров свойства осязаемо выше, да и стоимость кусачая. Больше всех очков набрал "Вистлер 975". Всего на 5 баллов отстал "Стар 2040", на семь - "Вистлер 1610" и "Стар 2010". Фактически, таковой маленький разрыв фактически уравнивает свойства антирадаров в реальных критериях. Потому можно приобрести хоть какой из их, обратив внимание на стоимость. Для упрощения выбора поделим баллы на стоимость и, делая упор на полученную величину, присвоим радар-детекторам места.
Более удачным выбором будет, непременно, "Стар": две его модели заняли 1-ое и третье места. Возлагаем надежды, что наше малюсенькое исследование поможет автовладельцу сделать верный выбор и сберечь на штрафах.
Самый дорогой сенсор с бегущей строчкой.
Фаворит теста - "Стар 2010"